Папа Римский: Война — это акт варварства, который должен быть устранен, прежде чем он сможет стереть человека из истории











ПАПА ФРАНЦИСК
«АНГЕЛ ГОСПОДЕНЬ»
Площадь св. Петра,
воскресенье, 27 марта 2022 г.








Добрый день, доброе воскресенье, дорогие братья и сестры!

 

Евангелие литургии этого воскресенья передает нам так называемую притчу о блудном сыне (ср. Лк 15, 11-32). Она подводит нас к сердцу Бога, Который всегда прощает с состраданием и любовью, всегда. Бог прощает всегда, это мы устаем просить прощения, а Он прощает всегда. Притчи говорит нам, что Бог – это Отец, который не просто принимает обратно, а радуется и устраивает праздник в честь своего сына, который вернулся домой после того, как растратил все имущество. Мы и есть тот сын, и волнительно думать о том, как Отец всегда любит и ждет нас.

Но в той же притче есть и старший сын, который расстраивается из-за такого поведения отца. И то же может случиться и с нами. Ведь в нас есть и этот старший сын, и мы, по крайней мере, отчасти стараемся его оправдать: он всегда делал то, что должен, не ушел из дома, и потому возмущается при виде того, как Отец обнимает брата, который повел себя плохо. Он протестует и говорит: «Я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ради этого сына ты даже устраиваешь праздник! Не понимаю тебя» (ср. ст. 29-30). Старший сын негодует.

И в этих словах проявляется его проблема. Отношения с отцом он основывает на чистом соблюдении приказаний, на чувстве долга. И та же проблема может быть и у нас, в наших отношениях с Богом: забыть о том, что Он – Отец, и жить отдаленной религией, состоящей из запретов и обязанностей. И следствием этого отдаления становится жесткость в отношении ближнего, в котором мы не видим более брата. Вот и в притче старший сын не говорит отцу «мой брат», нет. Он говорит: «твой сын», как бы заявляя: «он мне не брат». И в итоге именно он рискует остаться за дверями дома: как сказано в тексте, «не хотел войти» (ст. 28). Потому что в доме был другой.

Видя это, отец выходит и умоляет его: «Сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое» (ст. 31). Старается втолковать, что для него каждый сын – это вся его жизнь. Это хорошо известно родителям, которым очень близки чувства Бога. В одно романе есть прекрасные слова папы: «Став отцом, я понял Бога» (О. де Бальзак, «Отец Горио»). В этом месте притчи отец открывает сердце старшему сыну и называет ему две потребности сердца, не приказания: «О том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил» (ст. 32). Присмотримся, есть ли в наших сердцах эти две потребности отца: радоваться и веселиться.

Во-первых, радоваться, т.е. проявлять близость по отношению к тем, кто кается или находится на пути к этому, к тем, кто переживает кризис или ушел далеко. Зачем? Затем что это поможет им преодолеть страх и уныние, которые может внушать память о собственных грехах. Тот, кто оступился, часто чувствует укор в собственном сердце, и дистанция, равнодушие и колкие слова ему не помогут. Поэтому по примеру того отца нужно встречать его с горячим радушием, которое предаст ему смелости идти вперед. «Отец, но ведь он столько натворил!» Горячее радушие. Мы проявляем его? Ищем далеких, радуемся за них? Сколько добра может сделать открытое сердце, подлинная готовность выслушать, искренняя улыбка. Радоваться, не создавать дискомфорт! Отец мог бы сказать: «Ладно, сын, возвращайся домой и принимайся опять за работу, иди в свою комнату, приведи себя в порядок и за работу! И это было бы добрым прощением. Нет! Бог не умеет прощать, не порадовавшись! И отец радуется, устраивает праздник в честь возвращения сына.

А еще по примеру этого отца нужно веселиться. Тот, у кого сердце настроено на Бога, веселится при виде покаяния человека, какие бы тяжкие ошибки он не совершил. Не зацикливается на ошибках, не тычет пальцем в плохое, а радуется хорошему, потому что хорошее у другого – оно и мое! А мы умеем смотреть так на других?

Расскажу-ка вам одну историю: она выдуманная, но показывает сердце отца. Три-четыре года назад была одна поп-опера о блудном сыне по мотивам этой истории. Когда сын решает вернуться к отцу, то встречает друга и говорит ему: «Знаешь, боюсь, что отец прогонит меня и не простит». А друг советует ему: «Напиши папе письмецо и скажи: Отец, я сожалею, хочу вернуться домой, но не уверен, что ты обрадуешься этому. Если ты готов принять меня обратно, то, пожалуйста, повесь на окно белый платок». Сын так и сделал, а потом пустился в путь. И когда он уже был близко, проходит последний поворот, в вот уже его дом. И что же он видит? Не один платок, а весь дом был увешан белыми платками: окна, все! Так Отец принимает нас: от всего сердца, с радостью. Такой у нас отец!

А мы умеем радоваться за других? Приснодева Мария да научит нас принимать милосердие Божье, и пусть оно станет светом, в котором мы смотрим на нашего ближнего.

 

____________________

 

После «Ангел Господень»

Дорогие братья и сестры!

 

Прошло уже более месяца со дня вторжения на Украину, с начала этой жестокой и бессмысленной войны, которая, как и любая война – это поражение для всех, для всех нас. Нужно отказаться от войны, от территории смерти, где отцы и матери хоронят детей, где люди убивают своих братьев и сестер, которых даже не видели, где сильные принимают решения, а бедные умирают.

Война разрушает не только настоящее, но и будущее общества. Я читал, что с начала агрессии против Украины каждый второй ребенок был вывезен из страны. Это значит уничтожать будущее, наносить трагические травмы самым маленьким и невинным среди нас. Вот зверство войны, варварский и кощунственный акт!

Война не может быть неизбежной: мы не должны привыкать к войне! Мы должны обращать сегодняшний гнев в усилия для  завтрашнего дня. Потому что, если после происходящего мы останемся такими же, как раньше, то все будем в какой-то степени виновны. Перед лицом угрозы самоуничтожения человечество понимает, что пришло время отменить войну, стереть ее из истории человека, пока она не стерла человека из истории.

Молюсь, чтобы каждый политический лидер думал об этом и стремился к этому! И, глядя на израненную Украину понимал, что каждый день войны ухудшает ситуацию для всех. Поэтому вновь призываю: хватит, остановитесь, опустите оружие, начните всерьез говорить о мире! И давайте и дальше без устали молиться Царице мира, которой мы посвятили человечество, особенно Россию и Украину, при горячем участии всех, за что вам спасибо. Помолимся вместе. Радуйся, Мария…

Приветствую всех вас, римлян и паломников из Италии и разных стран. Приветствую, в частности, верующих из Мексики, Мадрида и Леона; студентов из Памплоны и Уэльвы, молодежь из разных стран, которая участвовала в курсах в Лоппиано. Приветствую прихожан Богоматери Вальме в Риме и св. Георгия в Боско, Бассано-дель-Граппы и Гелы; группу подготовки к миропомазанию из Фраскати и «Друзей Закхея» из Реджо-Эмилии, равно как организационный комитет марша Перуджи – Ассизи за мир и братство, который прибыл со школьниками, чтобы обновить обязательство по воспитанию в мире.

Приветствую участников Римского марафона! В этом году по инициативе «Athletica Vaticana» многие спортсмены приняли участие в инициативах по солидарности с нуждающимися горожанами. Мои поздравления вам!

Ровно два года назад на этой площади мы возносили молитву о прекращении пандемии. Сегодня мы помолились о прекращении войны на Украине. На выходе с площади вам предложат в подарок книгу, подготовленную Ватиканской комиссией по Covid-19 вместе с Дикастерией по делам коммуникаций, чтобы побудить вас без страха молиться в трудные времена, всегда сохраняя веру в Господа.

Всем хорошего воскресенья, и, пожалуйста, не забывайте молиться обо мне. Приятного аппетита на обеде, и до свидания.


Источник: vatican.va



















.