Апостольское путешествие завершилось в Будапеште: мы призваны принимать и распространять Его любовь













Апостольская поездка его Святейшества Франциска

в Венгрию
(28-30 апреля 2023 г.)
СВЯТАЯ МЕССА
ПРОПОВЕДЬ СВЯТОГО ОТЦА
Будапешт, площадь Кошута Лайоша,
воскресенье, 30 апреля 2023 г.






Последние слова, произнесенные Иисусом в только что прочитанном Евангелии, резюмируют суть Его миссии: «Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком» (Ин 10, 10). Так поступает хороший пастух: отдает жизнь за своих овец. Так и Иисус, как пастух, идущий искать свое стадо, пришел найти нас потерянных; как пастух, Он пришел, чтобы вырвать нас из пасти смерти; как пастух, знающий каждую из своих овец и с бесконечной нежностью их любящий, Он впустил нас в овчарню Отца, сделав нас Его детьми.

Итак, всмотримся в образ доброго Пастыря и остановимся на двух действиях, которые, согласно Евангелию, Он совершает для Своих овец: сначала Он зовет их, а затем выводит.

1. Прежде всего, Он «зовет своих овец» (ст. 3). В начале нашей истории спасения стояли не мы с нашими заслугами, нашими способностями и структурами. В начале был зов Бога, Его желание добраться до нас, Его забота о каждом из нас, изобилие Его милосердия, жаждущего спасти нас от греха и смерти, чтобы дать нам жизнь в изобилии и бесконечную радость. Иисус пришел как добрый Пастырь человечества, чтобы позвать нас и вернуть домой. Потому мы, храня благодарную память, можем вспоминать Его любовь к нам – к нам таким далеким от Него. Да, когда «все мы блуждали, как овцы», и «совратились каждый на свою дорогу» (Ис 53, 6), Он взвалил на Себя наши беззакония и понес наши грехи, приведя нас обратно в сердце Отца. Потому-то во втором чтении мы услышали от апостола Петра: «Вы были, как овцы блуждающие, но возвратились ныне к Пастырю и Блюстителю душ ваших» (1 Петр 2, 25). И по сей день в любой жизненной ситуации, среди всего, что мы носим в своих сердцах, среди наших утрат, наших страхов, ощущения поражения, которое иногда охватывает нас, в тюрьме печали, где мы рискуем себя запереть, нам слышен Его голос, который зовет нас. Он приходит как добрый Пастырь и зовет нас по имени, чтобы сказать нам, как мы ценны в Его глазах, исцелить наши раны и взять на себя наши слабости, чтобы собрать нас воедино в Свою овчарню и сблизить нас с Отцом и друг с другом.

Братья и сестры, стоя здесь сегодня утром, мы чувствуем радость от ощущения себя святым народом Бога: всех нас рождает Его призвание, именно Он созвал нас, и потому мы – Его народ, Его стадо, Его Церковь. Он собрал нас здесь, чтобы, хотя мы отличаемся друг от друга и принадлежим к разным общинам, величие Его любви объединило всех нас в одних объятиях. Так приятно быть вместе: епископы и священники, монашествующие и верные-миряне. И так приятно разделить эту радость с экуменическими делегациями, главами еврейской общины, представителями гражданских институций и дипломатического корпуса. Это и есть католичество: все мы, кого добрый Пастырь позвал по именам, призваны принять и распространять Его любовь, сделать Его овчарню инклюзивной и никоим образом не эксклюзивной. И потому все мы призваны поддерживать отношения братства и сотрудничества, избегая разделений между нами, не рассматривая нашу общину как некий закрытый клуб, не увлекаясь заботой о защите личного пространства, но открываясь взаимной любви.

2. Позвав Своих овец, Пастырь «выводит их» (Ин 10, 3). Сначала Он впустил их в овчарню, позвав их, а теперь гонит наружу. Сначала Он собрал нас в семью Бога, чтобы мы были Его народом, но потом отправляет нас в мир, чтобы мы стали мужественными и бесстрашными глашатаями Благой вести, свидетелями возродившей нас Любви. То же движение – входить и выходить – мы можем уловить в другом образе, которым пользуется Иисус: в образе двери. Он говорит: «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет» (ст. 9). Хорошенько послушаем еще раз: «войдет и выйдет». С одной стороны, Иисус – это дверь, которая распахнулась, чтобы мы вошли в общение с Отцом и испытали Его милосердие. Но, как всем известно, открытая дверь нужна не только для того, чтобы входить, но и чтобы выходить оттуда, где мы находимся. Так что Иисус, будучи дверью, через которую мы вернулись в объятия Божьи и в овчарню Церкви, теперь выводит нас в мир: Он побуждает нас идти навстречу братьям. Хорошенько запомним это: все мы безо всякого исключения призваны выйти из наших зон комфорта и мужественно дойти до всех окраин, где нужен свет Евангелия (ср. апостольское увещевание «Evangelii gaudium», 20).

Братья и сестры, «выходить» для каждого из нас значит стать, подобно Иисусу, открытой дверью. Грустно и больно видеть запертые двери: запертые из-за нашего эгоизма в отношениях с тем, кто ежедневно идет рядом, из-за нашего индивидуализма в обществе, которое рискует сгинуть в одиночестве, из-за нашего безразличия к тем, кто страдает рядом и терпит нищету, двери, запертые для чужих, не похожих на нас, мигрантов, бедных. Заперты даже двери наших церковных общин: заперты друг для друга, заперты для мира, заперты для тех, кто «не соответствует правилам», заперты для тех, кто жаждет Божьего прощения. Братья и сестры, пожалуйста, прошу: откроем двери! Давайте и мы в своих словах, поступках и повседневных делах будем стараться быть, как Иисус, открытой дверью: дверью, которая никогда не захлопнется ни перед кем, дверью, которая дает каждому войти, чтобы ощутить красоту любви и прощения Господа.

Повторяю это, прежде всего, для себя, братьев-епископов и священников: для нас, пастырей. Потому что пастырь, как сказал Иисус, это не разбойник и не вор (ср. Ин 10, 8): он не злоупотребляет своей ролью, не угнетает вверенное ему стадо, не «крадет» место у братьев-мирян, не реализует слишком жестко свою власть. Братья, наберемся отваги и будем дверями, которые открываются все шире: «передатчиками» благодати Божьей, знатоками близости, готовыми предложить жизнь, как Иисус Христос, наш Господь и наше все, учит нас с распростертыми на престоле креста объятиями и вновь и вновь показывает нам на алтаре – Хлеб живой, преломленный ради нас. Говорю также это мирским братьям и сестрам, катехизаторам, работникам душепопечения, политическим и общественным деятелям, тем, кто просто живет своей повседневной жизнью, и порою с большим трудом: будьте открытыми дверями! Позволим войти в наши сердца Господу жизни, Его утешающему и исцеляющему слову, чтобы затем выйти наружу и самим быть в обществе открытыми дверями. Будьте открытыми и инклюзивными по отношению друг к другу, чтобы помочь Венгрии расти в братстве и идти по пути мира.

Дорогие мои, Иисус, добрый Пастырь, зовет нас по именам и с бесконечной нежностью заботится о нас. Он – дверь, и кто входит Им, обретает жизнь вечную: так что Он – наше будущее, будущая жизнь «с избытком» (Ин 10, 10). Итак, давайте никогда не унывать, никогда не позволять лишить нас радости и мира, которые Он даровал нам, не будем закрываться в трудностях или апатии. Пусть нас ведет наш Пастырь: с Ним наша жизнь, наши семьи, наши христианские общины и вся Венгрия засияют новой жизнью!

Источник: vativan.va 






















.