Папа: Пусть в этом году Адвент станет моментом особой благодати









ПАПА ФРАНЦИСКОБЩАЯ АУДИЕНЦИЯ
Библиотека Апостольского дворца,
среда, 2 декабря 2020 г.
Катехизическое поучение о молитве 17:
Благословение









Добрый день, дорогие братья и сестры!

 

Сегодня мы остановимся на одном очень важном измерении молитвы: благословении. Продолжим размышления о молитве. В рассказах о сотворении (ср. Быт 1-2) Бог постоянно благословляет жизнь, всегда. Благословляет животных (1, 22), благословляет мужчину и женщину (1, 28), наконец, благословляет субботу – день отдыха и наслаждения всем творением (2, 3). Бог благословляет. На первых страницах Библии мы видим непрерывно повторяющиеся благословения. Бог благословляет, но и люди благословляют, и вскоре выясняется, что благословение обладает особой силой, которая всю жизнь сопровождает того, кто его получил, и располагает сердце человека для того, чтобы оно позволило Богу преобразить себя (II Вселенский ватиканский собор, конституция «Sacrosanctum concilium», 61).

Итак, в начале мира есть Бог, Который говорит добро, благое слово – «благословляет». Он видит, что всякое дело Его рук хорошо и прекрасно, а когда появляется человек, и свершается творение, Господь признает, что Его творение «хорошо весьма» (Быт 1, 31). С тех пор эта красота, запечатленная Богом в Его деле, будет постепенно искажаться, и человек станет вырождаться, превращаясь в извращенное творение, способное сеять в мире зло и смерть. Но ничто не может стереть ту первую печать Божью, печать добра, которую Бог оставил в мире, в человеческой природе, во всех нас: способность благословлять и принимать благословение. Бог не ошибся, когда творил – даже когда творил человека. Вся надежда мира только в Божьем благословении: Он по-прежнему желает нам блага. Он первый, как говорит поэт Пеги, продолжает надеяться на наше благо.[1]

Великим благословением Божьим стал Иисус Христос – великий дар Бога, Его Сын. Это благословение для всего человечества, благословение, которое спасло всех нас. Он есть вечное Слово, Которым Отец благословил нас, «когда мы были еще грешниками» (Рим 5, 8), как писал св. Павел: Слово, ставшее плотью и принесенное в жертву за нас на кресте.

Св. Павел с волнением возвещает замысел любви Божьей и говорит так: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах, так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей, в похвалу славы благодати Своей, которою Он облагодатствовал нас в Возлюбленном» (Еф 1, 3-6). Нет такого греха, который мог бы полностью стереть запечатленный в каждом из нас образ Христа. Ни один грех не может стереть тот образ, что запечатлел в нас Бог. Образ Христа. Грех может изуродовать этот образ, но он не в силах отлучить от милосердия Божьего. Грешник может долго пребывать в своих ошибках, но Бог терпит до последнего момента, надеясь, что, в конце концов, это сердце откроется и преобразится. Бог – как хороший отец и как хорошая мать (ведь Он также и хорошая мать): они никогда не перестанут любить своего ребенка, сколько бы он ни ошибался, никогда. Мне вспоминается картина, которую мне довелось много раз видеть: люди, стоящие в очереди перед входом в тюрьму. Столько мам стоят в очереди, чтобы войти и увидеть своего сына в тюрьме: они не перестают его любить. Они знают, что люди в проезжающих рядом автобусах думают: «Смотри-ка, мама зека». Но им не стыдно… Или лучше сказать, что им стыдно, но они шагают вперед, потому что сын для них важнее стыда. Так и мы для Бога важнее, чем все грехи, на которые мы только способны, потому что Он – Отец, Он – Мать, Он – чистая любовь, Он благословил нас навсегда. И никогда не перестанет нас благословлять.

Это всегда мощное переживание: читать эти библейские тексты о благословениях в тюрьмах или исправительных учреждениях. Давать этим людям почувствовать, что они по-прежнему благословенны, несмотря на все их тяжкие ошибки, почувствовать, что Небесный Отец все еще желает им блага и надеется, что они, в конце концов, все же откроются добру. Даже когда их самые близкие родственники отказываются от них, решив, что они уже безнадежны, для Бога они всегда остаются детьми. Бог не может стереть в нас образ сына, каждый из нас – сын и дочь. Порой бывают чудеса: мужчины и женщины перерождаются, потому что обретают то благословение, что помазывает их как детей. Потому что Божья благодать меняет жизнь: Он принимает нас такими, какие мы есть, но никогда не оставляет нас такими, какие мы есть.

Вспомним, например, как Иисус поступил с Закхеем (ср. Лк 19, 1-10). Все видели в нем зло, а Иисус разглядел в нем проблески добра, и его любопытство, желание увидеть Иисуса, впускает милосердие, которое спасает. Так сначала изменилось сердце, а потом и жизнь Закхея. В отверженных и изгнанных Иисус видел неизгладимое благословение Отца. Закхей – этот всем известный грешник сделал много плохого, но Иисус увидел то неизгладимое знамение благословения Отца и проявил сострадание. Эти слова, которые так часто повторяются в Евангелии: «Он сжалился над ними», и сострадание побуждает Его помогать и преображать сердца. Более того, Он даже отождествил Сам Себя с каждым нуждающимся (ср. Мф 25, 31-46). В отрывке о «последнем суде», на котором все мы будем судимы, у Матфея в 25 главе Иисус говорит: «Я был голоден, был наг, в тюрьме, в больнице, Я был там…».

Богу благословляющему мы отвечаем благословением: Бог научил нас благословлять, и мы должны благословлять: такова молитва хвалыпоклоненияблагодарения. «Катехизис» говорит: «Молитва благословения – это ответ человека на дары Божий: поскольку Бог благословляет человека, сердце человека может благословлять в ответ Того, Кто есть Источник всякого благословения» (п. 2626). Молитва – это радость и признательность. Бог не дожидался, когда мы обратимся, чтобы полюбить нас, а сделал это гораздо раньше, когда мы были еще во грехе.

Мы не можем просто благословлять того Бога, Который благословляет нас. Мы должны благословлять в Нем все, всех людей, благословлять Бога и благословлять братьев, благословлять мир: вот корень христианской кротости – возможность чувствовать себя благословенными и благословлять. Если бы все мы поступали так, то точно не было бы войн. Этот мир нуждается в благословении, и мы можем давать благословение и получать его. Отец любит нас. Нам же остается только радость благословлять Его и радость благодарить Его, а еще учиться у Него не проклинать, а благословлять. Вот лишь одно слово для людей, привыкших проклинать, людей, на устах которых и даже в сердце всегда дурное слово, проклятие. Каждый из нас мог бы подумать: а нет ли и у меня такой привычки проклинать? И просить Господа о благодати поменять эту привычку, чтобы у нас было благословенное сердце, из которого не может исходить проклятие. Господь да научит нас не проклинать, а благословлять.

 
Источник: vatican.va










.