Элементы распознания – желание










ПАПА ФРАНЦИСК
ОБЩАЯ АУДИЕНЦИЯ
Площадь св. Петра,
среда, 12 октября 2022 г.
Катехизическое поучение о распознании 5: Элементы распознания – желание









Добрый день, дорогие братья и сестры!

 

В этом курсе катехизации мы проводим обзор элементов распознания. После молитвы и самопознания сегодня мне хотелось бы поговорить о другом, так сказать, незаменимом «ингредиенте»: сегодня мне хотелось бы поговорить о желании. Ведь распознание – это одна из форм поиска, а ищем мы всегда потому, что чего-то нам не хватает, но что мы каким-то образом знаем, что чуем.

И что же это за знание? Учители духовности обозначают его термином «желание», по сути своей являющееся тоской по полноте, которая никогда до конца не утоляется и служит признаком присутствия в нас Бога. Желание – это не какая-то сиюминутная прихоть, нет. Соответствующее итальянское слово происходит от очень красивого латинского термина, и это любопытно: «de-sidus», т.е. буквально «беззвездный». Так что желание – это отсутствие звезды, отсутствие ориентира, который направлял бы нас на жизненном пути. Это вызывает страдание, чувство обделенности и в то же время некое напряжение в стремлении достичь блага, которого нам недостает. Так что желание – это компас, который показывает, где я нахожусь и куда иду. Более того, этот компас показывает, стою я на месте или иду, потому человек, который никогда не желает – это неподвижный человек, возможно, больной, почти мертвый. Этот компас показывает, иду я или остановился. И как узнать это?

Вспомним о том, что искреннее желание может коснуться самых глубинных струн нашего бытия и потому не угасает вопреки трудностям или неудачам. Это как с жаждой: когда нам нечего пить, мы не отказываемся от этой идеи, а, наоборот, поиск воды все более и более повелевает нашими мыслями и действиями, так что в итоге мы готовы уже на любые жертвы, только бы утолить жажду, почти как одержимые. Препятствия и неудачи не заглушают желание, нет, а, наоборот, еще более разжигают его в нас.

В отличие от сиюминутных прихотей или эмоций, желание длится во времени, даже долго во времени, и стремится конкретизироваться. Если, например, молодой человек желает стать врачом, то ему нужно пройти курс обучения и стажировки, который займет несколько лет его жизни, а потому ему придется установить границы, говорить «нет», прежде всего, другим образовательным курсам, но также и всевозможным забавам и развлечениям, особенно в периоды наиболее интенсивной учебы. Однако желание придать направление своей жизни и достичь заветной цели (стать врачом в данном примере) позволяет ему преодолеть эти трудности. Желание дает тебе силы, дает тебе мужество, заставляет тебя постоянно идти вперед, потому что ты хочешь добиться своего: «Я хочу».

Действительности, любая ценность прекрасна и легче достижима, если она привлекательна. Как кто-то сказал, «важнее не быть хорошим, а желать стать таковым». Быть хорошим – это привлекательно, все мы хотим быть хорошими, но есть ли у нас желание стать хорошими?

Примечательно, что Иисус, перед совершением чуда часто спрашивает человека о его желании: «Хочешь исцелиться?» Иногда этот вопрос кажется неуместным: очевидно же, что человек болеет! Например, когда Господь видит в купальне Вифезда парализованного, который пролежал здесь уже столько лет и все не поймать нужный моментом, чтобы сойти в воду. Иисус спрашивает его: «Хочешь ли быть здоров?» (Ин 5, 6). Но зачем? На самом деле, паралитик в ответ перечисляет череду странных препятствий для исцеления, которые мешают не только ему. Вопрос Иисуса был призывом внести ясность в собственном сердце, чтобы совершился возможный качественный скачок: не думать больше о себе и своей жизни «парализованного», которого носят другие. Но человек на постели, похоже, не так уже уверен в этом. Говоря с Господом, мы учимся понимать, чего, на самом деле, хотим от нашей жизни. Этот паралитик – типичный пример таких людей: «Да, да, я хочу, хочу», но по-настоящему не хочу и ничего не делаю. Желание сделать становится некоей мечтой, и ни единого усилия, чтобы действительно сделать. Такие люди вроде хотят, но не хотят. Это ужасно. Тот больной лежал там 38 лет, но все время лишь жаловался: «Ну, знаешь, Господи, когда вода начинает волноваться, т.е. в момент чуда, знаешь, находится кто-нибудь сильнее меня, приходит, опускается в воду, так что я постоянно опаздываю». И жалуется, и жалуется. Но осторожнее: жалобы – это яд. Это яд для души, яд для жизни, потому что они не дают развернуться твоему желанию двигаться дальше. Поосторожнее с жалобами. Когда в семье жалуются, жалуются супруги, жалуются друг на друга, дети на папу, а священники на епископа или епископы на многое другое… Нет, если вы впали в жалобы, то осторожнее, это почти грех, потому что жалобы не дают развиваться желанию.

Часто это просто желание отличить успешный, последовательный и долгосрочный проект от и тысяч смутных порывов и множества благих намерений, которыми, как говорится, «вымощена дорога в ад»: «Вот, мне хотелось бы, мне хотелось бы, мне хотелось бы…», но в итоге ты не делаешь ничего. Эпоха, в которую мы живем, как будто предоставляет максимальную свободу выбора, но в то же время атрофирует желание, которое в основном сводится в сиюминутной приходи, потому что ты хочешь постоянного удовлетворения. И нам нужно быть осторожными, чтобы не атрофировать желание. Нас бомбардируют тысячи предложений, проектов, возможностей, которые угрожают отвлечь нас и не позволить нам спокойно определить, чего мы в действительности хотим. Мы часто видим людей – например, молодых – с мобильным телефоном в руках, и они что-то там ищут, смотрят… «А ты когда-нибудь останавливаешься, чтобы подумать?» – «Нет». Всегда снаружи, всегда в общении. Желание не может так расти, ты живешь моментом, питаешься моментом, и желание не растет.

Многие люди страдают, потому что не знают, чего хотят от жизни; скорее всего, они так и не соприкоснулись со своим глубинным желанием, так и не узнали его: «Чего ты хочешь от жизни?» – «Не знаю». И тогда человек рискует провести свою жизнь между разного рода попытками и уловками, так никогда никуда и не добравшись и упуская ценные возможности. И потому какие-то перемены, пусть даже желанные в теории, когда предоставляет возможность, никогда не происходят, поскольку не хватает сильного желания продолжить дело.

Если бы Господь задал нам сегодня, например, кому-нибудь из нас, вопрос, заданный иерихонскому слепому: «Чего ты хочешь от Меня?» (Мк 10, 51)… Представим, что Господь спрашивает сегодня каждого из нас: «Чего ты хочешь от Меня?», что бы мы ответили Ему? Возможно, мы могли бы, наконец-то, попросить Его помочь нам узнать глубинное желание Его, которое Сам Бог вложил в наши сердца: «Господи, дай мне познать мои желания, дай стать женщиной/мужчиной великих желаний». И, возможно, Господь даст нам сил конкретизировать желание. Это огромная благодать, лежащая в основе всех остальных: позволить Господу, как в Евангелии, творить чудеса для нас: «Дай нам желание и помоги ему расти, Господи».

Потому что и у Него есть большое желание в отношении нас: сделать нас сопричастниками Его полной жизни. Спасибо.

_____________________________

 

ОБРАЩЕНИЕ

В эти дни мое сердце постоянно пребывает с народом Украины, особенно с жителями тех населенных пунктов, на которые обрушились бомбардировки. Ношу в душе их боль и, прося о заступничестве Пресвятой Богородицы, представляю ее в молитве Господу. Он всегда слышит вопль бедных, призывающих Его: Его Дух да преобразит сердца тех, от кого зависит продолжение войны, дабы стих ураган насилия и появился шанс восстановить мирное и справедливое сосуществование.

сточник: vatican.va 















.