Молиться в общении с Марией







ПАПА ФРАНЦИСК

ОБЩАЯ АУДИЕНЦИЯ

Среда, 24 марта 2021 г.

Катехизическое поучение о молитве 27: Молиться в общении с Марией










Добрый день, дорогие братья и сестры!

 

Сегодняшняя катехизация, посвященная молитве в общении с Марией, проходит как раз накануне торжества Благовещения. Мы знаем, что главный путь христианской молитвы – это человеческое естество Иисуса. Ведь характерная для христианской молитвы уверенность была бы лишена смысла, если бы Слово не воплотилось, даруя нам в Духе Свои сыновние отношения с Отцом. В чтении мы слышали о том собрании учеников, благочестивых женщин и Марии, которые молились после вознесения Иисуса: это первая христианская община, ожидавшая обетованного Иисусом дара.

Христос – посредник, мост, который мы переходим, чтобы обратиться к Отцу (ср. «Катехизис Католической Церкви», 2674). Он – единственный Искупитель, и нет соискупителей наряду с Ним. Он – высочайший Посредник, единственный такой Посредник. Любая молитва, которую мы возносим к Богу, ради Христа, со Христом и во Христе, и свершается Его заступничеством. Святой Дух распространяет посредничество Христа на всякое время и всякое место: и нет другого имени, которым мы можем спастись (ср. Деян 4, 12). Иисус Христос – единственный посредник между Богом и людьми.

Единственное в своем роде посредничество Христа придает смысл и ценность обращения к другим объектам молитвы и благочестия христианина, прежде всего, к Деве Марии, Матери Иисуса.

Она занимает особое место в жизни и, следовательно, в молитве христианина, являясь Матерью Иисуса. Восточные Церкви часто представляют ее как Одигитрию, «указующую путь», т.е. своего Сына Иисуса Христа. Мне вспоминается древняя и совсем простая икона Одигитрии в соборе Бари: наша Владычица указывает на нагого Иисуса. Затем на Него надели ризу, чтобы скрыть эту наготу, но правда в том, что Иисус изображен нагим, чтобы сказать, что Он, рожденный Марией человек, и есть Посредник. И она указывает на Посредника: она – Одигитрия. В христианской иконографии она присутствует повсюду, порою занимая очень важное место, но всегда в связи с Сыном и в служении Ему. Ее руки, ее глаза, ее отношение – это живой «катехизис», всегда указывающий суть, центр – Иисуса. Мария всецело обращена к Нему (ср. ККЦ, 2674). Настолько, что мы можем говорить, что она – скорее ученица, чем Мать. Например, на пире в Кане Мария указывает на Него, говоря: «Сделайте то, что Он вам скажет». Она всегда свидетельствует о Христе, она – Его первая ученица.

Такую роль Мария выполняла всю свою земную жизнь и продолжает выполнять вовеки: роль смиренной служительницы Господа, и не более того. В какой-то момент в Евангелиях она словно почти исчезает, но возвращается в решающие моменты, такие как в Кане, когда Сын, благодаря ее заботливому вмешательству, совершил первое «знамение» (ср. Ин 2 ,1-12), а затем на Голгофе у подножия креста.

Иисус распространил материнство Марии на всю Церковь, когда вверил ее любимому ученику прямо перед Своей смертью на кресте. С того момента мы все находимся под ее покровом, как видно на некоторых средневековых фресках и картинах. И первый латинский антифон гласит: «Sub tuum praesidium confugimus, sancta Dei Genitrix» (лат.: «Под твою защиту прибегаем, святая Богородица»). Наша владычица, которой как Матери Иисус вверил нас, заслоняет всех нас своим покровом, но именно как Мать, а не богиня, не соискупительница: как Мать. Да, христианское благочестие всегда наделяло ее прекрасными званиями, как сын свою маму: сколько всего прекрасного сын говорит любимой! Но не будем забывать: все те прекрасные слова, которые Церковь и святые говорят о Марии, никак не умаляют уникальности искупительного деяния Христа. Он – единственный Искупитель. Порой можно услышать слишком преувеличенные выражения сыновней любви к маме. Но мы знаем, что любовь всегда заставляет нас преувеличивать, но с любовью.

Так мы стали молиться ей некоторыми фразами, адресованными ей в Евангелиях: «благодати полная», «благословенная среди женщин» (ср. ККЦ, 2676 сл.). В молитве «Радуйся, Мария…» мы скоро произнесем титул «Theotokos», «Матерь Божья», закрепленный Эфесским собором. И, как в «Отче наш», после восхваления мы добавляем просьбу: просим Мать молиться о нас, грешных, ходатайствовать за нас своей нежностью «ныне и в час смерти нашей», быть с нами как Мать, как первая ученица сейчас в конкретных жизненных ситуациях и в последнее мгновение, в момент перехода в вечную жизнь.

Мария всегда стоит у изголовья своих детей, покидающих этот мир. Для одиноких и покинутых она – Мать, она там – рядом, как была рядом со своим Сыном, когда все бросили Его.

Мария была и остается в дни пандемии рядом с людьми, завершающих, к сожалению, свой земной путь в изоляции без утешительной близости дорогих им людей. Мария всегда там, рядом с нами, со своей материнской любовью.

Обращенные к ней молитвы не напрасны. Женщина, сказавшая «да», с готовностью ответившая на зов ангела, отвечает и на наши просьбы, слышит наши голоса – даже те, что скрыты в сердце, что не в силах вырваться наружу, но которые Бог знает лучше, чем мы сами. Она слышит их как Мать. Подобно любой доброй матери и более, чем она, Мария хранит нас от опасностей, заботится о нас, даже когда мы сами потерялись в нашей суете и сбились с пути, рискуя не только своим здоровьем, но и спасением. Мария там, чтобы молиться нас, молиться о тех, кто не молится, молиться вместе с нами. Почему? Потому что она – наша Мать.

 


 

ОБРАЩЕНИЯ

С болью воспринял новости о недавних террористических актах в Нигере, унесших жизни 137 человек. Помолимся о жертвах, об их семьях и всех жителях страны, чтобы насилие, которое им довелось пережить, не заставило их разочароваться в пути демократии, справедливости и мира.

В последние дни сильные наводнения нанесли серьезный ущерб штату Новый южный Уэльс в Австралии. Сопереживаю людям и семьям, пострадавшим от этого бедствия, особенно лишившимся крова, и призываю власти искать пропавших и нести помощь.

Сегодня Всемирный день борьбы с туберкулезом. Пусть он придаст новый импульс в лечении этой болезни и углубит солидарность со страдающими. Прошу для них и их родных утешения Господня.

 
 Источник: vatican.va




.