Апостольская поездка в Бахрейн







 

ПАПА ФРАНЦИСК

ОБЩАЯ АУДИЕНЦИЯ

Площадь св. Петра,
среда, 9 ноября 2022 г.

Катехизическое поучение: апостольская поездка в Бахрейн









Добрый день, дорогие братья и сестры!

 

Прежде чем поговорить о том, что я заранее подготовил, мне хотелось бы обратить ваше внимание на этих двух стоящих здесь ребят. Они не спрашивали разрешения и не говорили: «Ой, боюсь», а просто пришли сюда. Так и мы должны вести себя с Богом: просто. Они подали нам пример того, как нужно вести себя с Богом, с Господом: идти вперед! Он всегда ждет нас. Мне приятно видеть доверие этих двух детей: это пример для всех нас. Так и мы всегда должны подходить к Господу: свободно. Спасибо.

Три дня назад я вернулся из поездки в Королевство Бахрейн, о котором мне действительно было известно совсем немного, так что у меня не было ясных представлений об этом королевстве. Хотелось бы поблагодарить всех тех, кто сопровождал меня в этой поездке своей молитвенной поддержкой, и вновь выразить мою признательность Его Величеству королю, прочим представителям властей, местной Церкви и жителям за горячий прием. Хотелось бы также поблагодарить организаторов поездок: подготовка такого визита требует активного участия множества людей, государственный секретариат много работает над подготовкой выступлений, логистики, всего остального, и того, и этого…, потом переводчики…, потом еще Корпус жандармерии, Швейцарская гвардия, которые, конечно, молодцы. Огромная работа! Всех, всех вас мне хотелось бы публично поблагодарить за все, что вы делаете для того, чтобы поездка Папы прошла хорошо. Спасибо.

И тут сам по себе встает вопрос: зачем Папа решил посетить эту маленькую страну с подавляющим исламским большинством? Есть столько христианских стран, так почему бы не поехать сначала в одну из них? Отвечу тремя словами: диалог, встреча и путь.

Диалог: непосредственным поводом для этой долгожданной поездки стало королевское приглашение на форум по диалогу между Востоком и Западом. Такой диалог помогает открыть богатство людей, принадлежащих к другим народам, традициям и вероисповеданиям. Бахрейн – это архипелаг из множества островов, и он показал нам, что нужно жить, не изолируясь на острове, а стараясь сблизиться друг с другом. Бахрейнские острова сближаются, соприкасаются друг с другом. Этого требует дело мира, а диалог – это «кислород» мира. Не забывайте этого: диалог – это кислород мира. В том числе и мира в доме. Если там война между мужем и женой, то диалог помогает найти мир. В семье тоже нужно говорить друг с другом: говорить, потому что это сохраняет мир. Почти шесть десятилетий назад II Ватиканский собор, говоря о построении мира, заявил, что это «требует, чтобы люди расширили свое сердце и дух за пределы собственной нации, отложили национальный эгоизм и стремление к господству над другими народами и питали глубокое уважение ко всему человечеству, которое уже с таким трудом продвигается к большему своему единству» («Gaudium et spes», 82). В Бахрейне я ощущал эту потребность и выразил пожелание, чтобы религиозные и гражданские лидеры по всему миру умели смотреть за пределы своих стран и общин и заботиться о целом. Лишь так можно решить определенные универсальные проблемы, такие, например, как забвение Бога, трагедия голода, забота о творении и мир. О таком нужно думать всем вместе. В этом смысле данный диалоговый форум, проходивший под девизом: «Восток и Запад за человеческое сосуществование», стал еще одним призывом выбрать путь встречи и избегать пути конфронтации. Как же нам это нужно! Как нам нужна встреча! Стоит лишь подумать о той безумной (безумной!) войне, жертвой которой стала истерзанная Украина, и о множестве других конфликтов, которые никогда не разрешить с помощью инфантильной логики оружия, а только мягкой силой диалога. Помимо измученной Украины вспомним и о других войнах, которые длятся уже годами, например, о Сирии, где война идет уже более 10 лет, вспомним о детях Йемена, вспомним Мьянму: везде война! Ближе всего сейчас на Украине. И к чему ведут все эти войны? Они уничтожают – уничтожают человечество, уничтожают все. Конфликты нельзя разрешить войной.

Но не может быть диалога без второго слова – встреча. В Бахрейне были встречи, и не раз звучало пожелание, чтобы такие встречи между христианами и мусульманами проходили чаще, чтобы крепли отношения и сердечная связь между нами. В Бахрейне люди, как принято на Востоке, когда приветствуют кого-то, подносят руку к сердцу. Так же делал и я, чтобы дать место внутри себя тому, с кем встречаюсь. Потому что без радушия диалог остается пустым и мнимым, зависает на уровне идей, не становясь реальностью. Среди множества других мне особенно запомнилась встреча с дорогим братом великим имамом Аль-Азхара… Дорогой брат! И еще встреча с молодежью из школы Святейшего Сердца. Эти студенты преподали нам великий урок: там вместе учатся христиане и мусульмане. Нужно узнавать друг дуга с молодости, с юности, с детства, чтобы братская встреча предотвращала идеологические распри. И здесь мне хотелось поблагодарить школу Святейшего Сердца, поблагодарить сестру Розалину, которая так хорошо ею руководит, и ребят, участвовавших во встрече со своими выступлениями, молитвами, танцами и пением – они мне хорошо запомнились! Большое спасибо. И престарелые также дали свидетельство братской мудрости: мне запомнилась встреча с Мусульманским советом старейшин – эта международная организация была создана несколько лет назад, чтобы развивать добрые отношения между мусульманскими общинами под знаком уважения, сдержанности и мира вопреки интегрализму и насилию.

Так мы подходим к третьему слову: путь. Поездку в Бахрейн следует рассматривать не как некий отдельный эпизод, а как часть пути, который начал св. Иоанн Павел II, отправившись в Марокко. В таком контексте первый визит Папы в Бахрейн стал новым шагом на общем пути верующих христиан и мусульман. И мы идем по этому пути не для того, чтобы перемешать или разбавить веру, нет: диалог не разбавляет. Мы идем по этому пути, что строить братские союзы во имя отца Авраама, паломничавшего по этой земле под милосердным взором единого Бога небес, Бога мира. Потому эта поездка и проходила под девизом: «На земле мир людям доброй воли». И почему я говорю, что диалог не разбавляет? Потому что для диалога нужно иметь собственную идентичность, исходить из нее. Если у тебя нет собственной идентичности, то ты не можешь вести диалог, потому что не понимаешь даже, что такое ты сам. Для хорошего диалога всегда нужно исходить из собственной идентичности, осознавать ее, и только так возможен диалог.

Диалог, встреча и путь в Бахрейне имеются и среди христиан: например, первая встреча была экуменической молитвой о мире вместе с дорогим Патриархом и братом Варфоломеем, а также с братьями и сестрами из разных конфессий и обрядов. Она проходила в соборе Аравийской Богоматери, архитектура которого напоминает шатер, в котором, согласно Библии, Бог встречался с Моисеем в пути через пустыню. Братья и сестры по вере, с которыми я встречался в Бахрейне, действительно живут «в пути»: в большинстве своем это рабочие-иммигранты, которые вдали от дома вновь обретают корни в народе Божьем и семью в большой семье Церкви. Замечательно было видеть, как эти мигранты-христиане из Филиппин, Индии и других стран собираются и поддерживают друг друга в вере. И идут вперед с радостью, с уверенностью в том, что надежда на Бога не обманет (ср. Рим 5, 5). На встрече с пастырями, монашествующими и сотрудниками душепопечения, а также во время праздничной и трогательной Мессы на стадионе с участием множества верующих и из других стран Персидского залива, я постарался передать им любовь всей Церкви. Такой была эта поездка.

И сегодня мне хотелось бы передать вам их искреннюю, простую и прекрасную радость. Встречаясь и вместе молясь, мы чувствовали себя одним сердцем и одной душой. Мысли об их пути, об их повседневном опыте диалога должны заставить всех нас почувствовать свое призвание расширять горизонты: пожалуйста, нужны широкие сердца, а не закрытые и черствые. Откройте свои сердца, чтобы все мы были братьями, и это человеческое братство распространялось далее. Нужно расширять горизонты, открывать, расширять интересы и стараться узнавать других. Если ты стараешься узнавать других, то тебе нечего бояться. Но если ты боишься других, то сам будешь для них угрозой. Чтобы идти вперед по пути братства и мира, нужны все и каждый. Я подаю руку, но, если с той стороны нет другой руки, это бесполезно. Да поможет нам на этом пути наша Владычица! Спасибо!

 
 


Источник: vatican.va










.
 


Источник: vatican.va










.