Папа: Мы призваны стать утешителями












СВЯТАЯ МЕССА ТОРЖЕСТВА ПЯТИДЕСЯТНИЦЫ
ПРОПОВЕДЬ СВЯТОГО ОТЦА ФРАНЦИСКА
Собор св. Петра, главный алтарь,
воскресенье, 23 мая 2021 г.









«Приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца» (Ин 15, 26). В таких словах Иисус обещает ученикам Святого Духа, окончательный дар, дар даров. Здесь в греческом оригинале использовано особое, мистическое выражение: «Παράκλητος» – «Параклит». Сегодня мы встречаем это термин, который нелегко перевести, поскольку он довольно мнозначен. По сути, «параклит» имеет два смысла: «утешитель» и «адвокат».


1. Параклит – это Утешитель. Все мы, особенно в трудные времена вроде тех, что мы сейчас переживаем из-за пандемии, ищем утешения. Но часто обращаемся лишь к земным, которые быстро улетучиваются – такие сиюминутные утешения. Иисус сегодня предлагает нам утешение небесное – Духа, «Утешитель истинный» (секвенция). В чем же разница? Утешения мира сего подобны обезболивающим: они дают временное облегчение, но не лечат саму болезнь, которую мы носим глубоко в себе. Они заглушают, отвлекают, но не исцеляют в корне. Действуют поверхностно, на уровне чувств, но едва ли касаются сердца. Потому что только тот, кто дает нам почувствовать, что любит нас такими, какие мы есть, наполняет миром сердце. Святой Дух, любовь Божья, делает именно так: снисходит вглубь и как Дух действует в нашем духе. Посещает глубины сердец как «светлый гость смиренных душ» (там же.). Это сама милость Бога, не оставляющего нас одних, потому что быть рядом с одиноким – это уже значит утешать.

Сестра моя, брат мой, если ты чувствуешь мрак одиночества, если носишь в себе камень, душащий надежду, если в сердце у тебя жгучая рана, если не видишь выхода, откройся Духу. Он, как писал св. Бонавентура, «туда, где наибольшая скорбь, приносит наибольшее утешение, а не так, как мир, который в благоденствии утешает и заискивает, а в беде глумится и осуждает» (Проповедь в октаву Вознесения). Так поступает мир, так поступает, прежде всего, вражеский дух – дьявол: сначала он льстит и заставляет чувствовать себя непобедимыми, дьявольская лесть взращивает тщеславие, а потом бросает наземь и внушает нам ощущение поражения, играет с нами. Делает все, чтобы сбить нас с ног, а Дух Воскресшего хочет нас поднять. Посмотрим на апостолов: они были одни в то утро, одиноки и растеряны, в ужасе прятались за закрытыми дверями, жили в страхе, четко сознавая собственные слабости, падения и грехи. Они отреклись от Иисуса Христа. Проведенные с Ним годы их не изменили: каким они были, такими и остались. Но вдруг на них снисходит Дух, и все меняется: проблемы и недостатки никуда не делись, но они больше не пугают их, потому что уже ничто, что грозит им навредить, не пугает их. Они чувствуют внутри утешение Божье и хотят излить его вовне. Испуганные поначалу, теперь они боятся только не свидетельствовать о полученной любви. Таково было пророчество Иисуса: Дух «будет свидетельствовать о Мне; а также и вы будете свидетельствовать» (Ин 15, 26-27).

Но давайте сделаем один шаг вперед. Мы также призваны свидетельствовать в Святом Духе, стать параклитами, т.е. утешителями. Да, Дух требует облечь в плоть Его утешение. Как нам сделать это? Не нужно много говорить: нужно просто быть рядом, причем не любезными речами, а молитвой и близостью. Будем помнить, что близость, сострадание и милость – это стиль Бога навсегда. Параклит говорит Церкви, что сегодня время утешения. Это скорее время радостно возвещать Евангелие, а не бороться с язычеством. Это время нести радость Воскресшего, а не плакаться по поводу драмы обмирщения. Это время изливать любовь на мир, а не обручаться с миром. Это скорее время свидетельствовать о милосердии, а не навязывать правила и нормы. Это время Параклита! Время свободы сердца в Параклите.

2. Параклит – это адвокат. В историческом контексте времен Иисуса адвокат выполнял не те функции, что сегодня: он не столько говорил вместо обвиняемого, сколько стоял рядом с ним и шепотом подсказывал ему аргументы для защиты. Так поступает и Параклит, «Дух истины» (ст. 26): не подменяет нас, а защищает от неправды зла, внушая нам нужные мысли и чувства. Он делает это мягко, не принуждая нас: предлагает Свою помощь, но не навязывается. Лукавый, дух лжи, делает обратное: пытается заставить нас, убедить нас в том, что мы обязаны всегда уступать дурным внушениям и порочным побуждениям. Итак, постараемся следовать трем типичным советам Параклита – нашего Адвоката. Это три главных противоядия против множества искушений, сегодня широко распространенных.

Первый совет Святого Духа: «Живи настоящим». Настоящим, а не прошлым или будущим. Параклит утверждает главенство сегодняшнего вопреки искушению упокоиться в параличе обиды и тоски по прошлому или остановиться, зациклившись на неопределенности завтрашнего дня и до одержимости наполнившись страхом перед будущим. Дух напоминает нам о благодати настоящего. Нет лучшего времени для нас: сейчас и там, где мы есть, уникальный и неповторимый момент для нас творить добро и превратить жизнь в дар. Давайте же жить настоящим!

Следующий совет Параклита: «Стремитесь к общности». К общности, а не частности. Дух не образует закрытые индивиды, а созидает нас как Церковь на многоликом разнообразии харизм в единстве, которое ни в коем случае не может быть однообразием. Параклит утверждает главенство общности. Именно в общности, в общине предпочитает действовать и рождать новое Дух. Посмотрим на апостолов. Они были очень разными: среди них был, например, Матфей – мытарь, работавший на римлян, и Симон, называемый Зилотом, потому что боролся с ними. Среди них были противоположные друг другу политические взгляды, разные мировоззрения. Но, обретя Дух, они научились ставить на первое место не свои человеческие взгляды, а общность Божью. И сегодня, если будем слушать Духа, то не станем сосредотачиваться на том, кто консерватор или прогрессист, традиционалист или новатор, правый и левый: если наши критерии таковы, то значит в Церкви забыли Духа. Параклит побуждает нас к единству и согласию, к гармонии в многообразии. Он показывает нам части единого Тела, состоящего из нас – братьев и сестер. Будем стремиться к общности! Враг же хочет, чтобы разнообразие вылилось в противостояние и поэтому разбивает его на идеологии. Сказать «нет» идеологиям и да «общности».

И, наконец, третий великий совет: «Поставь Бога над собственным “я”». Вот решающий шаг в духовной жизни, представляющей собой не просто собрание наших заслуг и дел, а смиренное принятие Бога. Параклит утверждает главенство благодати. Лишь опустошившись от самих себя, мы оставляем место Господу; лишь доверившись Ему, мы вновь обретаем себя; лишь будучи бедными духом, мы обогащаемся Духом Святым. Это касается и Церкви. Мы не спасем никого, в том числе и нас самих своими силами. Если на первое место мы ставим свои проекты, схемы и планы реформирования, то впадаем в функционализм, эффективизм и горизонтализм и не приносим плод. Всякие там «-измы» – это идеологии, которые разделяют и разлучают. Церковь – не человеческая организация… Она человеческая, но не только: Церковь – это храм Святого Духа. Иисус принес огонь Духа на землю, и Церковь реформируется помазанием, бескорыстным помазанием благодати, силой молитвы, радостью миссии, обезоруживающей красотой бедности. Поставим же Бога на первое место!

Дух Святой, Дух-Параклит, утешь наши сердца. Соделай нас миссионерами Твоего утешения, параклитами милосердия для мира. Наш Адвокат, нежный Советчик души, даруй нам стать свидетелями дня Божьего, пророками единства для Церкви и человечества, апостолами, движимыми Твоей благодатью, которая все сотворяет и все обновляет. Аминь.

Источник: vatican.va 







.