Страсть к евангелизации – апостольское рвение верующего 9: Свидетели – св. Павел 1













ПАПА ФРАНЦИСК

ОБЩАЯ АУДИЕНЦИЯ

Площадь св. Петра,
среда, 29 марта 2023 г.

Катехизическое поучение. Страсть к евангелизации – апостольское рвение верующего 9: Свидетели – св. Павел 1







Добрый день, дорогие братья и сестры!

 

На катехизическом пути, посвященном апостольскому рвению, сегодня мы начнем присматриваться к некоторым людям, которые по-разному и в разное время давали свидетельство тому, что такое страсть к Евангелию. И первый такой свидетель – это, естественно, апостол Павел. Мне хотелось бы посвятить ему две катехизации.

История Павла из Тарса символична для сегодняшней темы. В первой главе Послания к Галатам, равно как и в рассказе из Деяний апостолов можно заметить, что евангельское рвение захватывает его после обращения, заняв место его прежнего иудейского рвения. То был человек ревностный в законе Моисея и иудаизме, и после обращения эта ревностность сохраняется, но уже обращена на возвещение, проповедь Иисуса Христа. Павел был влюблен в Господа. Еще Савл, как раньше звали Павла, был ревностен, но Христос перенаправляет его ревностность: от Закона к Евангелию. Прежде в своем рвении он хотел уничтожить Церковь, а теперь строит ее. Здесь можно было бы спросить себя: как так случилось, что разрушение сменилось созиданием? Что изменилось в Павле? В каком смысле его ревностность, его рвение ради славы Божьей преобразились?

Св. Фома Аквинский учит, что с нравственной точки зрения страсть к чему-то не несет в себе ни доброго, ни злого: добродетельная реализация делает ее нравственно доброй, а греховная – злой.[1] В случае Павла его изменила не чистая идея или убеждение, а встреча с воскресшим Господом… Не забывайте этого: жизнь изменяет встреча с Господом, и все бытие Савла преобразила именно она. Человеческое естество Павла, его страстное стремление к Богу и Его славе не были сведены к нулю, а преображены, «обращены» Духом Святым. Он – единственный, Кто может изменить наши сердца. И это касается всех аспектов жизни. Точно так же происходит в Евхаристии: хлеб и вино не исчезают, а становятся Телом и Кровью Христа. Рвение Павла сохраняется, но становится рвением ради Христа. Меняется смысл, но рвение остается то же. Господь использует наше человеческое естество, наши преимущества и качества, но все меняет не идея, а реальная и настоящая жизнь, как говорит сам Павел: «Кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое» (2 Кор 5, 17). Встреча с Иисусом Христом меняет тебя изнутри, делает другим человеком. «Кто во Христе, тот новая тварь» – вот смысл бытия нового творения. Стать христианином – это не сделать макияж, который изменит твою внешность, нет! Если ты христианин, то это меняет твое сердце, но, если ты христианин лишь внешне, то так не пойдет…, крашеные христиане – это совсем не то, что нужно. Подлинная перемена касается сердца. Именно так случилось с Павлом.

Страсть к Евангелию – дело не понимания или науки, которые, конечно же, нужны, но не пробуждают эту страсть. Это скорее повторение того же опыта «падения и воскресения», пережитого Савлом-Павлом и ставшего началом преображения его апостольского рвения. Ты можешь изучить все богословие, если тебе так хочется, можешь изучить Библию и так далее, но стать в итоге атеистом или совершенно мирским человеком. Это не вопрос науки: в истории было так много богословов-атеистов! Наука полезна, но она не порождает новой жизни в благодати. Ведь и св. Игнатий Лойола говорит: «Не множество знаний насыщает и утоляет душу, а осязание вещей и ощущение их вкуса внутри себя».[2] Речь идет о том, что меняет тебя внутренне, позволяет тебе узнать что-то иное, ощутить вкус этого иного. Пусть каждый из нас подумает: «А я религиозен? Вроде да. Молюсь? Да. Стараюсь соблюдать заповеди? Да». Но Иисус где в твоей жизни? «Ой, ведь я же делаю то, что велит Церковь». Но где же Иисус? Ты встретил Иисуса, говорил с Ним? Ты открываешь Евангелие или беседуешь с Ним, помнишь, кто Он такой? Именно этого-то нам так часто не хватает, не скажу, что в нашем христианстве нет Иисуса, но Он абстрактный… Входя в твою жизнь, как некогда в жизнь Павла, Господь меняет все. Мы не раз слышали, как о ком-то говорят: «Посмотри на того другого: он был таким негодяем, а теперь – хороший человек…». Кто его изменил? Иисус, он нашел Иисуса. А твоя жизнь, вроде бы христианская, изменилась? «Ну, более-менее да…». Если в твою жизнь не вошел Иисус, она не изменилась. Ты можешь быть христианином только внешне. А Иисус должен войти, и это изменит тебя, как было с Павлом. Нужно найти Иисуса, и потому Павел сказал, что любовь Христова подталкивает нас, ведет тебя вперед. Такую же перемену пережили все святые, которые, найдя Иисуса, пошли вперед.

Можно еще долго размышлять над переменами, произошедшими в Павле, который из гонителя превратился в апостола Христа. Заметим, что в нем проявляется своеобразный парадокс: пока он считает себя праведным пред Богом, ему кажется, что у него есть право преследовать, хватать и даже убивать, как было со Стефаном, но, когда его озаряет воскресший Господь, и он осознает себя «хулителем» и «обидчиком»… Так он сам говорит о себе: «Я был хулитель и гонитель и обидчик» (1 Тим 1, 13)… Тогда он обретает настоящую способность любить. Вот он – путь. Если кто-то из нас говорит: «Ой, благодарение Господу за то, что я такой хороший человек, делаю добро, не совершаю тяжких грехов…», то он на неправильном пути, потому что это путь самодостаточности, этот путь не оправдывает тебя, делает элегантным католиком, но элегантный католик – не святой католик, всего лишь элегантный. Настоящий католик, настоящий христианин впускает внутрь себя Иисуса, меняющего сердце. Спросите все себя сегодня: что для меня значит Иисус? Впустил ли я его в собственное сердце или просто держу Его в уме на всякий случай, но так, чтобы Он не вошел в мое нутро? Позволил ли я Ему изменить меня? Или для меня Иисус – это чистая идея, богословие, которым я потихоньку занимаюсь… А рвение состоит в том, что, когда кто-то находит Иисуса, его как будто жжет огонь, и, как и Павлу, ему просто нужно  проповедовать Иисуса, нужно говорить о Нем, нужно помогать людям, нужно творить добро. Когда кто-то находит идею Иисуса, он становится идеологом христианства, а это не спасает – нас спасает только Иисус, если ты встретил Его и открыл Ему дверь своего сердца. Идея Иисуса не спасет тебя! Господь да поможет нам найти Иисуса, встретить Его, чтобы Он изнутри изменил нашу жизнь и помог нам помогать другим.

 

[1] ср. «De veritate», 24, 7.

[2] «Духовные упражнения», «Примечания», 2, 4.



Источник: vatican.va










.