Катехизис Папы о пороках и добродетелях: Влюбленность – это тайна














ПАПА ФРАНЦИСК
ОБЩАЯ АУДИЕНЦИЯ
Зал Павла VI,
среда, 17 января 2024 г.
Катехизическое поучение. Пороки и добродетели 4: Похоть




Добрый день, дорогие братья и сестры!

 

Сегодня хорошенько послушаем катехизацию, потому что потом будет цирк, который немного развлечет нас.

Продолжим наш курс о пороках и добродетелях. Древние отцы учат нас, что второй после чревоугодия «демон», т.е. порок, который всегда сидит на корточках у дверей сердца – это похоть. Если чревоугодие состоит в прожорливости по отношению к пището этот второй порок – своего рода «прожорливость» по отношению к другому человеку, т.е. ядовитая связь, которую человеческие существа устанавливают между собой, особенно в сфере сексуальности.

Заметьте: в христианстве нет осуждения сексуального инстинкта. В Библии есть книга, Песнь Песней – великолепная любовная поэма о женихе и невестеВ любом случае, это настолько прекрасное измерение нашей человечности – измерение сексуальное, измерение любви, пусть и не свободное от опасностей, причем настолько, что уже св. Павлу пришлось коснуться данной темы в Первом послании к Коринфянам. Он пишет: «Есть верный слух, что у вас появилось блудодеяние, и притом такое блудодеяние, какого не слышно даже у язычников» (5, 1). Упрек апостола касается нездорового подхода некоторых христиан к сексуальности.

Но присмотримся к человеческому опыту – опыту влюбленности. Здесь много молодоженов, вы могли бы рассказать об этом! Откуда берется эта тайна, и как такой волнующий опыт вторгается в человеческую жизнь, никто из нас не знает. Один человек влюбляется в другого, и наступает влюбленность. Это одна из самых удивительных реалий бытия. Большая часть песен, которые мы слышим по радио, посвящено именно этому: любви озаряющей; любви, которой всегда ищут и не находят никогда; любви, полной радости или терзающей до слез.

Если она не запятнана пороком, то влюбленность – это одно из самых чистых чувств. Влюбленный становится великодушнымохотно дарит подарки, пишет письма и стихи, перестает думать о себе, всецело проецируясь на другого, и это прекрасно. А если спросить влюбленного: «За что ты любишь?», он не найдет ответа, потому что его любовь во многом безусловна и беспричиннаИ, конечно же, если любовь действительно сильна, то она и немного наивна: влюбленный не знает по-настоящему облика другого и склонен идеализировать его, готов давать обещания, всей серьезности которых не сразу даже понимает. Однако этот «сад», где множатся чудеса, не огражден от зла. Его разоряет демон похоти, и этот порок особенно страшен, по крайней мере, по двум причинам.

Прежде всего потому, что он разрушает отношения между людьмиК сожалениючтобы убедиться в этой правде, достаточно взглянуть на повседневную жизньКак часто отношения начинаются с самого лучшегоа потом выливаются в токсичную связьжелание обладать другим без уважения и понимания границТакой любви не хватает целомудрия – добродетели, которую не следует путать с сексуальным воздержанием, так как целомудрие – это больше чем сексуальное воздержание, оно скорее связано с сознательным отказом от обладания другим. Любить – значит уважать другого, желать ему счастьяпитать в себе сочувствие к его переживаниямупотреблять во благо знание тела, психологии и души, которые не наши и должны созерцаться в красоте, носителями коей они являются. Вот что такое любовь, и она прекрасна. Похоть же смеется надо всем этим: она разоряет, грабит, в спешке потребляет, не хочет слушать другого, а слышит только свои потребности и жажду удовольствий. Похоть считает скукой любое ухаживание, не ищет сочетания между разумом, влечением и чувством, которое помогло бы жить мудроПохотливый высматривает только короткие пути: он не понимает, что стезя любви требует много времени и терпенияи это совсем не синоним скуки, а шанс сделать нашу любовь счастливой.

Но есть и другая причина, по которой похоть следует признать опасным порокомВ хоре всех человеческих удовольствий у сексуального довольно мощный голос. Оно захватывает все чувства, живет как в теле, так и в психике, и это прекрасно, но если сексуальность не дисциплинирована терпением, если не вписана в отношения и историю, в которой две отдельные личности превращают ее в танец любви, она превращается в цепи, лишающие свободы человека. Сексуальное удовольствие, являющееся даром Божьимискажается порнографией: удовлетворением без отношений, которое может порождать разные формы зависимости. Мы должны отстаивать любовь – любовь сердца, ума, тела, чистую любовь самодарования друг другу. И в этом красота сексуальных отношений.

Победа в битве против похоти, против «овеществления» другого может потребовать всей жизни. Однако награда за победу в этой битве абсолютно важнее, потому что это битва за сохранение той красоты, которую Бог вдохнул в Свое творение, когда рисовал образ любви между мужчиной и женщиной, состоящей не в том, чтобы использовать друг друга, а в том, чтобы любить. Именно эта красота заставляет нас поверить, что лучше вместе строить историю, чем гоняться за приключениями… Дон Жуанов и так многоЛучше согревать друг друга нежностью, чем сдаться демону обладания, ведь настоящая любовь не обладаета дарит себя: лучше служить, чем завоевыватьПотому что без любви жизнь печальна, это лишь скорбное одиночество. Спасибо.

________________________

ОБРАЩЕНИЕ

Заверяю в моей близости и солидарности с жертвами – исключительно мирными жителями – ракетного удара, обрушившегося на жилой район Эрбиля, столицы автономного региона Иракский Курдистан. Хорошие отношения между соседями строят не подобными актами, а путем диалога и сотрудничестваПрошу всех избегать любых шагов, усиливающих напряженность на Ближнем Востоке и везде там, где идет война.

* * *

Завтра начинается Неделя молитвы о единстве христиан, которая в этом году посвящена теме: «Возлюби Господа Бога твоего… и ближнего твоего, как самого себя» (ср. Лк 10, 27). Призываю вас молиться о том, чтобы христиане достигли полного общения и единодушно свидетельствовали о любви ко всем, особенно к слабейшим.

Сердечно приветствую италоязычных паломников. В частности, приветствую верующих из Беллицци, группу “FederCasa”, Институт Пия IX “La Salle” и школу “Highlands Institute” в Риме.

Наконец, мои мысли обращаются к молодым, больным, пожилым и новобрачным. Сегодня литургия вспоминает св. авву Антония, одного из отцов-основателей монашества. Его пример пусть побуждает всех бескомпромиссно принять Евангелие.

И не будем забывать о странахгде идет война: не будем забывать об Украине, не будем забывать о Палестине и Израиле, не будем забывать о жителях сектора Газа, которые так страдают. Помолимся о множестве жертв войны, множестве жертв. Война всегда разрушает, она не сеет любви, сеет только ненависть. Война – это подлинное поражение человека. Помолимся о людях, страдающих от войны.

Всем мое благословение!


Источник: vatican.va

















.