Пропедевтическое значение Закона









ПАПА ФРАНЦИСК
ОБЩАЯ АУДИЕНЦИЯ
Зал Павла VI,
среда, 18 августа 2021 г.
Катехизическое поучение на Послание к Галатам 5: Пропедевтическое значение Закона







Добрый день, братья и сестры!

 

Св. Павел, влюбленный в Иисуса Христа и хорошо понимавший, в чем суть спасения, учил нас, что «дети обетования» (Гал 4, 28), т.е. все мы, оправданные Иисусом Христом, не скованны цепями Закона, а призваны к такому образу жизни, которые налагает на нас обязательства в свободе Евангелия. Однако, Закон остается, но остается иначе: тот же Закон, Десять заповедей, но иначе, потому что сам по себе он не оправдывает, раз уж пришел Господь Иисус. И в сегодняшней катехизации мне хотелось бы разъяснить это. Мы спрашиваем себя: в чем же, согласно Посланию к Галатам, состоит роль закона? В том отрывке, который мы только что слышали, Павел заявляет, что Закон был как бы педагогом. Это прекрасная метафора, о которой мы говорили на прошлой аудиенции: метафора, которую мы просто обязаны понять в ее истинном значении.

Апостол как будто предлагает христианам разделить историю спасения и свою личную историю надвое. На два отрезка: до того, как они уверовали во Христа Иисуса, и после обретения веры. А в центре – событие смерти и воскресения Иисуса, о котором Павел возвестил, чтобы пробудить веру в Сына Божия, и которое стало источником спасения. И во Христе Иисусе наше оправдание. Мы оправданы даром веры во Христа Иисуса. Итак, благодаря вере во Христа есть «до» и «после» самого Закона, потому что Закон есть, заповеди есть, но есть также позиция до пришествия Иисуса и после. Предыдущая история определяется существованием «под Законом». И шедший по стезе Закона спасался, обретал оправдание. А по следующей стезе, после пришествия Иисуса, нужно идти, живя Духом Святым (ср. Гал 5, 25). Впервые Павел использует это выражение: «под законом». Оно подразумевает идею негативного порабощения, характерного для рабов: «быть под». Апостол разъясняет его, говоря, что быть «под Законом» – это все равно, что быть поднадзорными заключенными под некоей превентивной охраной. И это время, по словам св. Павла, длилось долго – со времен Моисея до пришествия Иисуса, и оно будет длиться, пока мы живем во грехе.

Связь между Законом и грехом будет более систематически изложена Апостолом в его Послании к Римлянам, написанном несколькими годами позже Послания к Галатам. В двух словах, Закон позволяет определить нарушение и заставляет людей осознать свой грех: «Ты сделал это, а потому Закон, т.е. Десять заповедей, говорит так: ты во грехе». Более того, как показывает общий опыт, заповедь в итоге стимулирует нарушение. Так пишет Павел в Послании к Римлянам: «Когда мы жили по плоти, тогда страсти греховные, обнаруживаемые законом, действовали в членах наших, чтобы приносить плод смерти; но ныне, умерши для закона, которым были связаны, мы освободились от него» (7, 5-6). Почему? Потому что пришло оправдание Иисуса Христа. Апостол подытоживает свое видение Закона: «Жало же смерти – грех; а сила греха – закон» (1 Кор 15, 56). Такой вот диалог: ты под Законом, и там перед тобой двери, открытые на грех.

В данном контексте полностью раскрывается смысл утверждения о педагогической роли Закона. Но куда же ведет тебя этот педагог? К Иисусу. В античной системе преподавания педагог играл не ту роль, которой мы его сегодня наделяем, т.е. не роль помощника в воспитании мальчика или девочки. В те времена это скорее был раб, которому было велено отводить сына хозяина к учителю и обратно домой. Т.е. он должен был ограждать его от опасностей и следить, чтобы тот вел себя подобающе. У него была скорее дисциплинарная функция, и, когда мальчик вырастал, он освобождался от своих обязанностей. Так что педагог в понимании Павла был не наставником, а тем, кто водил в школу, следил за мальчиком и приводил его домой.

Рассуждения о Законе в таких понятиях позволяют св. Павлу разъяснить ту роль, которую он сыграл в истории Израиля. Тора, т.е. Закон, была актом великодушия Бога к Его народу. После избрания Авраама вторым великим актом стал Закон: указателем на пути вперед. У него, конечно же, были ограничительные функции, но в то же время он защищал народ, воспитывал его, дисциплинировал, поддерживал в его слабости и, прежде всего, берег от язычества, бурным цветом цветшего в ту эпоху. Тора говорила: «Есть лишь один Бог, указавший нам путь». Акт благости Господней. И, конечно, как я уже сказал, у него были ограничительные функции, но в то же время он защищал народ, воспитывал его, дисциплинировал, поддерживал в его слабости. Именно поэтому Апостол далее останавливается на описании этапа несовершеннолетия. При этом он заявляет: «Наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего: он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного. Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира» (Гал 4, 1-3). В двух словах, Апостол убежден, что Закон, безусловно, имеет свою положительную функцию педагога, ведущего вперед, но это лишь ограниченная во времени функция. Нельзя затягивать с ней сверх меры, потому что она связана с созреванием людей и их свободным выбором. Как только мы приходим к вере, закон исчерпывает свою пропедевтическую ценность и должен уступить место другому авторитету. И что же это значит? Что, выйдя из-под Закона, мы можем сказать: «Мы верим в Иисуса Христа и делаем, что вздумается?» Нет! Заповеди остаются, но они не оправдывают нас. Нас оправдывает Иисус Христос. Заповеди нужно соблюдать, но они не дают нам праведности. Благодать Иисуса Христа, встреча с Ним бескорыстно оправдывает нас. Заслуга веры – обретение Иисуса. Единственная заслуга – открытое сердце. А что же делать с заповедями? Мы должны их соблюдать, но в качестве помощи для встречи с Иисусом Христом.

Данное учение о ценности закона очень важно и заслуживает внимательного осмысления, чтобы мы не впали в заблуждения и не совершили неправильных шагов. И нам полезно было бы спросить себя: мы все еще живем на том этапе, когда нуждаемся в Законе, или ясно осознали, что получили благодать стать детьми Божьими, чтобы жить в любви. Как я живу? В страхе, что, если не сделаю того-то, то попаду в ад? Или у меня также есть надежда и эта радость от сознания бескорыстности спасения в Иисусе Христе? Это очень хороший вопрос. И второе: презираю ли я заповеди? Нет. Я соблюдаю их, но не как некий абсолют, потому что знаю, что меня оправдывает Иисус Христос.

Источник: vatican.va








.