Папа: обратимся к тем, кто находится на жизненных обочинах







ПАПА ФРАНЦИСК
ОБЩАЯ АУДИЕНЦИЯ
Зал Павла VI,
среда, 17 ноября 2021 г.







Катехизическое поучение о св. Иосифе 1: св. Иосиф и его окружение








Добрый день, дорогие братья и сестры!

 

8 декабря 1870 г. бл. Пий IX провозгласил св. Иосифа покровителем вселенской Церкви. Через 150 лет после этого события мы переживаем особый год, посвященный обручнику Богородицы, и в апостольском послании «Patris corde» я изложил некоторые мысли по поводу его личности. Сегодня, во времена глобального кризиса с различными составляющими, он, как никогда, может стать для нас поддержкой, утешением и наставником. Поэтому я решил посвятить ему цикл катехизации, который, как надеюсь, поможет нам еще полнее озариться его примером и свидетельством. Итак, в течение нескольких недель мы будем говорить о св. Иосифе.

В Библии есть более десяти персонажей с именем Иосиф. Самый важный из них – сын Иакова и Рахили, который, пройдя различные перипетии, из раба превращается во второго после фараона человека в Египте (ср. Быт 37-50). Имя Иосиф на иврите означает «Бог взрастит». Это пожелание, благословение, основанное на уповании на провидение Божье и относящееся, прежде всего, к плодовитости и взрослению детей. И действительно, именно такое имя раскрывает перед нами существенный аспект личности Иосифа из Назарета. Он – человек, преисполненный веры в провидение Божье: он верит в Его провидение, хранит веру в Божье провидение. Каждый его поступок, о котором рассказывает Евангелие, продиктован уверенностью в том, что Бог «взрастит», что Бог «умножит», что Бог «добавит», т.е. что Бог провидением Своим поведет вперед Свой замысел спасения. И в этом Иосиф из Назарета очень похож на Иосифа Египетского.

И главные географические пункты также характеризуют Иосифа: Вифлеем и Назарет играют важную роль в понимании его личности.

В Ветхом Завете г. Вифлеем именуется «Бейт-Лехем», т.е. «Дом хлеба», или иначе Ефрафа от названия племени, жившего на этой территории. Арабское же наименование переводится как «Дом мяса», вероятно, из-за большого количества овечьих и козьих стад, пасущихся в этом районе. Не случайно при рождении Иисуса пастухи стали первыми свидетелями этого события (ср. Лк 2, 8-20). В свете истории Иисуса эти намеки на хлеб и мясо отсылают нас к тайне Евхаристии: Иисус – живой Хлеб, сшедший с небес (ср. Ин 6, 51). Он Сам скажет о Себе: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную» (Ин 6, 54).

Вифлеем множество раз упоминается в Библии, начиная с книги Бытия. С ним также связана история Руфи и Ноэминь, рассказанная в маленькой, но изумительной книге Руфь. Она родила сына и назвала его Овид, от которого, в свою очередь, родился Иессей, отец царя Давида. И именно из рода Давида происходит Иосиф, юридический отец Иисуса. О том же Вифлееме пророк Михей произнес великое пророчество: «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле» (Мих 5, 1). Евангелист Матфей повторит это пророчество, привязав его к истории Иисуса как к очевидному исполнению.

Действительно, Сын Божий в качестве места Своего воплощения выбирает не Иерусалим, а Вифлеем и Назарет – две провинциальные деревушки, далекие от шума истории и владык того времени. А ведь Иерусалим был возлюбленным городом Господа (ср. Ис 62, 1-12), «святым градом» (Дан 3, 28), который Бог избрал, чтобы обитать в нем (ср. Зах 3, 2; Пс 132, 13). И здесь же заседали учители Закона, книжники и фарисеи, первосвященники и старейшины народа (ср. Лк 2, 46; Мф 15, 1; Мк 3, 22; Ин 1, 19; Мф 26, 3).

Вот почему выбор Вифлеема и Назарета свидетельствует о том, что Бог предпочитает периферии и окраины. Иисус родился не в Иерусалиме при дворе… Нет: Он родился на периферии и там же провел первые 30 лет Своей жизни, работая плотником, как и Иосиф. Иисус больше любит периферии и окраины. Не принимать всерьез данный факт – значит не принимать всерьез Евангелие и дело Божье, которое продолжает проявляться на географических и жизненных окраинах. Господь всегда скрытно действует на периферии, в том числе и в наших душах – на периферии душ, чувств, возможно, и тех чувств, которых мы стыдимся, но Господь действует и в них, чтобы помочь нам двигаться вперед. Господь по-прежнему является на периферии – как географической, так и жизненной. В первую очередь, Иисус идет искать грешников, входит в их дома, говорит с ними, призывает их к обращению. Его даже упрекали за это: «Посмотрите на этого Учителя, – говорят законники. – Посмотрите на этого Учителя: Он ест с грешниками, пачкается, идет к тем, кто не делал зла, а терпел его: к больным, голодным, бедным, самым последним. Иисус всегда ходит по окраинам. И это должно внушать нам великое упование, потому что Господь знает периферии нашего сердца, периферии нашей души, периферии нашего общества, нашего города, нашей семьи, т.е. те немного мрачные закутки, которые мы не показываем, наверное, из стыда.

В этом смысле общество того времени не сильно отличалось от нашего. И сегодня есть центр и окраины. И Церковь знает, что призвана возвещать благую весть, начиная с самых окраин. Назаретский плотник Иосиф, доверяющий замыслу Божьему в отношении его юной невесты и его самого, напоминает Церкви, что она должна смотреть на то, что мир намеренно игнорирует. И сегодня Иосиф учит нас этому: «Не смотрите на то, что громко хвалит мир, смотрите по углам, заглядывайте в темные закутки, на периферию, куда мир смотреть не хочет». Он напоминает каждому из нас, что нужно ценить то, что другие отвергают. В этом смысле Он настоящий мастер существенного: напоминает нам о том, что по-настоящему стоящее не бросается в глаза, а требует терпеливого распознания, чтобы его найти и оценить. Распознать стоящее. Попросим св. Иосифа ходатайствовать о том, чтобы вся Церковь вернула себе этот взгляд, эту способность распознавать, способность ценить существенное. Давайте снова начнем с Вифлеема, начнем с Назарета.

Сегодня мне хотелось бы обратиться ко всем мужчинам и женщинам, живущим на самых забытых географических окраинах мира или находящихся на жизненных обочинах. В св. Иосифе вы можете найти свидетеля и защитника. И к нему мы можем обратиться с такой молитвой – молитвой «домашней», но исходящей из сердца:

 

Святой Иосиф,

уповавший всегда на Бога,

и сделавший свой выбор,

подчиняясь Его провидению,

научи нас полагаться не на наши планы,

а на Его любовный замысел.

Ты, вышедший с окраин,

помоги нам изменить свой взгляд

и любить отвергнутое миром и выброшенное на обочину.

Утешай страдающих от одиночества

и поддерживай тех, кто трудится в молчании,

отстаивая жизнь и достоинство человека.

Аминь.



Источник: vatican.va


















/