Папа во Всемирный день бедных: идем к человеку, проникаемся состраданием и проявляем нежность



 







ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ БЕДНЫХ

СВЯТАЯ МЕССА

ПРОПОВЕДЬ СВЯТОГО ОТЦА ФРАНЦИСКА

Базилика св. Петра
XXXIII рядовое воскресенье, 14 ноября 2021 г.






Образы, которые использует Иисус в первой части сегодняшнего Евангелия, повергают нас в ужас: солнце меркнет, луна больше не светит, звезды падают и силы небесные колеблются (ср. Мк 13, 24-25). Но уже скоро Господь дает нам и надежду: как раз в этот момент полного мрака придет Сын Человеческий (ср. ст. 26), и уже сейчас можно видеть знамения Его пришествия, как по молодой листве на смоковнице мы можем судить, что приближается лето (ср. ст. 28).

Итак, это Евангелие помогает нам читать историю, глядя на два ее аспекта: страдания сегодняшнего дня и надежду на завтра. С одной стороны, перечислены все болезненные противоречия, в которые всегда была погружена человеческая реальность. С другой, ее эту реальность ждет будущее, озаренное спасением, т.е. встреча с Господом, грядущим, чтобы освободить нас от всякого зла. Давайте взглянем на оба аспекта глазами Иисуса.

Первый аспект: страдания сегодняшнего дня. Мы живем в русле проникнутой невзгодами, насилием, страданиями и несправедливостью истории, ожидая освобождения, которое, как нам кажется порой, не наступит никогда. И первыми жертвами насилия, угнетения, а порой и уничтожения становятся бедные – слабейшие звенья в цепи. Всемирный день бедных, который мы отмечаем, призывает нас не отводить глаза, не бояться присмотреться к страданиям слабейших, для которых сегодняшнее Евангелие особенно актуально: солнце в их жизни часто меркнет от одиночества, луна их ожиданий более не светит, звезды их мечтаний пали от отчаяния, и само их существование шатко. И все из-за бедности, на которую зачастую они обречены – жертвы несправедливости и неравенства в обществе отбраковки, которое бежит куда-то второпях, не замечая их, и без зазрения совести бросает их на произвол судьбы.

Но, с другой стороны, есть второй аспект: надежда на завтра. Иисус хочет дать нам надежду, избавить нас от тревоги и страха перед болью этого мира. Поэтому Он говорит, что, как только солнце померкнет и все станет рушиться, Он придет к нам. Среди плача нашей скорбной истории есть озаренное спасением будущее, которое уже начинает прорастать. Надежда на завтра цветет в сегодняшней боли. Да, спасение Божье – это не просто обещание загробной жизни: оно прорастает уже сейчас в нашей израненной истории. Ведь у нас больное сердце – у всех нас. Но спасение пробивается сквозь угнетения и несправедливость этого мира. Прямо посреди плача бедных распускается Царствие Божье, как молодая листва на дереве, и ведет историю к цели – к последней встрече с Господом, Царем вселенной, Который окончательно освободит нас.

И здесь спросим себя: что требуется от нас, христиан, перед лицом этой реальности? От нас требуется питать надежду на завтра, исцеляя сегодняшнюю боль. Они взаимосвязаны друг с другом: если ты не идешь вперед, исцеляя сегодняшнюю боль, то вряд ли у тебя будет надежда на завтра. Надежда, рожденная Евангелием, выражается не в пассивном ожидании того, что в один прекрасный день все само собой изменится к лучшему. Это невозможно. Она выражается в конкретном воплощении сегодня обетования спасения Божьего: сегодня и каждый день. Ведь христианская надежда – это не просто блаженный, сказал бы даже, подростковый оптимизм тех, кто надеется, что все само собой изменится, и продолжает жить, как жил. Нет, это значит ежедневно конкретными делами строить заложенное Иисусом Царство любви, справедливости и братства. Левит и священник, прошедшие мимо того раненного злодеями человека, например, не сеяли христианскую надежду. Но ее сеял чужак, самарянин, который остановился и сделал что-то конкретное (ср. Лк 10, 30-35). И сегодня Церковь как бы говорит нам: «Остановись и сей надежду в бедности. Иди к бедным и сей надежду»: надежду этого человека, твою надежду и надежду Церкви. От нас требуется именно это: оставаться неутомимыми созидателями надежды среди ежедневно рушащегося мира; быть светом, когда меркнет солнце; нести свидетельство сострадания к тем, о ком все забывают; любить и уделять внимание среди царящего безразличия. Свидетели сострадания. Мы никогда не сможем сделать добро без сострадания. В лучшем случае, мы сделаем что-то хорошее, что не касается, однако, христианского пути, потому что не касается сердца. Если что-то и может коснуться сердца, то это сострадание: идем к человеку, проникаемся состраданием и проявляем нежность. Именно таков стиль Божий: близость, сострадание и нежность. Вот что сегодня от нас требуется.

Недавно мне вспомнились слова, которые повторял один епископ, близкий к бедным и сам бедный духом – дон Тонино Белло: «Мы не можем ограничиться надеждой, мы должны созидать ее для других». Если наша надежда не подтолкивает нас к конкретному выбору и поступкам, выражающим внимание, справедливость, солидарность и заботу об общем доме, страдания бедных не станут легче, экономика отбраковки, выпихивающая их на обочину, не преобразится, и их надежды не расцветут. Мы, особенно христиане, должны созидать надежду, как прекрасно сказал Тонино Белло… Созидать надежду – значит воплощать ее в конкретной повседневной жизни, в человеческих отношениях, в социальных и политических проектах. Сейчас я думаю о той работе, которую выполняет множество христиан своими делами милосердия, о работе Службы папских милостей… Что они делают? Они созидают надежду. Люди не просто дают монету, нет: они созидают надежду. Вот динамика, которой сегодня ждет от нас Церковь.

Таков образ надежды, который рисует нам сегодня Иисус. Он прост и одновременно выразителен: это образ листьев смоковницы, которые распускаются без шума, знаменуя близость лета. И эти листья появляются, как отмечает Иисус, когда ветка становится нежной (ср. Мк 13, 28). Братья, сестры, вот слово, которое помогает надежде прорасти в этом мире и облегчает боль бедных: «нежность». Сострадание, которое толкает тебя к нежности. Мы должны преодолеть замкнутость, внутреннюю закостенелость – одно из современных искушений «реставраторов», которые хотят видеть строго упорядоченную и зачерствелую Церковь: это не от Святого Духа. И мы должны преодолеть такой подход и прорастить в этой закостенелости надежду. Кроме того, чтобы проникнуться драмами этого мира и разделить страдание, мы должны преодолеть соблазн заниматься только нашими проблемами. Как листья дерева, мы призваны поглощать загрязнения из окружающего мира и обращать их в добро: нет смысла говорить о проблемах, спорить и возмущаться: это мы все умеем. Нужно вести себя, как листья, которые, не привлекая к себе внимания, каждый день превращают грязный воздух в чистый. Иисус хочет, чтобы мы стали «трансформаторами добра»: людьми, живущими в тяжелом воздухе, которым дышат все и отвечающими на зло добром (ср. Рим 12, 21). Людьми, которые действуют: преломляют хлеб с голодными, борются за справедливость, поднимают бедных и возвращают им достоинство, как это сделал самарянин.

Прекрасная, евангельская, юная Церковь идет наружу и, подобно Иисусу, возвещает бедным благую весть (ср. Лк 4, 18). Остановлюсь на последнем определении: юная Церковь – юность, сеющая надежду. Это пророческая Церковь, которая своим присутствием говорит сердцам заблудших и отвергнутых этим миром: «Не бойся, Господь рядом, и для тебя наступит лето, которое прорастет сквозь зиму. Даже из твоей боли может родиться надежда». Братья и сестры, давайте нести этот свет надежды в мир. Нести его с нежностью к бедным, с близостью и состраданием, не осуждая их – мы будем судимы. Потому что там, рядом с ними, с этими бедными присутствует Иисус; потому что там, в них, присутствует Иисус и ждет нас.



Источник: vatican.va











/