Катехизическое поучение: Пасхальное триденствие










ПАПА ФРАНЦИСК

ОБЩАЯ АУДИЕНЦИЯ

 

Среда, 31 марта 2021 г.

 

Катехизическое поучение. Пасхальное триденствие

 

 

Добрый день, дорогие братья и сестры!

 

Уже погрузившись в духовную атмосферу Страстной недели, мы стоим на пороге Пасхального триденствия. Уже завтра для нас начнутся важнейшие дни литургического года: воспоминание тайны Страстей, Смерти и Воскресения Господа. И это та тайна, которую мы переживаем каждый раз, когда творим Евхаристию. Отправляясь на Мессу, мы идем не просто помолиться, нет: мы идем, чтобы обновить эту тайну, снова совершить ее – пасхальную тайну. Важно не забывать об этом. Это всё равно, как если бы мы пошли на Голгофу, чтобы обновить, вновь совершить пасхальную тайну.

 

Вечером Страстного четверга, вступив в Пасхальное триденствие, мы снова будем переживать Мессу, которую называют «in Coena Domini», т.е. Мессу, на которой вспоминается Тайная вечеря – всё, что там произошло тогда. Это тот самый вечер, когда Христос оставил Своим ученикам завет Своей любви в Евхаристии, но не как памятку, а как воспоминание, как Его непреходящее присутствие. Каждый раз, когда совершается Евхаристия, как я уже сказал в начале, возобновляется эта тайна искупления. В этом Таинстве Иисус заместил сакральную жертву, т.е. пасхального агнца, Самим Собой: Его Тело и Его Кровь даруют нам спасение от рабства греху и смерти. В нём спасение от всякого рабства. В тот вечер Он заповедал нам любить друг друга и стать слугами друг другу, как сделал Он Сам, умыв ноги ученикам. Этот поступок предварял жестокое жертвоприношение на кресте. И действительно, Учитель и Господь умрет на следующий день, чтобы очистить не ноги, а сердца и всю жизнь Своих учеников. Это было жертвоприношение служения всем нам, потому что этим служением Своей жертвы он искупил всех нас.

 

Страстная пятница – это день покаяния, поста и молитвы. Тексты Священного Писания и литургические молитвы как бы собирают нас на Голгофе, чтобы вспомнить Страдания и искупительную Смерть Иисуса Христа. Напряжение обряда литургического действа представляет нам Распятого для поклонения. Поклоняясь Кресту, мы вновь пройдем путь непорочного Агнца, закланного ради нашего спасения. Понесем в умах и сердцах страдания больных, бедных, отверженных этим миром, вспомним «закланных агнцев» – невинных жертв войн, диктатур, ежедневного насилия, абортов… К образу распятого Бога мы принесем в молитве множество, слишком большое множество сегодняшних распятых, которые лишь в Нём могут обрести утешение и смысл своих страданий. И сегодня их так много: не забывайте о сегодняшних распятых, в которых отражается образ распятого Иисуса и в которых Он обитает.

 

Когда Иисус взял на Себя страдания человечества и саму смерть, любовь Божья оросила наши пустыни, озарила нашу тьму. Потому что мир во тьме. Посмотрим на список всех войн, что ведутся на данный момент, всех детей, умирающих от голода и лишенных доступа к образованию, целых народов, уничтоженных войнами и терроризмом. Сколько, сколько людей, чтобы почувствовать себя чуточку лучше, нуждаются в наркотиках – в индустрии наркотиков, которая убивает… Это истинное бедствие, это пустыня! Есть лишь маленькие «оазисы» народа Божьего – христиан или людей любого другого вероисповедания, которые хранят в сердцах желание быть лучше. Но признаем одну правду: на этой Голгофе смерти в Своих учениках страдает Иисус. В Своем служении Сын Божий полной ладонью сеял жизнь, исцеляя, прощая, воскрешая… Сейчас, в высшее мгновение Жертвы на кресте, Он завершает дело, вверенное Ему Отцом: опускается в бездну страданий, погружается в бедствия мира сего, чтобы искупить и преобразить. А также чтобы избавить каждого из нас от силы тьмы, от гордыни, от противления любви Божьей. И на это способна только любовь Божья. Как говорит апостол Петр, Его ранами мы исцелились (ср. 1 Петр 2, 24), Его смертью мы возродились – все мы. И благодаря Ему, покинутому на кресте, никто и никогда более не будет одинок во мраке смерти. Никогда, потому что Он всегда рядом: нужно только открыть свое сердце и взглянуть на Него.

 

Святая суббота – это день тишины. Великая тишина по всей земле, тишина слез и отчаяния первых учеников, потрясенных позорной смертью Иисуса. Слово молчит, Жизнь лежит в гробнице, и надеявшиеся на Него переживают суровое испытание, чувствуют себя осиротевшими, возможно даже брошенными Богом. Эта суббота – также день Марии. И Она тоже плачет, но Ее сердце полно веры, полно надежды и любви. Мать Иисуса следовала за Сыном по скорбному пути и с пронзенной душой стояла у подножия креста. Но, когда казалось, что всё кончено, Она не спит, бодрствует в ожидании, храня надежду на обетованное Богом воскресение мертвых. Так в самый темный час этого мира Она стала Матерью верующих, Матерью Церкви и знамением надежды. Ее свидетельство и заступничество поддерживают нас, когда бремя креста становится слишком тяжким для каждого из нас.

 

Во мраке Святой субботы радость и свет вспыхнут в обрядах Пасхального навечерия, и поздним вечером зазвучит праздничное пение «Аллилуйя». То будет встреча в вере с Христом воскресшим, и пасхальная радость будет продолжаться все последующие пятьдесят дней вплоть до нисшествия Святого Духа. Распятый воскрес! Все вопросы и сомнения, колебания и страхи рассеялись перед этим откровением. Воскресший дает нам уверенность в том, что добро всегда торжествует над злом, что жизнь всегда побеждает смерть и что наше назначение – не опускаться всё ниже от печали к печали, а подниматься всё выше. Воскресший – это подтверждение того, что Иисус абсолютно прав, обещая нам жизнь после смерти и прощение после грехов. Ученики сомневались, не верили. Первой, кто уверовала и увидела, была Мария Магдалина, ставшая апостолом воскресения и пошедшая рассказать, что видела Иисуса, Который назвал ее по имени. А потом Его видели все ученики. Но мне хотелось бы особенно подчеркнуть, что стражники, солдаты, стоявшие у гроба, чтобы не дать ученикам прийти и забрать тело, также видели Его: видели Его живым и воскресшим. Враги видели Его, а потом притворялись, что не видели. Почему? Потому что им заплатили. Вот истинная тайна того, о чём Иисус как-то сказал: «У мира есть два господина, два, и не более того: Бог и деньги. Кто служит деньгам, тот против Бога». И в этом случае деньги исказили реальность. Они видели чудо воскресения, но им заплатили за молчание. Вспомним все те случаи, когда христианам, мужчинам или женщинам, платят за то, чтобы они не признавали на практике воскресение Христа и не делали того, что Он заповедал делать нам как христианам.

 

Дорогие братья и сестры, в этом году мы также будем праздновать Пасху в условиях пандемии. В мире такое множество страданий, но всегда, особенно когда страдают люди, семьи и народы и без того истерзанные нищетой, стихийными бедствиями и конфликтами, Крест Христов сияет как маяк, указывающий дорогу в порт кораблям, которых в море бросает шторм. Крест Христов – это знамение надежды, которая не обманет, и он говорит нам, что ни одна слеза, ни один стон не останутся без ответа в спасительном замысле Божьем. Попросим Господа даровать нам благодать служить Ему, исповедовать Его и не брать деньги за то, чтобы забыть Его.


Источник: vatican.va













.