«Почитай отца и мать» – любовь к прожитой жизни










ПАПА ФРАНЦИСК
ОБЩАЯ АУДИЕНЦИЯ
Площадь св. Петра,
среда, 20 апреля 2022 г.
Катехизическое поучение о старости 6: «Почитай отца и мать» – любовь к прожитой жизни.










Добрый день, дорогие братья и сестры!

 

Сегодня, благодаря Слову Божьему, которое мы слышали, открывается путь сквозь слабость старости, особенно отмеченной опытом растерянности и уничижения, утраты и оставленности, разочарования и сомнения. Конечно, с опытом нашей слабости в различных драматических, а порою и трагических жизненных ситуациях мы можем столкнуться на любом этапе жизни. Однако в старости они могут производить меньшее впечатление и пробуждать в других какое-то привыкание и даже раздражение. Как часто мы слышали или думали: «Надоели эти старики». Мы говорили так, думали так… Самые тяжкие раны детства и юности справедливо вызывают чувство несправедливости и бунта, придают сил, чтобы ответить и бороться. Зато в старости даже серьезные раны неизбежно сопровождаются ощущением того, что, жизнь все же не противоречит самой себе, потому что уже прожита. И потому старики немного чужды нашему опыту: мы намеренно чуждаемся их.

Общечеловеческий опыт учит нас, что любовь, как говорится, текуча: она не возвращается к жизни за нашими плечами с той же силой, с какой течет вперед – в ту жизнь, что еще перед нами. Бескорыстие любви проявляется и в этом: родители всегда знали это, старики узнали еще раньше. Однако откровение показывает нам путь к иному вознаграждению за любовь: это путь почитания тех, кто был до нас. Путь почитания людей, предшествовавших нам, начинается отсюда: с почитания престарелых.

Эта особая любовь, раскрывающаяся в виде почтения, т.е. любви и уважения одновременно, и направленная на пожилых закреплена печатью заповеди Божьей. «Почитай отца и мать» – это торжественное обязательство, первая из десяти заповедей «второй скрижали». И речь идет не только о собственных отце и матери. Речь о поколении и поколениях, которые предшествовали нам, которые, возможно, уйдут еще не скоро и долго будут с нами, давая время и место для длительного сосуществования с людьми других возрастов. Иными словами, речь идет о таком этапе жизни как старость.

Почитание – хорошее слово для описания этой сферы вознаграждения за любовь для престарелых. Т.е. мы получили любовь от родителей, бабушек и дедушек и вознаграждаем за эту любовь их – старших, бабушек и дедушек. Сегодня мы заново открыли для себя смысл слова «достоинство», под которым подразумеваем ценность уважения к жизни любого человека и заботы о ней. Достоинство здесь, в сущности, равносильно почитанию: почитать отца и мать, почитать престарелых – значит признавать присущее им достоинство.

Хорошенько подумаем об этом прекрасном проявлении любви, которым является почитание. Даже в заботе о больном, в поддержке тех, кто не в состоянии позаботиться о себе, в обеспечении их средствами к существованию может недоставать почтения. Его недостает, когда излишняя фамильярность, подменяющая чуткость и симпатию, нежность и уважение, выливается в грубость и доминирование, когда за слабость упрекают и даже наказывают, как если бы она была виной, когда растерянность и замешательство становятся поводом для раздражения и агрессии. Такое может происходить даже в родных стенах и в домах престарелых, равно как в учреждениях и городских общественных местах. Воспитание в молодежи, хотя бы косвенное, чувства самолюбования при виде старости и даже презрения ней, к ее слабостям и бренности приводит к ужасным последствиям. Оно открывает двери для невообразимых бесчинств. Парни поджигают одеяло «бомжа» (а мы видели такое), потому что видят в нем человеческие отбросы – это лишь верхушка айсберга, т.е. презрения к жизни, далекой от увлечений и порывов молодости и потому кажущейся им жизнью отбросов. Сколько раз мы сами думали, что старики – это отбросы, или сами превращали их в отбросы. Их презирают и выбрасывают из жизни вон, отодвигая в сторону.

Это презрение, оскорбляющее старика, на самом деле, оскорбляет всех нас. Оскорбляя старика, я оскорбляю самого себя. Отрывок из Книги Сираха, который мы слышали в начале, звучит заслуженно сурово к такому оскорблению, которое вопиет о возмездии к Богу. В истории Ноя есть очень выразительный в этом смысле эпизод. Старый Ной, герой потопа и по-прежнему великий труженик, лежит раздетый, выпив пару лишних чаш. В своем преклонном возрасте выпил слишком много. Дети, чтобы ему не было стыдно, когда проснется, деликатно его прикрывают с опущенными глазами и большим почтением. Этот прекраснейший текст говорит все, что нужно, о должном уважении к старику: прикрыть его слабости, чтобы он не чувствовал стыда – очень полезный для нас рассказ.

Несмотря на все материальное обеспечение, которое самые богатые и организованные общества предоставляют престарелым (чем, конечно же, можно гордиться), мы, как мне кажется, все еще прилагаем слишком слабые и незрелые усилия в борьбе за восстановление той особой формы любви, какой является почитание. Мы должны изо всех сил поддерживать и поощрять его, оказывая самую серьезную социальную и культурную помощь тем, кто проявляет чуткость к этому решающему проявлению «цивилизации любви». И здесь позволю себе дать один совет родителям: пожалуйста, старайтесь, чтобы ваши дети – маленькие и постарше – как можно ближе общались со стариками, общались постоянно. И может это покажется глупостью, когда старик болеет, пусть они тоже общаются с ним постоянно: пусть они знают, что это – наша плоть, что благодаря именно этой плоти мы сейчас существуем. Пожалуйста, не отталкивайте стариков. И если нет другой возможности, кроме как отправить их в дом престарелых, то, пожалуйста, навещайте их там и приводите с собой детей к ним: они – честь нашей цивилизации, эти старики открыли двери. Как часто дети забывают об этом. Поделюсь с вами кое-чем личным: в Буэнос-Айресе мне нравилось бывать в домах престарелых. И я часто навещал кого-нибудь. Помнится, однажды я спросил одну сеньору, сколько у нее детей. «У меня их четверо, – ответила она, все уже женились, есть внуки». И начала рассказывать мне о своей семье. «А они приходят?» «Да, постоянно приходят!» Когда я вышел из комнаты, медсестра, слышавшая наш разговор, сказала мне: «Отец, она соврала, чтобы прикрыть детей. Уже полгода никто не приходил!» Вот что значит выбросить стариков, считать их отходами. Опомнитесь: это тяжелый грех. Это первая великая заповедь и единственная, в которой упоминается награда: «Почитай отца и мать, и долгой будет твоя жизнь на земле». Эта заповедь почитания стариков обещает нам благословение, которое выражает так: «долгой будет твоя жизнь». Пожалуйста, заботьтесь о стариках. И если они теряют рассудок, все равно заботьтесь, потому что в них заключена история, заключена моя семья, и благодаря им я существую. Все мы можем сказать: «Благодаря тебе, дедушка и бабушка, я живу». Пожалуйста, не бросайте их одних. И в этой заботе о стариках дело не в косметике или пластической хирургии, нет. Здесь дело в почтении, которое должно изменить воспитание молодежи в том, что касается отношения к жизни и ее этапам. Любовь к человеку, свойственная всем нам, в том числе почтение к прожитой жизни – это дело не только для стариков. Скорее это стремление, которое придает света молодости, наследующей лучшее от старости. Мудрость Духа Божьего дарует нам с необходимой энергией открыть горизонт этой истинной и подлинной культурной революции.



Источник: vatican.va













.