Папа: Мы должны идти вместе, отказ от мигрантов — это преступление



















СВЯТАЯ МЕССА И КАНОНИЗАЦИЯ БЛАЖЕННЫХ
ИОАННА БАТТИСТЫ СКАЛАБРИНИ И АРТЕМИДА ДЗАТТИ
ПРОПОВЕДЬ СВЯТОГО ОТЦА ФРАНЦИСКА
Площадь св. Петра,
воскресенье, 9 октября 2022 г.








Когда Иисус шел по дороге, Ему навстречу вышли десять прокаженных и кричали: «Помилуй нас!» (Лк 17, 13). Все десять исцелились, но лишь один из них вернулся, чтобы поблагодарить Его: то был самарянин – еретик для иудеев. Вначале прокаженные шли вместе, но затем из выделился этот самарянин, который вернулся, «громким голосом прославляя Бога» (ст. 15). Остановимся на этих двух аспектах, которые мы видим в сегодняшнем Евангелии: идти вместе и благодарить.

Во-первых, идти вместе. В начале этого повествования самарянин ничем не отличается от девяти других. Говорится просто о десяти прокаженных, которые объединяются в группу и, не отделяя себя друг от друга, идут навстречу Иисусу. Проказа, как мы знаем, была не только физическим бедствием, которое мы и сегодня должны стараться победить, но и «социальной болезнью», потому что в те времена из страха перед заражением прокаженных заставляли жить вдали от общества (ср. Лев 13, 46). Так что они не могли входить в селения, их держали на расстоянии, выталкивали на обочину общественной и даже религиозной жизни, изолировали. Идя вместе, эти прокаженные взывают к обществу, которое их исключает. И заметим: самарянин, и считается еретиком, «чужаком», объединяется с другими. Братья и сестры, общая болезнь и уязвимость разрушают барьеры и преодолевают любое изгнание.

Это прекрасный образ и для нас: когда мы честны с собой, то вспоминаем, что все болеем сердцем, все – грешники, все нуждаемся в милосердии Отца. И тогда перестаем отделяться друг от друга, ссылаясь на заслуги, исполняемые нам роли или какие-то другие внешние аспекты жизни и тем самым строя внутренние стены и впадая в предрассудки. В конце концов, мы снова начинаем видеть друг в другие братьев. Даже богатому и могущественному сирийцу Нееману, как напомнило нам первое чтение, ради исцеления пришлось сделать одну простую вещь: окунуться в реку, в которой купались все остальные. Сначала он должен был снять свою броню, одежду (ср. 2 Цар 5): как полезно и нам снимать нашу внешнюю броню, наши защитные барьеры и принять прекрасную ванну смирения, напомнив себе, что все мы – слабые внутри, все нуждаемся в исцелении, все – братья. Давайте помнить это: христианская вера всегда требует от нас идти вместе с другими, ни в коем случае не быть одинокими странниками. Она всегда призывает нас выйти из своей скорлупы к Богу и братьям, и ни в коем случае не закрываться в себе. Всегда хочет, чтобы мы признавали свою нужду в исцелении и прощении и разделяли слабость того, кто рядом, не чувствуя превосходства.

Братья и сестры, присмотримся к себе и скажем, способны ли мы в нашей жизни, наших семьях, там, где работаем и куда каждый день ходим вместе с другими, слушать, побеждать искушение забаррикадироваться в себе и думать только о своих нуждах. Но идти вместе, т.е. быть «синодальной» – это также призвание Церкви. Спросим себя, насколько мы, действительно, открытая и инклюзивная в отношении всех община, умеем ли мы, священники и миряне, работать вместе, служа Евангелию; радушны ли – не только на словах, но и на деле – к тем, кто далек нам, и ко всем, кто идет к нам, чувствуя, что с ними что-то не так из-за их трудных жизненных путей. Даем ли мы ощутить себя частью общины или их исключаем? Мне страшно, когда я вижу христианские общины, которые делят мир на хороших и плохих, на святых и грешников: так люди начинают мнить себя лучше, чем другие, и держат вдали множество тех, кого Бог хочет обнять. Пожалуйста, всегда включайте – как в Церковь, так и в общество, в котором все еще столько неравенства и желания изгнать на обочину. Включайте всех. И сегодня, в день, когда Скалабрини станет святым, мне хотелось бы вспомнить мигрантов. Их исключение – это недопустимо! Нет, исключение мигрантов – это просто преступно, потому что оставляет их умирать у нас на глазах. Именно так сегодня происходит у нас в Средиземном море, которое стало самым большим кладбищем в мире. Исключение мигрантов – это отвратительно, это греховно, это преступно – не открывать двери нуждающимся. «Нет, мы их не исключаем, а всего лишь отправляем подальше»: в лагеря, где их эксплуатируют и продают в рабство. Братья и сестры, вспомним сегодня о наших мигрантах, о тех, кто погибает. А тех, кому-то удается попасть к нам, мы принимаем их как братьев или эксплуатируем? Всего лишь задаю вам вопрос.

Второй аспект – благодарить. В группе из десяти прокаженных находится только один, кто, видя свое исцеление, возвращается назад, чтобы восхвалить Бога и поблагодарить Иисуса. Остальные девять исцеляются, но идут восвояси, забыв Того, Кто их исцелил. Забывать о благодать, данных нам Богом. Для самарянина же полученный дар становятся началом нового пути: он возвращается к исцелившему Его, идет хорошо узнать Иисуса, начинает отношения с Ним. Так что его благодарность – не просто жест вежливости, а начало пути признательности: он склоняется к ногам Христа (ср. Лк 17, 16), т.е. совершает жест поклонения, признает Иисуса Господом, и это важнее полученного исцеления.

Вот, братья и сестры, отличный урок и для нас, кого Бог ежедневно осыпает Своими дарами, но мы часто идем восвояси, забыв развивать живые, настоящие отношения с Ним. Это злая духовная болезнь: принимать все как должное, в том числе и веру, даже наши отношения с Богом, пока не станем христианами, которые не умеют больше удивляться, не умеют больше говорить «спасибо», которые не проявляют благодарности, не способны видеть чудеса Господни. «Христиане в розовой воде», как говорила одна моя знакомая. В мы начинаем думать, что все, что нам дается каждый день – это нечто самоочевидное и должное. А благодарность, умение сказать «спасибо», ведет нас к тому, что мы подтверждаем присутствие Бога-любви и признаем значимость других, побеждая неудовлетворенность и безразличие, которые захватывают сердце. Очень важно уметь благодарить. Каждый день говорить «спасибо» Господу, каждый день благодарить друг друга: в семье за все те мелочи, которые мы получаем, даже не спрашивая себя порой, откуда они берутся, там, куда мы ходим ежедневно, за все те услуги, которыми мы пользуемся, и за людей, которые нас поддерживают, в наших христианских общинах за любовь Божью, которую мы чувствуем благодаря близости братьев и сестер, которые часто молча молятся, дают, страдают, идут с нами. Пожалуйста, не будем забывать это главное слово: «спасибо»! Не будем забывать, как слышать и говорить «спасибо»!

Двое канонизированных сегодня святых напоминают нам о том, как важно идти вместе и уметь благодарить. Епископ Скалабрини, основавший две конгрегации для заботы о мигрантах – одну мужскую и одну женскую, говорил, что в том, что эмигранты приходят вместе, нужно видеть не только проблемы, но и замысел Провидения: «Именно из-за миграции, вызванной гонениями, – заявлял он, – Церковь вышла за пределы Иерусалима и Израиля и стала «католической», а благодаря сегодняшним миграциям она станет орудием мира и общности между народами» (“Lemigrazione degli operai italiani, Феррара, 1899 г.). Сейчас здесь, в Европе, происходит миграция, причиняющая нам столько боли и побуждающая открывать сердца: миграция украинцев, спасающихся от войны. Не будем забывать сегодня об измученной Украине! Скалабрини смотрел дальше, смотрел вперед и видел мир и церковь без барьеров, без чужаков. В свою очередь, брат-салезианец Артемид Дзатти со своим велосипедом стал живым примером благодарности: исцелившись от туберкулеза, он посвятил всю свою жизнь тому, чтобы делать добро другим, с любовью и нежностью лечить больных. Говорят, что кто-то видел, как он нес на плечах мертвое тело одного из своих больных. Полный благодарности за то, что получил, он хотел сказать свое «спасибо», ухаживая за ранами других. Вот два примера.

Помолимся о том, чтобы эти наши святые братья помогли нам идти вместе без разделяющих нас стен и развивать в себе то столь угодное Богу благородство души, каким является благодарность.

Источник: vatican.va









.