Папа выступил с мощной речью на Бахрейнском форуме диалога








































 
 
 

Апостольская поездка Его Святейшества Франциска в Королевство Бахрейн
для участия в «Бахрейнском диалоговом форуме: Восток и Запад за человеческое сосуществование»
(3-6 ноября 2022 г.)

ЗАКРЫТИЕ «БАХРЕЙНСКОГО ДИАЛОГОВОГО ФОРУМА: ВОСТОК И ЗАПАД ЗА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СОСУЩЕСТВОВАНИЕ»

РЕЧЬ СВЯТОГО ОТЦА

Площадь Аль-Фида комплекса королевского дворца Аль-Сахир в Авали,
пятница, 4 ноября 2022 г.








Ваше Величество!

Ваши королевские Высочества!

Дорогой брат доктор аль-Тайеб, великий имам Аль-Азхара!

Дорогой брат Варфоломей, Вселенский Патриарх!

Уважаемые представители религиозных и гражданских властей!

Дамы и господа!

 

Сердечно приветствую всех вас, благодарю за оказанный мне прием и за проведение этого диалогового форума, организованного под патронажем Его Величества короля Бахрейна. Эта страна названа так в честь своих вод: ведь слово «Бахрейн» означает «два моря». Вспомним, что воды морей соединяют страны друг с другом и обеспечивают сообщение между ними, связывая далекие народы. «То, что земля разделяет, море объединяет», – гласит одна древняя поговорка. И наша планета Земля, если посмотреть на нее с высоты, выглядит как огромное синее море, соединяющее разные берега. Вид с небес как бы напоминает нам, что мы – одна семья: не острова, а один большой архипелаг. Именно этого желает Всевышний, и данная страна, состоящий более чем из тридцати островов архипелаг, может служить добрым символом Его желания.

Однако мы живем во времена, когда человечество, связанное теснее, чем когда бы то ни было ранее, оказалось намного более расколотым, чем единым. Название «Бахрейн» может навести нас на определенные мысли: «два моря», о которых идет речь – это пресные подводные источники и солоноватые воды Залива. Точно так же сегодня и мы видим два моря с совершенно разными вкусами: с одной стороны, спокойное и сладкое море совместного существования, а с другой – горькое море равнодушия, в котором бушуют конфликты и военные штормы, вздымающие бурные волны погибели, которые грозят смести всех. И, к сожалению, Восток и Запад все больше походят на два противодействующих моря. Но мы собрались здесь все вместе, потому что хотим плыть одним морем, предпочитая курс встречи курсу конфликта, т.е. путь диалога, обозначенный этим форумом: «Восток и Запад за человеческое сосуществование».

После двух ужасных мировых войн, после холодной войны, на протяжении десятилетий державшей мир в напряжении, среди массы разрушительных конфликтов по всему земному шару и гама голосов обвинений, угроз и проклятий мы по-прежнему балансируем на краю пропасти, стараясь сохранить хрупкое равновесие, чтобы не рухнуть. Поразительный парадокс: когда бóльшую часть населения земного шара объединяют общие проблемы, терзают те же тяжелые продовольственные, экологические и пандемические кризисы и все более возмутительная всепланетарная несправедливость, горстка сильных мира сего занята лишь непримиримой борьбой за свои частные интересы, воскрешая забытую лексику и перекраивая зоны влияния и противостоящие блоки. Мы как будто бы наблюдаем за какой-то трагической сценой с инфантильными подростками: вместо того, чтобы вместе ухаживать за садом нашего человечества, они играют с огнем, ракетами и бомбами, оружием, которое несет рыдания и смерть, засыпая наш общий дом пеплом и ненавистью.

Такие горькие последствия нас ждут, если мы продолжим выпячивать противоречия, не ища взаимного согласия, если упорствуем, упрямо навязывая свои модели вместе с деспотическими, империалистическими, националистическими и популистскими концепциями, если игнорируем чужую культуру, не прислушиваемся к воплю простых людей и голосу бедных, если все еще делим по-манихейски на хороших и плохих и не стараемся понять друг друга и сотрудничать ради всеобщего блага. Выбор за нами. Ведь в глобализованном мире можно плыть вперед, если грести всем вместе, а в одиночку остается лишь дрейфовать.

В бушующем море конфликтов нам следует помнить идеи «Документа о человеческом братстве ради мира во всем мире и совместного сосуществования», где выражена надежда на плодотворный диалог между Западом и Востоком, который послужит исцелению их болезней.[1] Мы, верующие в Бога и братьев, собрались здесь, чтобы отвергнуть «изоляционистское мышление», т.е. такое видение реальности, которое игнорирует единое море человечества, держась только своих течений. Мы хотим, чтобы Восток и Запад урегулировали свои разногласия ради всеобщего блага, не игнорируя при этом другой все расширяющийся драматический раскол между Севером и Югом нашего мира. Возникающие конфликты не должны отвлекать наше внимание от скрытых трагедий человечества, таких как бедствие неравенства, из-за которого большинство живущих на Земле людей страдает от беспрецедентной несправедливости, позорной эпидемии голода и губительных климатических изменений, являющихся признаком недостаточной заботы об общем доме.

Эти вопросы стали предметом широкого обсуждения в наши дни, и религиозные лидеры не могут сидеть сложа руки, не подавая доброго примера. На нас лежит особая роль, и данный форум предоставляет нам еще одну возможность на этом поприще. Наша задача – поддерживать человечество, столь же взаимозависимое, сколь и разделенное, и помогать ему плыть сообща. Поэтому мне хотелось бы выделить три задачи, которые ставит перед нами упомянутый «Документ о человеческом братстве», и «Заявление Королевства Бахрейн», над которым мы размышляли в эти дни. Они касаются молитвывоспитания и действия.

Прежде всего, молитва, касающаяся сердца человека. На самом деле, терзающие нас драмы и опасные разрывы, «тот дисбаланс, из-за которого страдает нынешний мир, связаны с тем еще более глубоким дисбалансом, который укоренен в человеческом сердце» («Gaudium et spes», 10). Вот где корень. Так что самая большая опасность скрыта не в вещах, не в материальных реальностях или организациях, а в склонности человека естества замыкаться в имманентности своего «я», своей группы, своих мелочных интересов. Это порок не только нашей эпохи: он существует с тех пор, как человек стал человеком, но с помощью Божьей можно его излечить (ср. Окружное послание «Все братья», 166).

Вот почему молитва, открытость сердца Всевышнему имеет фундаментальное значение для самоочищения от эгоизма, закрытости, зацикленности на собственном мнении, лжи и несправедливости. Молящийся обретает мир в сердце и не может не быть его свидетелем и вестником, призывая себе подобных, прежде всего, своим примером остерегаться ловушек язычества, которое сводит человеческое существо к тому, что продается, покупается или с чем развлекаются, и заново открыть то бесконечное достоинство, запечатленное в каждом. Человек религиозный, человек мира – это тот, кто, идя вместе с другими по земле, деликатно и почтительно предлагает им поднять глаза на Небеса. И он вкладывает в свою молитву, как возносящийся к Всевышнему фимиам (ср. Пс 141/140/, 2), трудности и испытания всех.

Но для этого обязательно одно предусловие: свобода вероисповедания. «Декларация Королевства Бахрейн» поясняет, что «Бог направляет нас к божественному дару свободы выбора», и потому «никакая форма религиозного принуждения не может привести человека к значимым отношениям с Богом». Т.е. любое принуждение недостойно Всемогущего, так как Он дал этот мир не рабам, а свободным творениям, к которым относится со всем уважением. Так давайте же добиваться того, чтобы свобода творения отражала верховную свободу Творца, чтобы всегда и везде защищали и чтили места поклонения, а молитву поощряли и никогда не препятствовали ей. Недостаточно, впрочем, просто выдавать разрешения и признавать свободу культа: нужно стремиться к подлинной религиозной свободе. И не только каждое общество, но и каждое вероисповедание должно присмотреться к себе под этим углом. Ему следует спросить себя: принуждает оно извне или же внутренне освобождает Божьи творения? Помогает ли человеку отвергнуть черствость, замкнутость и насилие? Углубляет ли в верующих истинную свободу, суть которой не в том, чтобы делать, что мне нравится и чего хочется, а в том, чтобы распоряжаться ею во благо, ради которого мы и были сотворены.

Если задача молитвы касается сердца, то вторая из них, воспитание, относится по сути своей к уму человека. «Декларация Королевства Бахрейн» говорит, что «невежество – это враг мира». И действительно, там, где недостает возможностей для всестороннего воспитания, растет экстремизм и укореняется фундаментализм разного рода. И, если невежество – это враг мира, то воспитание – это товарищ развития при условии, что оно действительно достойно человека как бытия динамичного и социального. Последнее означает, что воспитание должно быть не черствым и монолитным, а открытым на вызовы и чутким к культурным переменам, не авторитарным и изоляционистским, а внимательным к чужой истории и культуре, не статичным, а ищущим. Тогда оно сможет охватить разные и сущностные стороны единого человечества, к которому мы принадлежим. В частности это позволит проникать в суть проблем, не претендуя заранее на то, что у нас есть простое решение для сложных проблем, а стараясь пережить кризис, не поддаваясь логике конфликта. Логика конфликта всегда ведет нас к разрушению. А кризис помогает думать и созревать. Ведь, на самом деле, недостойно человеческого разума полагать, что доводы силы мощней силы разума, использовать методы прошлого для решения проблем настоящего, применять схемы техники и пользы к истории и культуре человека. Нужно ставить перед собой вопросы, вжиться в кризис и учиться вести диалог с терпением, уважением и готовностью слушать; вникать в чужую историю и культуру. Все это воспитывает разум человека, углубляя взаимопонимание. Потому что мало называться толерантными: нужно по-настоящему давать место другому, предоставлять ему права и возможности. Такое мышление насаждается воспитанием, и религии должны поддерживать его.

Если говорить конкретно, то хотелось бы выделить три безотлагательные цели воспитания. Во-первых, признание женщины в публичной сфере: «в учебе, на работе, в реализации своих социальных и политических прав» (см. «Документ о человеческом братстве»). Здесь, как и в других областях, воспитание – это путь к освобождению от исторического и социального наследия, противоречащего духу братской солидарности, которым должны отличаться те, кто поклоняется Богу и любит ближнего.

Во-вторых, «защита основополагающих прав детей» (там же), чтобы они по мере роста получали обучение, опеку и поддержку и не испытывали мук голода и насилия. Давайте учить и учиться смотреть на кризисы, проблемы и войны глазами детей: т.е. не с наивностью, а дальновидной мудростью, потому что только с учетом их интересов прогресс будет отражаться в невинности, а не в прибыли, и поможет построить достойное человека будущее.

Воспитание, начинающееся в кругу семьи, продолжается в контексте общины, деревни или города. Поэтому как третье мне хотелось бы подчеркнуть значение гражданского воспитания в духе ответственности, уважения и законности. В частности, следует прививать сознание значимости самой «концепции гражданства», которая «зиждется на равенстве прав и обязанностей». Нужно трудиться нам этим, чтобы «укоренить в наших обществах понятие полноценного гражданства и отказаться от дискриминационного использования термина “меньшинства”, в котором скрыты семена чувства изоляции и неполноценности. А это создает почву для вражды и разногласий и аннулирует религиозные и гражданские достижения и права некоторых граждан, подвергая их дискриминации» (там же).

Так мы подходим к последней из трех задач, связанной с действием, т.е., можно было бы сказать, с силой человека. «Декларация Королевства Бахрейн» поясняет, что «проповедь ненависти, насилия и раздоров оскверняет имя Божье». Религиозный человек отвергает это безо всяких оговорок. Он говорит решительное «нет» богохульству войны и насилия и последовательно на практике осуществляет это «нет». Потому что мало просто говорить, что та или иная религия миролюбива: нужно открыто осуждать и отмежевываться от тех, кто использует насилие, злоупотребляя именем этой религии. Мало также дистанцироваться от нетерпимости и экстремизма: нужно противодействовать им. «А для этого следует лишить террористические движения поддержки в виде предоставляемых им денег, оружия, стратегий и оправданий, а также освещения в СМИ и расценивать все это как международные преступления, угрожающие безопасности и миру во всем мире. Необходимо однозначно осудить терроризм во всех его формах и проявлениях» («Документ о человеческом братстве»). В том числе и идеологический терроризм.

Человек религиозный, человек мира выступает также против гонки вооружений, бизнеса на крови, торговли смертью. Он не вступает в союзы против кого-то, а ищет путей диалога со всеми: не впадая в релятивизмы или синкретизмы, идет только одной дорогой – дорогой братства, диалога и мира. Вот чему он говорит «да». Дорогие друзья, пойдем и мы по этому пути: откроем сердце брату, будем стараться все больше узнавать друг друга. Укрепим узы между нами без двуличия и страха во имя Творца, Который послал нас вместе в этот мир как защитников братьев и сестер. И, пока сильные мира сего борются друг с другом за личные интересы, деньги и влияние, продемонстрируем, что возможен иной путь диалога: возможен и необходим, потому что сила, оружие и деньги никогда не обеспечат будущему мир. Итак, давайте говорить друг с другом ради человека и во имя Того, Кто любит человека, и Чье имя – Мир. Давайте делать конкретные дела, чтобы путь великих религий становился все эффективнее и последовательнее, чтобы жило сознание мира для всего мира! Здесь обращаюсь ко всем с настойчивым призывом положить конец войне на Украине и начать серьезные мирные переговоры.

Творец призывает нас действовать, заботясь особенно о том слишком большом множестве Его творений, которым по-прежнему отводится мало места в планах сильных мира сего: о бедных, нерожденных, престарелых, больных, мигрантах… Если мы, верующие в Бога милосердия, не будем слушать несчастных и не дадим слова безмолвным, то кто сделает это? Встанем на их сторону, попытаемся помочь раненому и измученному человеку! Поступая так, мы привлечем благословение Всевышнего на мир. Он да озарит наши шаги и да объединит наши сердца, умы и силы (ср. Мк 12, 30), чтобы поклонение Богу перекликалось с конкретной братской любовью к ближнему: дабы все мы вместе были пророками сосуществования, мастерами единства и созидателями мира. Спасибо.

 

[1] «Запад мог бы найти в цивилизации Востока лекарства от некоторых своих духовных и религиозных заболеваний, вызванных господством материализма. А Восток мог бы найти в цивилизации Запада много элементов, способных помочь ему избавиться от слабости, раздора, конфликтов и научного, технического и культурного отставания. Важно принимать во внимание религиозные, культурные и исторические различия, являющиеся существенной составляющей формирования восточного менталитета, культуры и цивилизации. Не менее важно укреплять повсеместно признаваемые общие права человека, обеспечивая достойную жизнь для всех жителей Востока и Запада («Документ о человеческом братстве ради мира во всем мире и совместного сосуществования», 4 февраля 2019 г.).

 

 


Источник: vatican.va










.