Дорогие братья и сёстры!
Как хорошо быть с Иисусом. Об этом свидетельствует только что прочитанное Евангелие, которое рассказывает, что толпы людей проводили с Ним долгие часы, когда Он говорил о Царствии Божием и исцелял больных (ср. Лк 9, 11). Сострадание Иисуса к страдающим показывает полную любви близость Бога, Который приходит в мир, чтобы нас спасти. Когда Бог царит, человек освобождается от всякого зла. Однако даже для тех, кто принимает Благую Весть от Иисуса, наступает час испытания. На той пустыни, где толпы слушали Учителя, наступает вечер, а еды нет (ср. ст. 12). Голод народа и заход солнца становятся знаками ограничения, тяготеющего над миром, над каждым творением: день подходит к концу, как и заканчивается жизнь человека. И именно в этот час, во время недостатка и тьмы, Иисус остается среди нас.
Именно тогда, когда солнце склоняется к закату, когда начинает мучить голод, когда сами апостолы просят отпустить народ, Христос удивляет нас Своим милосердием. Его охватывает сострадание к голодным людям, и Он призывает Своих учеников позаботиться о них. Голод — это не потребность, отделённая от проповеди Царства и свидетельства спасения. Напротив — этот голод связан с нашими отношениями с Богом. Пять хлебов и две рыбы, кажется, недостаточны, чтобы накормить народ. Однако эти на первый взгляд разумные расчёты учеников лишь обнаруживают их маловерие. Ведь на самом деле, с Иисусом у нас есть всё необходимое, чтобы наша жизнь обрела силу и смысл.
На вызов голода Иисус отвечает жестом разделения: Он поднимает глаза к небу, произносит благословение, преломляет хлеб и раздаёт его всем присутствующим (ср. ст. 16). Жесты Господа — это не начало какого-то сложного магического ритуала, а простое выражение благодарности Отцу, сыновней молитвы Христа и братского общения, которое поддерживает Святой Дух. Чтобы умножить хлеб и рыбу, Иисус делится тем, что есть — и именно благодаря этому хватает для всех, и даже остаётся излишек. После того как все ели и насытились — собрали двенадцать корзин остатков (ср. ст. 17).
Такая логика, которая спасает голодный народ: Иисус действует в духе Бога, обучая нас поступать так же. Сегодня, вместо тех толп, о которых говорится в Евангелии, мы видим целые народы, униженные жадностью других больше, чем собственным голодом. Перед лицом нищеты многих накопление богатств немногими — это проявление равнодушной гордыни, порождающей страдание и несправедливость. Вместо того чтобы делиться, излишество расточает плоды земли и человеческого труда. Особенно в этот юбилейный год, пример Господа остаётся для нас насущным критерием действий и служения: делиться хлебом, чтобы умножить надежду — значит возвещать наступление Царствия Божьего.
Действительно, спасая толпы от голода, Иисус возвещает, что освободит всех от смерти. Это — тайна веры, которую мы празднуем в таинстве Евхаристии. Подобно тому как голод является знаком нашей глубокой нужды в жизни, так преломление хлеба становится знаком божественного дара спасения.
Возлюбленные, Христос является ответом Бога на голод человека, потому что Его Тело — это хлеб вечной жизни: «Возьмите и ешьте из него все!». Приглашение Иисуса охватывает и наш повседневный опыт. Чтобы жить, нам нужно питаться жизнью, отнимая её у растений и животных. Но, вкушая то, что мертво, мы вспоминаем, что и мы, хотя и едим, всё же умрём. Когда же мы питаемся Иисусом — живым и истинным хлебом — мы живём для Него. Жертвуя всего Себя, Распятый и Воскресший отдает Себя нам, чтобы мы, вкушая Его, осознали: мы были сотворены, чтобы питаться Богом.
Наша голодная природа несёт в себе печать недостатка, который восполняется благодатью Евхаристии. Как пишет святой Августин, Христос — это воистину «хлеб, который насыщает и не иссякает; хлеб, который можно вкушать, но нельзя исчерпать» (Sermo 130, 2). Евхаристия — это подлинное, действительное и субстанциальное присутствие Спасителя (ср. Катехизис Католической Церкви, 1413), Который преосуществляет хлеб в Самого Себя, чтобы нас преобразить в Себя. Живое и животворящее Тело Господне делает нас — то есть Саму Церковь — Телом Господа.
Именно поэтому — в соответствии со словами апостола Павла — Второй Ватиканский Собор учит, что «в таинстве евхаристического хлеба одновременно представляется и осуществляется единство верующих, составляющих одно тело во Христе» (ср. 1 Кор 10,17). Все люди призваны к этому единению со Христом, Который есть Свет мира, от Которого мы произошли, благодаря Которому живём и к Которому стремимся (Конституция Lumen gentium, 3).
Процессия, которую мы вскоре начнём, является знаком этого пути. Вместе — пастыри и стадо — мы питаемся Святыми Дарами, поклоняемся Ему и несём Его по улицам. Таким образом мы вверяем Его взгляду, совести и сердцу человека. Сердцу того, кто верит, чтобы он верил ещё сильнее; сердцу того, кто не верит, чтобы он задумался о голоде, который ощущает в своей душе, и о хлебе, который может его насытить.
Укреплённые пищей, которую даёт нам Бог, понесём Иисуса в сердце каждого человека, потому что Иисус включает всех в дело спасения, приглашая каждого к участию в Своем пире. Блаженны приглашённые, которые становятся свидетелями этой любви!