Страсть к евангелизации: апостольское рвение верующего 10. Свидетели: св. Павел 2












ПАПА ФРАНЦИСК

ОБЩАЯ АУДИЕНЦИЯ

Площадь св. Петра,
среда, 12 апреля 2023 г.

Катехизическое поучение. Страсть к евангелизации: апостольское рвение верующего 10. Свидетели: св. Павел 2









Добрый день, дорогие братья и сестры!

 

Две недели назад мы размышляли над личным рвением св. Павла в возвещении Евангелия, а сегодня можем подробнее рассмотреть евангельское рвение в том смысле, в каком он сам говорит и описывает его в некоторых своих посланиях.

Опираясь на собственный опыт, Павел не забывает об опасности искаженного рвения, ведущего в неверном направлении. Жертвой этой опасности был он сам, пока по воле провидения не рухнул по пути в Дамаск. Иногда и нам приходится сталкиваться с неверно ориентированным рвением, зацикленным на соблюдении чисто человеческих и устаревших для христианской общины норм. «Ревнуют по вас нечисто», – пишет апостол (Гал 4, 17).

Трудно не замечать, что некоторые даже в самой христианской общине с большим старанием пекутся о вещах ошибочных, могут хвалиться ложным евангельским рвением, стремясь, на самом деле, удовлетворить свое тщеславие, навязать собственные убеждения или добиться капельки любви к себе.

Потому-то нам и нужно спросить себя: каковы характеристики истинного евангельского рвения по Павлу? И здесь мне кажется полезным текст, который мы слышали в начале, перечень «оружия», который апостол рекомендует для духовной битвы (Еф 6, 11-15). Он упоминает в частности «готовность благовествовать», которую некоторые переводят как «рвение». Такой-то человек ревностно распространяет такие-то идеи или убеждения… И Павел описывает эту готовность как «обувь». Почему? Как ревностность в благовествовании связана с тем, что надевается на ноги? Эта метафора отсылает к одному отрывку из пророка Исаии, который писал так: «Как прекрасны на горах ноги благовестника, возвещающего мир, благовествующего радость, проповедующего спасение, говорящего Сиону: “Воцарился Бог твой!» (52, 7).

Здесь мы тоже видим упоминание ног глашатая добрых вестей. Почему? Потому что глашатай должен двигаться, идти! Но мы также замечаем, что Павел в этом тексте говорит об обуви как части вооружения по аналогии с экипировкой солдата, идущего в бой: в битвах было важно иметь твердую опору, чтобы избежать ловушек на поле брани, потому что противник часто расставлял ловушки, а также чтобы иметь достаточно сил для бега и двигаться в нужном направлении. Т.е. обувь нужна для того, чтобы бегать и уклоняться от всех козней врага.

Евангельское рвение – это опора, на которой зиждется благовествование, и благовестники – что-то вроде ног тела Христова, которое есть Церковь. Нет благовествования без движения, без «выхода наружу», без инициативы. Это значит, что не может быть христианина, который не в пути, не может быть христианина, который не идет наружу, чтобы нести весть. Нет благовествования без движения, без пути. Евангелие не возвещают, сидя на одном месте, запершись в офисе, за письменным столом или перед компьютером, устраивая полемику, как «диванные воины», и подменяя креативность проповеди копированием и вставлением идей, взятых тут и там. Евангелие возвещается в движении, в пути, в странствии.

Термин, использованный Павлом, когда он говорит об обуви глашатая Евангелия – это греческое слово, означающее готовность, приготовления, энергичность. Речь идет о противоположности небрежности, несовместимой с любовью. Так в другом месте апостол пишет: «В усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите» (Рим 12, 11). Такой же подход требуется в книге Исход при совершении жертвы пасхального избавления: «Ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью: это – Пасха Господня. А Я в сию самую ночь пройду» (12, 11-12а).

Глашатай готов идти и знает, что Господь проходит неожиданно. Поэтому он должен быть свободен от шаблонов и открыт на неожиданности и новые действия: готов к сюрпризам. Благовестник не должен сидмя сидеть в клетках «может быть» или «всегда так делалось», а быть готовым последовать мудрости не от мира сего, как говорит о себе Павел: «Слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией» (1 Кор 2, 4-5).

Вот, братья и сестры, что важно: проникнуться такой готовностью к новизне Евангелия, таким отношением, которое полно рвения, инициативы, желания пойти первым. Это значит не упускать ни единой возможности для распространения вести Евангелия мира – того мира, которого Христос способен дать больше и лучше, чем этот мир дает его. И потому я призываю вас быть благовестниками, которые идут без страха, рвутся вперед, чтобы принести красоту Иисуса, чтобы донести до всех новизну Иисуса, преображающую все. «Да, отец, измените календарь, чтобы мы теперь считали годы по Рождеству Христову…». Но измени также и сердце: ты готов позволить Иисусу изменить твое сердце? Или ты – прохладный христианин, который не движется? Подумай немного: ты энтузиаст Иисуса, идешь вперед? Подумай немного…

 
 Источник: vatican.va





.