Папа: Молиться можно только в духе любви









ПАПА ФРАНЦИСК

ОБЩАЯ АУДИЕНЦИЯ

Библиотека Апостольского дворца,
среда, 16 декабря 2020 г.

Катехизическое поучение о молитве 19: Ходатайственная молитва










Добрый день, дорогие братья и сестры!

 

Тот, кто молится, никогда не поворачивается к миру спиной. Если молитва не впитывает в себя радости и горести, чаяния и страдания человечества, то выхолащивается до «декоративного» акта, поверхностного и театрального представления, чисто личного дела кого-то. Всем нам нужна внутренняя жизнь: удаляться в пространство и время, посвященное нашим отношениям с Богом. Но это не значит бежать от реальности. В молитве Бог «захватывает нас, благословляет нас, а затем разбивает нас и дает нам» ради того, чего все алчут. Каждый христианин призван стать хлебом в руках Божьих – разломленным и разделенным. Т.е. нам нужна конкретная молитва, а не бегство.

Итак, мужчины и женщины молитвы ищут уединения и молчания не для того, чтобы избавиться от тревог, а для того, чтобы яснее слышать голос Божий. Иногда они закрываются от мира в тайне своей комнаты, как учил Иисус (ср. Мф 6, 6), но где бы они ни были, двери их сердец всегда распахнуты: двери открыты для тех, кто молится, не умея молиться; для тех, кто не молится совсем, но таит в душе сдавленный крик, сокровенную мольбу; для тех, кто ошибся и сбился с пути… Любой может постучать в двери молящегося и найти в нем или в нем сострадающее сердце, молящееся обо всех без исключения. Молитва – это наше сердце и наш голос, и она становится сердцем и голосом множества людей, не умеющих молиться или не молящихся, не желающих или просто не могущих молиться: мы – сердце и голос этих людей, который возносится к Иисусу, возносится к Отцу как голос ходатаев. Молящийся в одиночестве, будь то долговременное одиночество или же просто уединение на какие-нибудь полчаса, чтобы только молиться, удаляется от всего и всех, чтобы найти все и всех в Боге. Итак, молящийся молится обо всем мире, неся на своих плечах его печали и грехи. Молится обо всех и каждом: подобно «антенне» Бога в этом мире. В каждом бедном, что стучится в двери, в каждом человеке, что утратил смысл сущего, молящийся видит лик Христов.

«Катехизис» говорит: «Ходатайство – прошение в пользу других… – свойственно сердцу, живущему с согласии с Божьим милосердием» (п. 2634). Это прекрасно. Молясь, мы сливаемся в унисон с милосердием Божьим: милосердием в отношении наших грехов (ведь Бог милостив к нам), но также милосердием ко всем, кто просил помолиться о них и о ком мы хотим помолиться в унисон с сердцем Божьим. Вот истинная молитва. В созвучии с милосердием Божьим – этим милосердным сердцем. «Во времена Церкви ходатайственная молитва христиан причастна ходатайству Христа: она есть выражение общения святых» (там же). Но что же значит, что я участвую в ходатайстве Христа, когда ходатайствую за кого-то или молюсь о ком-то? Христос – ходатай пред Отцом, Он молится Ему о нас, показывая раны на Своих руках, физически, в Своей плоти предстоит пред Ним. Иисус – ходатай за нас, а молиться – значит вести себя немного так же, как Иисус: ходатайствовать в Иисусе пред Отцом за других. И это просто прекрасно.

На сердце у молящегося человек. Просто человек. Тот, кто не любит брата, не молится всерьез. Можно еще добавить, что в духе ненависти нельзя молиться; в духе равнодушия нельзя молиться. Молиться можно лишь в духе любви. Тот, кто не любит, только притворяется, что молится, или только думает, что молится, но не молится в действительности, потому что ему недостает духа, который есть любовь. В Церкви тот, кому известны горести и радости другого, заглядывает глубже, чем исследующие «главнейшие системы». Поэтому в каждой молитве есть некий человеческий опыт, потому что, сколько бы ошибок ни совершали люди, их нельзя отбрасывать и отвергать.

Когда верующий, движимый Духом святым, молится о грешниках, не выбирая и не оглашая приговоров, он молится обо всех. Он молится и о себе. В этот момент он знает, что не слишком отличается от тех, о ком он молится: молящийся чувствует себя грешником из грешников и молится обо всех. Таков всегда жизненный и актуальный урок притчи о фарисее и мытаре (ср. Лк 18, 9-14): мы не лучше, чем другие, все мы – братья по общей слабости, общим страданиям и греховности. Поэтому мы можем обращаться к Богу с такой молитвой: «Господи, не оправдается пред Тобой ни один из живущих» (ср. Пс 143/142/, 2). Так говорит псалом: «Господи, не оправдается пред Тобой никто из живущих, никто из нас: все мы – грешники, все мы – должники, у которых есть свои долги по счетам; нет никого, кто был бы безупречен в Твоих глазах. Господи, помилуй нас!» Именно в таком духе молитва плодотворна, так как мы смиренно идем к Богу, чтобы помолиться обо всех. А фарисей молился горделиво: «Боже! Благодарю Тебя за то, что я не такой, как эти грешники; я – праведный, всегда все делаю, как нужно…». Так не молятся: так смотрят на свое отражение в искаженном гордыней зеркале.

Мир держится на этой цепи молящихся, которые ходатайствуют о нем, оставаясь по преимуществу безвестными… Но только не для Бога! Множество безвестных христиан во времена гонений находили в себе силы повторять слова нашего Господа: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк 23, 34).

Добрый пастырь остается верен своему народу даже тогда, когда констатирует его грех: добрый пастырь остается отцом даже тогда, когда дети отдаляются и уходят от него. Он упорно продолжает свое служение пастыря даже по отношению к тем, кто заставляет его испачкать свои руки. Он не закрывает свое сердце перед тем, кто причиняет ему боль.

На Церкви во всех ее членах лежит миссия творить ходатайственную молитву, молясь о других. И это, в первую очередь, касается тех, кому поручена ответственная роль: родителей, педагогов, священнослужителей, предстоятелей общин… Такие, как Авраам и Моисей, порою должны «заступаться» перед Богом за вверенных им людей. Они действительно должны смотреть на них глазами и сердцем Бога, с его необоримым состраданием и любовью. С любовью молитесь о других.

Братья и сестры, все мы – листья одного дерева, и, когда отрывается один из них, в нас это должно вызывать глубокую скорбь, подпитывающую в молитву друг о друге. Давайте молиться друг о друге: это пойдет на пользу и нам, и всем остальным. Спасибо!

Источник: vatican.va












.