Закон Моисея

















ПАПА ФРАНЦИСК

ОБЩАЯ АУДИЕНЦИЯ

Зал Павел VI,
среда, 11 августа 2021 г.

Катехизическое поучение на Послание к Галатам 4: Закон Моисеев










Добрый день, братья и сестры!

 

«Для чего же Закон?» (Гал 3, 19). Вот тот вопрос, которым вслед за св. Павлом мы сегодня зададимся, чтобы постичь новизну христианской жизни, вдохновляемой Святым Духом. Итак, если есть Дух Святой, если есть Иисус, искупивший нас, то зачем же Закон? Об этом мы должны поразмышлять сегодня. Апостол пишет: «Если же вы Духом водитесь, то вы не под Законом» (Гал 5, 18). А противники Павла утверждали, что галаты должны исполнять Закон, чтобы спастись. Они пятились назад, тосковали по другим временам – по временам до Иисуса Христа. Апостол никак не может с этим согласиться. Не так они решили вместе с прочими апостолами в Иерусалиме. Он хорошо помнит слова Петра, который сказал тогда: «Что же вы ныне искушаете Бога, желая возложить на выи учеников иго, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы?» (Деян 15, 10). Тот «первый собор» в Иерусалиме был первым вселенским собором, и его положения были предельно ясны. Они гласили: «Угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда» (Деян 15, 28-29). Т.е. они касались богопочитания, идолопоклонства, а также мировоззрения того времени.

Говоря о Законе, Павел обычно имеет в виду Закон Моисеев, Десять заповедей. Данный закон был связан с Заветом, который Бог заключил со Своим народом, средством подготовки этого Завета. Согласно различным текстам Ветхого Завета, Тора, еврейский термин, обозначающий Закон, представляет собой собрание всех предписаний и норм, которые израильтяне должны соблюдать в силу Завета с Богом. Убедительный синтез того, чем является Тора, можно найти в следующем тексте Второзакония, который гласит: «Снова радоваться будет Господь о тебе, благодетельствуя тебе, как Он радовался об отцах твоих, если будешь слушать гласа Господа Бога твоего, соблюдая заповеди Его и постановления Его, написанные в сей книге закона, и если обратишься к Господу Богу твоему всем сердцем твоим и всею душею твоею» (30, 9-10). Соблюдение Закона гарантировало народу преимущества Завета и особую связь с Богом. Этот народ, эти люди связаны с Богом и выражают свой союз с Ним в исполнении, соблюдении Закона. Заключив Завет с Израилем, Бог предложил ему Тору, Закон, чтобы то смог постичь Его волю и жить в праведности. Задумаемся над тем, как был нужен такой Закон, то был великий дар, который Бог ниспослал Своему народу. Почему? Потому что в те времена всюду было язычество, всюду поклонялись идолам, и людские нравы были соответствующими. И именно поэтому Закон – великий дар Божий Его народу, который позволял ему пойти вперед. Многократно, прежде всего, в книгах пророков, подчеркивается, что несоблюдение предписаний Закона – это подлинна измена Завету, вызывающая гневную реакцию Бога. Связь между Заветом и Законом виделась столь тесной, что две эти реальности были неотделимы друг от друга. Закон – это выражение того, что человек, народ хранит завет с Богом.

В свете всего вышесказанного легко понять, на сколь солидное основание опирались те миссионеры, что внедрились в общину галатов и утверждали, будто присоединение к Завету подразумевает также соблюдение Закона Моисеева так, как его понимали в те времена. Но здесь же проявляется и духовная мудрость св. Павла и величие идей, которые он высказывал, поддерживаемый благодатью, которую обрел для своей миссии благовестия.

Апостол разъясняет галатам, что, на самом деле, Завет с Богом не обязательно связан с Законом Моисеевым. Первое, на что он опирается, состоит в том, что Завет, который Бог установил с Авраамом, зиждился на вере в исполнение обетований, а не на соблюдении Закона, которого тогда еще не было. Авраам начал свое странствие за столетия до Закона. Апостол пишет: «Я говорю то, что завета (с Авраамом), прежде Богом утвержденного, закон, явившийся спустя четыреста тридцать лет (посредством Моисея), не отменяет так, чтобы обетование потеряло силу. Ибо если по закону наследство, то уже не по обетованию; но Аврааму Бог даровал по обетованию» (Гал 3, 17-18). Обетование было до Закона, и то было обетование Аврааму, а затем, 430 лет спустя, появился Закон. Слово «обетование» очень важно: народ Божий, мы, христиане, странствуем по жизни, помня об обетовании. Именно оно влечет нас, побуждает идти на встречу с Господом.

Такими рассуждениями Павел достиг первой цели: Закон – не основание Завета, потому что появился позже; он был необходим и правилен, но сначала было обетование, Завет.

Данный аргумент выбивает почву из-под ног тех, кто утверждает, будто Закон Моисеев является составляющей Завета. Нет, сначала был Завет, призвание Авраама. Тора, Закон, в действительности, не подразумевался данным Аврааму обетованием. Сказанное, тем не менее, не значит, что св. Павел был против Закона Моисеева. Нет, он соблюдал его. Многократно в своих посланиях он отстаивает его божественное происхождение, утверждая, что он сыграл свою четкую роль в истории спасения. Но Закон не дает жизни, не гарантирует исполнения обетования, потому что не в состоянии его исполнить. Закон – это лишь путь, ведущий к встрече. Павел употребляет одно очень важное слово: закон – это «детоводитель», указывающий путь ко Христу, педагог (именно этот термин использован в греческом оригинале послания – примечание переводчика), наставляющий в вере во Христа, т.е. учитель, который ведет тебя за руку на встречу. У стремящегося к жизни перед глазами должно быть обетование и его исполнение во Христе.

Дорогие мои, это первое пояснение апостола галатам раскрывает радикальную новизну христианской жизни: все, кто верит в Иисуса Христа, призваны жить в Духе Святом, освобождающем от Закона и одновременно ведущем его к свершению в заповеди любви. Это очень важно: закон ведет нас к Иисусу. Но кто-нибудь из вас может мне сказать: «Отец, только один вопрос: это значит, что если я читаю “Верую”, то уже не должен соблюдать заповеди?» Нет, заповеди по-прежнему актуальны в том смысле, что выполняют роль «педагогов», ведущих тебя на встречу с Иисусом. Но если ты забудешь о встрече с Иисусом и захочешь вернуть на первое место заповеди, то так не пойдет. И именно в этом была проблема тех миссионеров-фундаменталистов, внедрившихся в общину галатов, чтобы сбить их с пути. Господь да поможет нам идти по пути заповедей на встречу со Христом, но с любовью к Нему, помня, что встреча с Ним важней всех заповедей.

 
Источник: vatican.va
Перевод: «Кредо» 































.