Вертеп в Греччо – школа простоты и радости















ПАПА ФРАНЦИСК

ОБЩАЯ АУДИЕНЦИЯ

Зал Павла VI,
среда, 20 декабря 2023 г.

Катехизическое поучение: Вертеп в Греччо – школа простоты и радости









Добрый день, дорогие братья и сестры!

 

Ровно восемь столетий назад, в Рождество 1223 г., св. Франциск устроил в Греччо живой вертепСейчас, когда по домам и во многих других местах еще готовят или уже заканчивают вифлеемку, не плохо было заново открыть для себя ее истоки.

Откуда взялись вифлеемкиЧего хотел св. Франциск? Он объяснял это так: «Мне хотелось изобразить Ребенка, родившегося в Вифлееме, и хоть немного увидеть своими глазами, как неудобно Ему было физически из-за отсутствия простых вещей, которые нужны новорожденному, как его положили в кормушку для скота и как он лежал на сене между волом и ослом» (Фома Челанский«Vita prima»XXX, 84: FF 468). Франциск собирался не создать шедевр искусства, а пробудить с помощью своего вертепа в людях изумление крайним смирением Господа, согласившимся претерпеть все эти трудности, которые Он снес в той убогой вифлеемской пещере из любви к намИ действительно, биограф святого из Ассизи отмечает: «В этой трогательной сцене сияет евангельская простота, восхваляется бедность, заповедуется смирение. Греччо стало новым Вифлеемом» (там же, 85: FF 469). Я выделил бы одно слово: изумление. И это важно. Если мы, христиане, смотрим на вертеп как на нечто прекрасное, историческое или даже религиозное и молимся, то только этого мало. Перед тайной воплощения Слова, перед рождением Иисуса пристало именно такое религиозное ощущение: изумление. Если, видя такие тайны, я не испытываю такого изумлениято у меня просто поверхностная вера – «информатическая»Не забывайте этого.

И одним из свойств вертепа является то, что она становится своего рода школой простоты. И эта школа может многому научить насВедь на сегодня риск потерять то, что по-настоящему важно в жизни, слишком велик и парадоксальным образом растет именно под Рождество – меняется сама ментальность Рождества, утопая в потребленчестве, разъедающем его значение. Рождественское потребленчество. Да, нам хочется делать подарки, и это хорошо, есть повод, но этот безумный бег по магазинам отвлекает внимание в ненужную сторону, и нет в нем той простоты Рождества. Посмотрим на вертеп: где это изумление перед ним? Порой нам не хватает внутреннего пространства для изумления, а есть только место для того, чтобы устраивать праздники и вечеринки.

И вертеп появляется, чтобы вернуть нас к важному: к Богу, приходящему жить среди нас. Вот зачем нужно смотреть на вертеп: это помогает нам понять, что действительно значимои увидеть социальные связи Иисуса в тот момент, семью Иосифа и Марии, близких, пастуховСначала людей, а потом вещи. А мы часто ставим вещи выше людейТак не пойдет.

Но вертеп в Греччо, помимо простоты, которая дает видеть, говорит также о радости, потому что радость – это не то же самое, что развлечения. В развлечениях нет ничего плохого, если они добрые. В этом нет ничего дурногоэто человеческая вещь. Но радость еще глубже, человечнее. И порой возникает искушение развлекаться без настоящей радости, просто весело шуметь, но безо всякой радости. Так бывает с клоунами, которые улыбаются, смеются, смешат другихдаже когда на сердце грусть. Радость – вот корень хорошего рождественского веселья. Именно о радости говорит летопись тех времен: «И приходит день радости, час ликования…! Франциск… лучится… Люди сбегаются и радуются радостьюкоторой никогда раньше не испытывали А потом все возвращаются по домам, полные неописуемой радости» («Vita prima»XXX, 85-86: FF 469-470). Простота и изумление приводят тебя к радости – настоящей радости, а не искусственной.

Но откуда же бралась эта рождественская радость? Конечноона рождалась не оттого, что каждый нес домой подарки или побывал на пышных торжествах. Нет, то была радость, которая переполняет сердце и течет наружу, когда почти физически ощущаешь близость Иисуса, теплоту Бога, который никогда не бросит нас одних и всегда утешит. Близость, теплота и сострадание – вот три свойства поведения Бога. И, глядя на вертеп, молясь перед ним, мы можем ощутить эти качества Господа, поддерживающие нас в повседневной жизни.

Дорогие братья и сестры, вертеп – это что-то вроде маленького колодца, из которого можно зачерпнуть близость Божью, источник надежды и радости. Вертеп – живое Евангелиедомашнее ЕвангелиеНаподобие колодца в Библии вертеп – это место встречи, куда Иисусу приносят жизненные чаяния и тревоги, как это сделали вифлеемские пастухи и жители Греччо. Несите Иисусу чаяния и тревоги своей жизни. Если, стоя перед вертепом, мы доверим Иисусу то, что у нас на сердцето тоже испытаем «радость весьма великую» (Мф 2, 10) – радость, проистекающую именно из созерцания, из духа изумления, с которым я иду созерцать эти тайны. Пойдем к вертепуПусть каждый смотрит и почувствует все сердцем.

_____________________

ОБРАЩЕНИЕ

Не могу не вспомнить о погибших и раненых в результате разрушительного землетрясенияпроизошедшего в прошлый понедельник в китайских провинциях Ганьсу и Цинхай. С любовью и молитвой разделяю скорбь страдающих местных жителейхочу выразить свою поддержку спасательным службам и призываю на всех благословение Всемогущего, да ниспошлет Он утешение и да облегчит боль.

_____________________

Сердечно приветствую италоязычных паломников. Приветствую Пастырское объединение “Fermo-Centro” вместе с архиепископом Рокко Пеннаккио, а также верующих Альвито и Риардо, делегацию коммуны Больсена, которую благодарю за традиционные дары.

Наконец, приветствую престарелых, больных, новобрачных и молодежьв частности студентов из Сан-Бенедетто-дель-Тронто и Роккараинола-Туфино. Также приветствую команду “Mediterranea Saving Humans”пришедшую сюда, прежде чем отправиться в море, чтобы спасать беднягбегущих из Африки от рабства. Они делают хорошее дело и спасают множество людей.

Не будем забывать о людях и целых народах, страдающих от зла войны. Войны – это всегда поражение. Не будем забывать об этом. Поражение. Выигрывают только производители оружия. Прошу помнить о Палестине и Израиле, помнить об Украине – здесь присутствует господин посол... Измученная Украина столько страдает. И прошу помнить о детях, оказавшихся на войне: им такое приходится видетьПойдем к вертепу и попросим у Иисуса мира. Он – Князь мира.

И всем вам мое благословение.





Источник: vatican.va
















.