МЕЖРЕЛИГИОЗНАЯ ВСТРЕЧА, Долина Ура









АПОСТОЛЬСКАЯ ПОЕЗДКА ЕГО СВЯТЕЙШЕСТВА ФРАНЦИСКА
В ИРАК
(5-8 марта 2021 г.)

МЕЖРЕЛИГИОЗНАЯ ВСТРЕЧА

Долина Ура,
суббота, 6 марта 2021 г.

 





РЕЧЬ СВЯТОГО ОТЦА

Дорогие братья и сестры!

 

Это благословенное место возвращает нас к истокам – к началу дела Божьего, к моменту рождения наших религий. Здесь, где жил наш отец Авраам, мы чувствуем себя так, будто вернулись домой. Здесь он услышал зов Божий, отсюда пустился в путь, изменивший историю. Мы – следствие того зова и итог того пути. Бог велел Аврааму поднять глаза к небесам и посчитать звезды (ср. Быт 15, 5). Там он увидел обещанное ему потомство – увидел нас. И сегодня мы – евреи, христиане и мусульмане – вместе с братьями и сестрами из других религий чтим отца Авраама, подражая ему: смотрим на небеса и ходим по этой земле.

 

1. Смотрим на небеса

Тысячелетия спустя созерцая все то же небо, мы видим все те же звезды. Сияя вместе, они озаряют самые темные ночи. Тем самым небеса преподают нам урок единства: Всевышний над нами учит нас никогда не расставаться с братом, который рядом с нами. Величие Бога отсылает нас к отличию брата. Но, если мы хотим сохранить братство, то не должны терять из виду небеса. Как потомки Авраама и представители разных религий мы чувствуем, что наша роль состоит, в первую очередь, в том, чтобы помогать нашим братьям и сестрам возносить взгляды и молитвы к небесам. Все мы нуждаемся в этом, потому что самих себя нам недостаточно. Человек не всемогущ, и самому ему не сделать этого. И, если он гонит Бога, то, в конце концов, поклоняется вещам мира сего. Однако, цель нашего странствия по этой земле – не ее блага, из-за которых столько людей забывает о Боге и ближних. Возведем глаза к небесам, чтобы возвыситься над низменной суетой, послужим Богу, чтобы перестать быть рабами собственного «я», потому что Бог призывает нас любить. Вот подлинное благочестие: поклоняться Богу и любить ближнего. В сегодняшнем мире, который так часто забывает Всевышнего или искажает Его образ, верующие призваны свидетельствовать о Его доброте, являть Его отцовство в братстве между собой.

Стоя на этом месте зарождения веры, на земле нашего отца Авраама, мы заявляем, что Бог милосерден, и нет большего святотатства, чем осквернять Его имя ненавистью к брату. Вражда, экстремизм и насилие не могут родиться в религиозной душе, потому что они суть предательство в отношении религии. И мы, верующие, не можем молчать, когда терроризм эксплуатирует религию. Мы прямо должны четко развеивать любые непонимания. Нельзя позволять тучам ненависти заслонять свет небес! Над этой страной уже нависали мрачные тучи терроризма, войны и насилия. Пострадали все этнические и религиозные группы. Среди них мне хотелось бы отдельно упомянуть общину езидов, которой пришлось оплакивать смерть множества своих членов и терпеть похищения тысячей женщин, девочек и детей, проданных в рабство и ставших жертвами физического насилия и принуждения к смене вероисповедания. Помолимся сегодня о тех, кому довелось пережить все эти страдания, кто все еще остается вдали от дома и томится в неволе, чтобы они как можно скорее вернулись к родным. Помолимся так же о том, чтобы везде уважали и признавали свободу совести и вероисповедания – эти фундаментальные права, что дают человеку возможность свободно созерцать небеса, для которых он был сотворен.

Терроризм, вторгнувшись на север этой любимой страны, варварски уничтожил часть ее восхитительного религиозного наследия, в том числе церкви, монастыри и места поклонения различных общин. Но даже в те мрачные мгновения сияли звезды. Здесь я имею в виду молодых добровольцев-мусульман, помогавших восстанавливать церкви и монастыри в Мосуле, создавая тем самым узы дружбы и братства на развалинах ненависти, а также прочих мусульман и христиан, которые вместе сегодня отстраивают храмы обеих религий. Профессор Али Таджил рассказал нам также, что в город снова приходят паломники. И это очень важно: паломничество к святым местам – прекраснейший знак тоски по небесам на земле. Поэтому любить и беречь святые места – это жизненная необходимость, как напоминает нам и история нашего отца Авраама, который тут и там возносил к небесам алтари Господу (ср. Быт 12, 7. 8; 13, 18; 22, 9). Так пусть же великий патриарх поможет нам сделать святые места каждой религии оазисами мира и диалога для всех! За свою верность Богу он стал благословением для всех народов (ср. Быт 12, 3), и то, что мы сегодня находимся здесь, где ступала его нога, да станет знамением благословения и надежды для Ирака, Ближнего Востока и всего мира. Небесам не надоела земля: Бог любит каждый народ, каждую Свою дочь и каждого сына! И пусть нам никогда не надоест смотреть на небеса, смотреть на эти звезды – те же, на которые когда-то смотрел наш отец Авраам.

 
2. Ходим по этой земле

Созерцание небес не отвлекало Авраама, а придавало ему смелости ходить по земле, вступить на путь, который посредством его потомства повлиял на все века по всей планете. Но все началось отсюда – с Господа, Который «вывел его из Ура» (ср. Быт 15, 7). Так он пошел путем исхода, предполагавшим жертвы: ему пришлось покинуть свою землю, дом и родню. Но, оставив семью, он стал отцом семьи народов. И с нами случается нечто подобное: путь требует от нас разорвать узы привязанностей, которые, закрывая нас в наших группах, мешают нам принимать безграничную любовь Божью и видеть братьев в других. Да, нам нужно выйти за рамки собственного «я», потому что мы нужны друг другу. Пандемия помогла нам уразуметь, что «в одиночку не спастись» (окружное послание «Все братья», 54). Но то и дело появляется соблазн дистанцироваться от других. Однако, «“спасайся, кто может быстро выльется во “все против всех, и это будет похуже, чем всякая пандемия» (там же, 36). Когда обрушиваются бури, изоляция не спасет нас, как не спасет гонка вооружений и возведение стен, которые лишь еще более отдаляют нас и злят. Нас не спасет поклонение деньгам, запирающее нас в себе и разверзающее пропасти неравенства, в которые валится человечество. Нас не спасет и потребленчество, лишающее ум чуткости и парализующее сердце.

Небеса указывают нам иной путь для нашего странствия – путь мира. Он требует от нас, чтобы мы гребли все вместе в одну сторону – особенно в бурю. И ужасно, что даже в пандемический кризис, который сейчас обрушился на нас, и именно здесь, где конфликты принесли столько несчастий, кто-то алчно преследует лишь собственные интересы. Не будет мира без солидарности и открытости, без справедливости, гарантирующей равенство и поддержку всем, начиная со слабейших. Не будет мира без народов, протянувших руку другим народам. Не будет мира, пока другие остаются ими, а не нами. Не будет мира, пока союзы заключаются против кого-то, потому что союзы одних против других лишь усугубляют разделения. Для мира нужны не победители и побежденные, а братья и сестры, которые вопреки недопониманию и ранам прошлого идут от конфликта к единству. Попросим этого в молитве для всего Ближнего Востока и, в частности, для соседней истерзанной Сирии.

Патриарх Авраам, созывающий нас сегодня воедино, был пророком Всевышнего. Древнее пророчество гласит, что народы «перекуют мечи свои на орала, и копья свои – на серпы» (Ис 2, 4). Это пророчество не только пока не сбылось, но мечи и копья превратились в ракеты и бомбы. Так с чего же вдруг начнется путь мира? С отречения от вражды. У того, кто дерзает смотреть на звезды, кто верит в Бога, нет врагов, с которыми ему нужно было бы сражаться. У него лишь один враг, что стоит у дверей сердца и стучит, чтобы войти: это вражда. Когда одни больше ищут врагов, чем друзей, когда столько людей жаждет собственной выгоды в ущерб другим, тот, кто смотрит на звезды обетований и ходит путями Божьими, не может быть против кого-то: он для всех. Он не может оправдывать какие бы то ни было формы диктата, угнетения и подавления, не может вести себя агрессивно.

Дорогие друзья, все это возможно? И пусть нас вдохновляет отец Авраам, умевший надеяться сверх всякой надежды (ср. Рим 4, 18). На протяжении нашей истории мы часто преследовали слишком земные цели, и каждый шел сам по себе, но с Божьей помощью мы можем все изменить к лучшему. Мы, сегодняшнее человечество, и, прежде всего, мы, верующие всех религий, должны превратить орудия ненависти в орудия мира. Мы должны настоятельно призывать государственных деятелей к тому, чтобы вместо распространения оружия раздавалось продовольствие всем. Мы должны заглушить взаимные обвинения, чтобы все услышали вопли отверженных и угнетенных на нашей планете: слишком многим недостает хлеба, лекарств, образования, прав и достоинства! Мы должны разоблачать странные маневры с деньгами и решительно требовать, чтобы они не служили всегда и только безумной роскоши горстки людей. Мы должны беречь наш общий дом от наших же грабительских желаний. Мы должны напоминать миру, что человеческая жизнь ценна потому, что она есть, а не потому, чья она, и что жизни нерожденных детей, престарелых, мигрантов, мужчин и женщин всех цветов кожи и национальностей всегда священны и так же важны, как и все прочие жизни! Мы должны иметь смелость поднять глаза и посмотреть на звезды – те же звезды, которые видел наш отец Авраам, звезды обетования.

Странствие Авраама стало благословением мира. Но оно было нелегким: его ждали сражения и неожиданности. И перед нами тоже ухабистый путь, но и нам, как великому патриарху, нужно делать конкретные шаги – идти, чтобы увидеть лицо другого, делиться воспоминаниями, взглядами и молчанием, историями и переживаниями. Меня поразило свидетельство Давуда и Хасана – христианина и мусульманина, которые вопреки всем различиям учились и работали вместе. Вместе они построили будущее и стали братьями. И нам, чтобы идти вперед, нужно вместе делать что-то конкретное и доброе. Вот путь, прежде всего, для молодежи, мечты которой не должны разбиваться о конфликты прошлого! Нужно воспитывать в них братство, учить их смотреть на звезды. Вот что действительно безотлагательно, и это станет самой эффективной вакциной для мирного завтра. Потому что вы, дорогие парни и девушки, наше настоящее и наше будущее!

Лишь вместе с другими можно исцелить раны прошлого. Госпожа Рафах рассказала нам о героическом примере Наджи из общины сабийских мандеев, которая погибла, пытаясь спасти семью соседа-мусульманина. Сколько людей здесь при безмолвном равнодушии мира пошли путем братства! Рафах рассказала также о невыразимых бедствиях войны, вынудившей многих покинуть свои дома и родину в поисках будущего для своих детей. Спасибо тебе, Рафах, за то, что ты поделилась с нами твоим твердым желанием остаться здесь, на земле твоих отцов. А те, кто остаться не смог и был вынужден бежать, пусть найдут доброжелательный прием, в котором нуждаются уязвимые и израненные люди.

Именно благодаря характерному для этих земель гостеприимству Авраам принял в своем доме Бога и совсем уж неожиданный дар в виде сына (ср. Быт 18, 1-10). Мы, братья и сестры из разных религий, собрались здесь, у нас дома, чтобы постараться вместе исполнить мечту Бога о том, чтобы человеческая семья была гостеприимна и открыта для всех своих детей и чтобы, глядя на одно небо, она мирно шла по одной земле.

 


 

МОЛИТВА ДЕТЕЙ АВРААМА

Всемогущий Боже, Создатель наш, любящий человеческую семью и все, что сотворили руки Твои, мы, сыновья и дочери Авраама, исповедующие иудаизм, христианство и ислам, вместе с прочими верующими и всеми людьми доброй воли благодарим Тебя за то, что Ты дал нам общего отца в вере Авраама – выдающегося сына этой благородной и возлюбленной земли.

Благодарим Тебя за этот пример человека веры, который до конца был послушен Тебе, оставив родню, свой народ и отечество, чтобы отправиться в землю, которой не знал.

Благодарим Тебя также за пример смелости, стойкости и силы духа, щедрости и гостеприимства, поданный нам нашим общим отцом в вере.

Мы особенно благодарим Тебя за его героическую веру, которую он доказал своей готовностью пожертвовать собственным сыном, дабы исполнить Твое повеление. Знаем, что это было труднейшее испытание, из которого он все же вышел победителем, потому что всецело уповал на Тебя, веря в То, что Ты, милосердный, всегда даешь нам новые возможности начать сначала.

Благодарим Тебя за то, что, благословив нашего отца Авраама, Ты сделал его благословением для всех народов.

Просим тебя, Бога нашего отца Авраама и нашего Бога, даруй нам крепкую веру, активно творящую добро – веру, которая открывает наши сердца Тебе и всем нашим братьям и сестрам, а также неистребимую надежду, способную всюду разглядеть доказательства Твоей верности Своим обетованиям.

Сделай каждого из нас свидетелем Твоей любящей заботы о всех, особенно о беженцах и мигрантах, вдовах и сиротах, бедных и немощных.

Открой наши сердца взаимному прощению и сделай нас орудиями примирения и строителями более справедливого и братского общества.

Прими в Свою обитель мира и света всех усопших, особенно тех, кто пал жертвой насилия и войн.

Помоги гражданским властям отыскать похищенных и обеспечить особую защиту женщинам и детям.

Помоги нам заботиться об этой планете – общем доме, который Ты в Своей благости и щедрости даровал всем нам.

Укрепи наши руки для восстановления этой страны и дай нам сил помогать тем, кому пришлось покинуть свой дом и свою землю, чтобы они смогли безопасно и достойно вернуться и начать новую жизнь в мире и благоденствии. Аминь.

 
 
Источник; vatican.va






.