«ДЛЯ РАЗГОВОРА С БРАТОМ ПРОТОКОЛЫ НЕ НУЖНЫ»







Пресс-конференция Святого Отца на обратном пути из Греции,
понедельник, 6 декабря 2021 г.


По окончании своей апостольской поездки на Кипр и в Грецию при обратном перелете в Рим Папа Франциск, как обычно, поговорил с сопровождавшими его журналистами. Ниже приводим Вам самые интересные отрывки из этой беседы.

 

Маттео Бруни:

- Добрый день, ваше Святейшество! Добрый день и спасибо вам за эти напряженные дни, в том числе за то, что вы коснулись своей рукой того, что сами назвали «ранами». И спасибо также за эту возможность обсудить все это вместе. Спасибо.

 

Констандинос Циндас, кипрское телевидение:

- Ваше Святейшество, благодарю за эту возможность и за ваш визит на Кипр и в Грецию. Ваше Святейшество, ваши мощные высказывания на тему межрелигиозного диалога и на Кипре, и в Греции пробудили у международного сообщества вдохновляющие ожидания. Говорят, что попросить прощения труднее всего. Но вы демонстративно сделали это. Но что на практике значат планы Ватикана сблизить католическое и православное христианство? Планируется какой-нибудь синод?

Синодальность – это сущность христианства, берущая свое начало в Троице и звучащая в общем голосе Церкви в этом мире. Сегодня можно с уверенностью констатировать, что лишь единая Церковь способна по-настоящему быть эффективной в нынешней глобализированной и обесчеловеченной среде. Св. Иоанн Златоуст, который, как вы сказали, являет собой пример взаимного проникновения греческой мысли и христианства, говорил, что «в человеческом понимании Церковь состоит из духовенства и мирян, а для Бога все мы – Его стадо».

Вместе со Вселенским Патриархом Варфоломеем вы предложили всем христианам отпраздновать в 2025 г. 17-ое столетие первого вселенского синода в Никее. Есть уже какие-то подвижки в этом направлении?

И последнее, уж простите за такой длинный вопрос, но он перекликается с духом вашей поездки… Недавно в Евросоюзе сформулировали новую идею: мы заменили пожелание «веселого Рождества» на «веселых праздников»…

 

Папа Франциск:

- Да, спасибо. Я просил прощения… Просил прощения у Иеронима, моего брата Иеронима. Просил прощения за все разделения между христианами, но особенно за те из них, которые спровоцировали мы, католики. Мне также хотелось попросить прощения за происходившее в годы войны за независимость. Иероним рассказал мне кое-что: часть католиков тогда встала на сторону европейских правительств, чтобы помешать греческой независимости, но на островах католики поддержали независимость, сражались, некоторые отдали свои жизни за родину. Но центр, скажем так, был на стороне Европы…

Дух самодостаточности. Мы сжимаем губы, когда чувствуем, что должны извиниться, но всегда приятно думать, что Бог никогда не устает прощать. Это мы устаем просить прощения, а если мы не просим прощения у Бога, то вряд ли попросим его у братьев. У брата попросить прощения труднее, чем у Бога, потому что мы знаем, что Он скажет: «Да, да, иди, прощаю». А в случае с братьями мы чувствуем стыд и унижение… Но в современном мире нужно смиряться и просить прощения. Столько всего происходит в мире, столько погибших, столько войн…! Как же можно не просить прощения?

…И еще одно последнее, за что я от всего сердца просил прощения: за трагедию мигрантов, за столько жизней, сгинувших в море.

Что касается синодальности… Да, мы единое стадо, это правда. Есть чисто функциональное, квалификационное разделение на духовенство и мирян, но между ними есть единство, они – единое стадо. И динамика между различиями внутри Церкви и есть синодальность: т.е. слушать друг друга и идти вместе. «Σύνοδος» – «идти вместе». В этом суть синода. Ваши православные Церкви, как и восточнокатолические, сохранили это. Латинская же Церковь забыла, что такое синод, но св. Павел VI вновь вернул нас на синодальный путь 54, 56 лет назад. И мы собираемся пойти по этому пути, чтобы выработать навык синодальности, умение идти вместе.

По поводу документа Европейского союза о Рождестве… Это анахронизм. В истории было столько, столько диктатур, которые пытались делать то же. Вспомним хотя бы Наполеона. Вспомним нацистскую диктатуру, коммунистическую… И эта мода на разжиженную светскость… Но история показывает, что такое не работает. Это наводит меня еще на одну, как мне кажется, важную мысль по поводу Евросоюза: он должен вернуться к идеалам отцов-основателей, т.е. к идеалам единства и величия, и остерегаться тенденции к идеологической колонизации, которая может разобщить страны и привести к развалу Европейского союза. Нужно уважать каждую страну с ее внутренним устройством: разнообразие и никакой унификации… Так что этот документ о Рождестве – анахронизм.

 

Илиана Магра, газета «Η Καθημερινή»

Добрый день, Святой Отец, спасибо за визит в Грецию. В своей речи в президентском дворце в Афинах вы говорили об «отходе» от демократии в мире, и особенно в Европе…

Не могли бы вы как-то развить эту мысль и уточнить, какие именно страны имели в виду? И что бы вы сказали лидерам и сторонникам ультраправых в Европе, называющих себя благочестивыми христианами, но в то же время выступающих за недемократические ценности и политику?

 

Папа Франциск:

- Да, демократия – это сокровище, которое нужно блюсти, причем блюсти его должен не только какой-то вышестоящий орган, но и отдельные страны должны отстаивать демократию друг друга. Ей, на мой взгляд, сегодня угрожают две опасности. Одна из них – это популизм, который проявляется то тут, то там и начинает уже показывать когти. И здесь стоит вспомнить великий популизм прошлого века – нацизм. Нацизм был именно популизмом, который, якобы отстаивая национальные ценности, смог задушить демократическую жизнь, в том числе путем истребления людей, уничтожить и превратиться в кровавую диктатуру. Сегодня я сказал бы, что правительства (будь то правые или левые) должны остерегаться сползания в популизм. У того, что в политике называется «популизмом», нет ничего общего с народностью, т.е. со свободным выражением воли народа, проявляющего себя со своей самобытностью, своим фольклором, своими ценностями, своим искусством и старающегося сохранить себя. Популизм – это одно, а народность – другое. С другой стороны, демократия слабеет, скатывается по пути постепенного упадка, когда в жертву приносятся национальные ценности, когда они размываются ради некоей «империи» (хотел бы избежать этого слова, но не подберу другого), ради своего рода наднационального правительства. И над этим стоит задуматься.

Нужно остерегаться популизма, который взывает к народу, но его не представляет, а превращается в диктатуру нашего «мы» над «мы» других – вспомните нацизм. Но нужно остерегаться и размывания самобытности под международным управлением. На эту тему есть роман, написанный в 1903 г. Ты сейчас скажешь, что Папа подотстал в литературе… У этого романа английского писателя Бенсона два названия: «Властелин земли» или «Властелин мира», и в нем описана мечта о будущем международном правительстве, которое с помощью экономических и политических мер управляет всеми странами. Но автор показывает, что при таком правительстве теряется свобода, и всех пытаются уравнять. Но то же происходит, когда некая сверхдержава диктует культурные, экономические и социальные нормы другим государствам.

Так что демократия слабеет, во-первых, из-за угрозы популизма, который нельзя отождествлять с народностью, и из-за угрозы диктата международных сил: диктата экономического, культурного и любого иного. Не знаю, это мои мысли, ведь я – не политолог. Говорю, как вижу.

 

Маттео Бруни:

- Спасибо, ваше Святейшество. Наверное, у нас есть еще несколько минут для последнего вопроса? От Веры Щербаковой из агентства ТАСС.

 

Папа Франциск:

- А! Молодец! «Преемница» Алексея Булгакова… Тот был хорош…!

 

Вера Щербакова:

- Да, мне его очень не хватает, очень не хватает, всегда об этом говорю. Большое спасибо, Святой Отец, за Ваши слова о нашем Булгакове, который стал достоянием всей России и нашего агентства. Но мне хотелось бы задать такой вопрос: в ходе этой поездки вы встречались с главами православных Церквей и говорили прекрасные слова об общении и воссоединении. Итак, когда ждать вашей следующей встречи с Патриархом Кириллом? Есть ли какие-то общие проекты с русской Церковью? С какими трудностями вы, возможно сталкиваетесь на этой стезе сближения? Спасибо.

 

Папа Франциск:

- Спасибо. Хороший вопрос!

Встреча с Патриархом Кириллом не за горизонтом. На следующей неделе жду Иллариона, чтобы согласовать возможную встречу, потому что Патриарх должен ехать… Не знаю точно, куда, кажется в Финляндию, но я не уверен. Я готов всегда, готов даже ехать в Москву: для разговора с братом протоколы не нужны. Брат есть брат: он важнее всех протоколов. И мы с православным братом, как бы его ни звали: Кирилл, Хризостом или Иероним – мы братья, и говорим друг с другом без обиняков. Мы не крутим менуэты, нет… Мы говорим друг другу в лицо, что думаем. Но как братья. Радостно видеть, как ссорятся братья: радостно, потому что у них одна Мать – Церковь, но они немного ссорятся: одни – из-за наследства, другие – из-за истории, которая их разделила… Но нам нужно идти вместе и стараться трудиться в единстве и ради единства. Я признателен Иерониму, Хризостому, всем Патриархам, которые хотят идти вместе. Единство… Великий православный богослов Зизиулас, занимающийся эсхатологией, как-то в шутку сказал, что мы обретем единство в эсхатоне, там будем едины. Но это всего лишь шутка. Это не значит, что мы должны сидеть и ждать, пока договорятся богословы, нет. Афинагор однажды сказал Павлу VI: «Давайте отвезем всех богословов на какой-нибудь остров, а сами отправимся куда-нибудь в другое место». Это тоже шутка. Но богословы пусть продолжают свои исследования, потому что это будет полезно всем нам и поможет хорошо понять друг друга, чтобы обрести единство. А пока вместе идем вперед. Как? Молясь вместе, творя милостыню вместе. Например, в Швеции действует совместное лютеранско-католическое «Caritas». Можно ведь работать вместе? Работать и молиться вместе – это мы можем. А остальное, что мы не знаем, как сделать, пусть делают богословы. Но нам нужно работать и молиться вместе: единство начинается сегодня на этом пути.

 
Источник: vatican.va