Папа: Попросим Святого Иосифа защитить Церковь в это время












ПАПА ФРАНЦИСК

ОБЩАЯ АУДИЕНЦИЯ

 

Библиотека Апостольского дворца,

среда, 9 декабря 2020 г.

 

Катехизическое поучение о молитве 18

Молитва прошения

 

 

Добрый день, дорогие братья и сестры!

 

Продолжим наши размышления о молитве. Христианская молитва совершенно человечна: мы молимся как люди, как те, кто мы есть, и наша молитва включает в себя хвалу и прошение. Ведь, когда Иисус учил Своих учеников молиться, то преподал им «Отче наш», чтобы мы установили с Богом сыновние доверительные отношения и обращали к нему все наши просьбы. Мы просим у Бога высочайших даров: чтобы Его имя святилось среди людей, чтобы пришло Его Царство, чтобы исполнилась Его благая воля в отношении мира. «Катехизис» напоминает: «Существует иерархия прошений: сначала мы просим Царства, затем – того, что необходимо для его обретения и содействия его пришествию» (п. 2632). Но в «Отче наш» мы просим и о самых простых дарах, о самых будничных, таких как «хлеб насущный», который подразумевает также здоровье, дом, работу, повседневные нужды, а также о Евхаристии, которая необходима для жизни во Христе. Кроме того, мы просим о прощении грехов, что тоже повседневная вещь: мы всегда нуждаемся в прощении и, следовательно, в мире в наших отношениях. Наконец, мы просим помощи в искушениях и избавления от зла.

 

Просить, умолять – это очень по-человечески. И еще раз послушаем «Катехизис»: «Именно в просительной молитве выражено сознание нашей связи с Богом: будучи творениями, мы не от себя самих происходим, не властны над бедами и не являемся самоцелью; будучи грешниками, мы – христиане – знаем, что отдаляемся от Отца. Прося Его, мы уже к Нему возвращаемся» (п. 2629).

 

Если кому-то неуютно, потому что он совершил что-то плохое, т.е. потому что он – грешник, то, молясь «Отче наш», он уже приближается к Господу. Порою нам может показаться, что нам ничего уже не нужно, что нам хватит нас самих, чтобы жить в полной самодостаточности. Порою так бывает! Но рано или поздно эта иллюзия исчезает. Человеческое существо – это зов, который иногда становится криком, пусть и часто сдавленным. Душа уподобляется иссохшей жаждущей земле, как сказано в Псалме (ср. 63[62], 2). Все мы переживаем в тот или иной момент нашего существования периоды тоски и одиночества. И Библия не колеблется показать человеческое состояние, отмеченное печатями болезни, несправедливости, предательства друзей или угрозы со стороны врагов. Порою кажется, что всё рушится, что вся жизнь до сих пор была прожита зря. И в таких вроде бы безвыходных ситуациях есть один единственный выход – это кричать, молиться: «Господи, помоги мне!» Молитва дает нам проблески света в самой кромешной тьме. «Господи, помоги мне!» – это прокладывает дорогу, открывает путь.

 

Мы, люди, разделяем этот призыв о помощи со всем творением. Мы не единственные, кто «молится» в этой нескончаемой Вселенной: в каждую частичку творения вписано желание Бога. И св. Павел выразил это так: «Знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем» (Рим 8, 22-23). В нас эхом отдается многоголосый вопль творений: деревьев, камней, животных… Всё жаждет свершения. Тертуллиан писал: «Молится всякое сотворенное бытие, молятся скоты и звери и преклоняют свои колени. Выйдя из хлева или логова, они возносят головы к небесам и не стоят с закрытой пастью, а издают свой крик по своему обычаю. И птицы также не просто так порхают, а возносятся вверх к небесам и, распростирая свои крылья, как руки, сложенные в виде креста, щебечут что-то, что звучит как молитва» («О молитве», XXIX). Это поэтический комментарий к словам св. Павла о том, «что вся тварь совокупно стенает» и молится. Но мы – единственные, способные сознательно молиться, зная, что обращаемся к Отцу, разговариваем с Отцом.

 

Итак, нам не стоит смущаться, если мы чувствуем потребность молиться, не стоит стыдиться. И особенно когда мы в беде, нам нужно просить. В рассказе Иисуса о бесчестном человеке, которому пришлось рассчитаться со своим хозяином, тот говорит: «Просить стыжусь». И многим из нас знакомо это чувство: нам стыдно просить – просить о помощи, просить кого-то, чтобы помог нам сделать что-то, добиться чего-то… Нам стыдно просить даже Бога. Не стыдно молиться и говорить: «Господи, мне нужно то-то и то-то; Господи, я попал в такую-то беду, помоги мне!» Это вопль сердца к Богу, Который Отец. И мы должны научиться делать это и в счастливые времена, благодарить Бога за всё, что дано нам, и не принимать ничего как предрешенное и должное: всё есть благодать. Господь дает нам всегда – всегда, и всё благодать – всё. Всё – Божья благодать. Однако не будем заглушать спонтанно рождающуюся в нас мольбу. Молитва прошения неразрывно связана с принятием нашей ограниченности и тварности. Скажу больше: может так получиться, что кто-то не верит в Бога, но трудно не верить в молитву: она просто есть, звучит в нас, как крик, и всем нам приходится слышать этот внутренний голос, который может долго молчать, но однажды пробуждается и вопиет.

 

Братья и сестры, мы знаем, что Бог ответит. Нет в книге Псалмов такого молящегося, который вознес бы свой плач и остался бы неуслышанным. Бог всегда отвечает: может, сегодня, может быть, завтра, но всегда отвечает так или иначе. Всегда отвечает. Библия бесконечно это повторяет: Бог слышит вопль призывающего Его. Даже наши бормотанья, даже те просьбы в глубине сердец, которые мы стесняемся произнести, Отец слышит и хочет даровать нам Святого Духа, вдохновляющего каждую молитву и преображающего всё. Это всегда лишь вопрос терпения, вопрос выдержки в ожидании. Сейчас мы переживаем время Адвента – обычный период ожидания Рождества. Мы ждем. И это хорошо заметно. Но и вся наша жизнь проходит в ожидании. А молитва всегда в ожидании, так как мы знаем, что Господь ответит. Даже смерть трепещет, когда молится христианин, потому что знает, что у каждого молящегося есть Союзник сильнее, чем она – Господь Воскресший. Смерть уже побеждена во Христе, и наступит день, когда всё окончательно определится, и она не будет больше насмехаться над нашей жизнью и нашим счастьем.

 

Будем же учиться ожидать Господа. Он приходит, чтобы навестить нас, не только в великие праздники Рождества и Пасхи: Он каждый день нас посещает в глубине наших сердец, если мы ожидаем. А мы так часто не замечаем, что Господь рядом, что Он стучится в наши двери, и упускаем Его. «Страшусь Бога мимо проходящего, боюсь, что Он пройдет, а я и не замечу этого», – говорил св. Августин. И Господь проходит, Господь приходит, Господь стучится. Но, если твои уши забиты прочим шумом, ты не услышишь Его зова.

 

Братья и сестры, быть в ожидании – вот молитва!


Источник: vatican.va











.