Проповедь Папы о милосердии











СВ. МЕССА БОЖЕСТВЕННОГО МИЛОСЕРДИЯ

ПРОПОВЕДЬ СВЯТОГО ОТЦА ФРАНЦИСКА

 

Церковь Святого Духа в Саксии,

II воскресенье Пасхи (или Воскресенье божественного милосердия),
11 апреля 2021 г.

 

 

Воскресший Иисус несколько раз является Своим ученикам. Терпеливо утешает их неверующие сердца. После собственного воскресения Он тем самым совершает «воскрешение учеников». И они, воскрешенные Иисусом, меняют свою жизнь. А ведь прежде столько слов и столько примеров, подаваемых Господом, не могли преобразить их. И сейчас, на Пасху, что-то снова происходит. Причем происходит под знаком милосердия. Иисус поднимает их милосердием – поднимает их милосердием, и они, омилосердствованные, становятся милосердными. Очень трудно быть милосердным, не чувствуя себя омилосердствованным.

 

1. Они были омилосердствованны, прежде всего, тремя дарами: сначала Иисус дает им мир, затем – Духа, наконец – раны. Во-первых, дает им мир. Ученики были удручены. В страхе заперлись в доме, боясь ареста и такого же конца, как у Учителя. Но они закрылись не только в доме, но и в угрызениях совести. Они бросили Иисуса и отреклись от Него. Они чувствовали себя ни на что не годными, бесполезными, потерянными. Иисус приходит и дважды повторяет: «Мир вам!». Он приносит не такой мир, что устраняет все внешние проблемы, а такой, что вселяет в душу упование. Не внешний мир, а мир сердца. «Мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас», – говорит Он (Ин 20, 21), как если бы сказал: «Посылаю вас, потому что верю в вас». Эти потерявшие веру ученики примиряются с собой. Мир Иисуса побуждает их оставить угрызения совести и заняться миссией. Ведь мир Иисуса пробуждает миссию. Это не покой и не комфорт, а движение наружу. Мир Иисуса избавляет от парализующих запоров, разрывает цепи, что держат в плену сердце. И ученики чувствуют себя омилосердствованными: чувствуют, что Бог не осуждает их, не принижает их, а верит в них. Да, Он верит в нас больше, чем мы сами в себя верим. «Он любит нас больше, чем мы сами себя любим» (ср. св. Дж. Г. Ньюмэн, «Meditations and Devotions», III, 12, 2). Для Бога нет потерянных, нет бесполезных, нет отверженных. Иисус и сегодня снова повторяет: «Мир тебе, кто ценен в Моих глазах. Мир тебе, кто важен для меня. Мир тебе, у кого есть миссия. Никто не совершит ее вместо тебя. Ты незаменим. И Я верю в тебя».

 

Во-вторых, Иисус милосердствует учеников, давая им Святого Духа. Он дарует Его во отпущение грехов (ср. Ин 20, 22-23). Ученики виноваты, так как бежали, бросив Учителя. И этот грех мучает их, зло имеет свою цену. Наш грех, как говорит Псалом, всегда пред нами (ср. 51[50], 5). И мы не можем сами смыть его. Лишь Бог смывает грех, лишь Он Своим милосердием выводит нас из нашего глубочайшего убожества. Подобно тем ученикам, и мы должны дать простить себя, сказать от всего сердца: «Прости, Господи», открыть свое сердце, чтобы обрести прощение. Прощение в Святом Духе – это пасхальный дар, необходимый для внутреннего воскресения. Попросим благодати принять Таинство прощения и понять, что в центре исповеди не мы с нашими грехами, а Бог с Его милосердием. Мы исповедуемся не для того, чтобы унизиться, а для того, чтобы подняться. Всем нам так нужно это. Нам это нужно, как малышам, которые, упав, всегда ждут, что их поднимет папа. И мы тоже часто падаем, а рука Отца готова поднять нас на ноги и вести вперед. Эта крепкая и надежная рука – исповедь. Данное таинство поднимает нас, не оставляя нас в пыли плакать на жесткой мостовой, на которую мы упали. Это таинство воскресения, это чистое милосердие. И принимающий исповедь должен помочь ощутить сладость милосердия. Такова задача тех, кто принимает исповедь у людей: помочь ощутить сладость милосердия Иисуса, прощающего всё. Бог прощает всё.

 

После мира, который возрождает, и прощения, которое поднимает, вот третий дар, которым Иисус милосердствует учеников: Он дает им раны. Этими ранами мы исцелились (ср. 1 Петр 2, 24; Ис 53, 5). Но как рана может исцелить нас? Милосердием. В этих ранах мы, как Фома, руками осязаем, что Бог любит нас до конца, что Он взял на Себя наши раны, что понес на Своем теле наши немощи. Раны – это открытые каналы между Ним и нами, через которые Его милосердие изливается на наше убожество. Раны – это пути, которые Бог открыл перед нами, чтобы мы вошли в Его любовь и коснулись рукой того, Кто Он есть. И нам не стоит более сомневаться в Его милосердии. Поклоняясь, целуя Его раны, мы постигаем, что на каждую нашу слабость Он отвечает любовью. Так происходит на каждой Мессе, на которой Иисус предлагает нам Свое израненное и воскресшее тело: мы прикасаемся к Нему, а Он касается нашей жизни. И низводит небеса на нас. Его светозарые раны разрывают тьму, которую мы несем внутри себя. И мы, как Фома, находим Бога, ощущаем Его близость и, тронутые Им, говорим Ему: «Господь мой и Бог мой!» (Ин 20, 28). И всё рождается отсюда – из благодати милосердия. Отсюда начинается путь христианина. Но, если мы будем полагаться на наши силы, на эффективность наших структур и проектов, то не уйдем далеко. Только приняв любовь Божью, мы сможем дать миру что-то новое.

 

 

2. Так сделали ученики: омилосердствованные, они стали милосердными. Мы видим это в первом чтении. В Деяниях апостолов говорится, что «никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее» (4, 32). Это не коммунизм, а христианство в его чистоте. И это тем более удивительно, если вспомнить, что те же ученики совсем недавно спорили о наградах и почестях, о том, кто из них первый (ср. Мк 10, 37; Лк 22, 24). Теперь они делятся всем, имея «одно сердце и одну душу» (Деян 4, 32). Как же они так изменились? Они увидели в другом то же милосердие, что преобразило их жизнь. Они открыли, что у них общая миссия, общее прощение и тело Иисуса: и делиться земными благами стало для них естественным следствием из этого. Далее в тексте говорится, что «не было между ними никого нуждающегося» (Деян 4, 34). Их страхи рассеялись, когда они коснулись ран Господних, и теперь им не страшно лечить раны нуждающихся. Потому что в них они видят Иисуса. Потому что в них Иисус – в ранах нуждающихся.

 

Сестра, брат, хочешь доказательство того, что Бог коснулся твоей жизни? Ты можешь убедиться в этом, если склоняешься над чужими ранами. Сегодня, в этот день мы должны спросить себя: «А я, который столько раз получал мир Божий, столько раз получал Его прощение и милосердие, милосерден к другим? Я, который столько раз питался Телом Иисуса, делаю хоть что-то, чтобы накормить бедного?». Не будем оставаться равнодушными. Не будем жить половинчатой верой, которая получает, но не дает, принимает дар, но не дарит себя. Мы были омилосердствованны, так будем же милосердны. Потому что, если любовь кончается на нас, то вера высыхает в бесплодных внутренних переживаниях. Без других она становится бесплотной. Без дел милосердия она умирает (ср. Иак 2, 17). Братья, сестры, позволим воскресить нас миру, прощению и ранам милосердного Иисуса. И будем просить о благодати стать свидетелями милосердия. Только так вера будет жить. И жизнь станет единой. Только так мы возвестим Евангелие Божье, которое есть Евангелие милосердия.


 

Источник: vatican.va








.