Молиться и любить – это значит бодрствовать












Молиться и любить – это значит бодрствовать

 

Проповедь Папы на Мессе в 1-е воскресенье Адвента, баз. Святого Петра

 

 

Сегодняшнее чтение предлагает нам два ключевых слова для Адвента: близость и бдительность. Божья близость и наша бдительность. В то время как пророк Исаия говорит нам, что Бог рядом с нами, Иисус увещевает нас в Евангелии ожидать Его.

 

Близость. Вначале Исайя говорит Богу «Ты»: «Ты, Господи, Отец наш» (Ис 63, 16). И он продолжает: «Ибо от века не слыхали, […] другого бога, кроме Тебя, который столько сделал бы для надеющихся на него» (64, 4). На ум приходят слова из Второзакония: кто близок нам так, «как близок к нам Господь, Бог наш, когда ни призовем Его?» (Втор 4, 7). Адвент – это время помнить о близости Бога, сошедшего к нам. Однако пророк идет еще дальше и просит Бога: «О, если бы Ты расторг небеса и сошел!» (Ис 64, 1). Мы так же умоляли в Псалме: «Приди спасти нас» (ср. Пс 80[79] 3, 15). «Боже, поспеши на помощь мне» – это частое начало нашей молитвы. Первый шаг в вере – сказать Господу, что нам нужна Его близость.

 

Кроме того, первое послание Адвента и литургического года – признать, что Бог рядом, и сказать: «Приди еще ближе!» Он хочет прийти к нам, но Он предлагает, а не заставляет. Наша задача – неустанно говорить Ему: «Приди!» Иисус, как напоминает нам Адвент, пришел к нам и снова придет в конце времен. Но спросим, зачем эти пришествия, если Он не приходит сегодня в нашу жизнь? Пригласим же Его. Возьмем за свой типичный адвентовский призыв: «Приди, Господи Иисусе» (Откр 22, 20). Мы можем говорить это в начале каждого дня и повторять каждый раз перед собраниями, перед учебой, работой и перед решениями, которые должны принять, в важные моменты и в моменты испытаний: «Приди, Господи Иисусе».

 

Таким образом, призывая Его близость, мы будем тренировать нашу бдительность. Сегодняшнее Евангелие от Марка предлагает нам заключительную часть последней проповеди Иисуса, сжатой в одно слово: «Бодрствуйте!» Господь повторяет ее четыре раза в пяти стихах (см. Мк 13, 33-35. 37). Важно сохранять бдительность, потому что, совершив одну-единственную ошибку в жизни, мы теряемся в тысяче вещей и не замечаем Бога. Святой Августин сказал: «Timeo Iesum transeuntem» (Sermones, 88, 14, 13): «Я боюсь, что Господь пройдет мимо, и я не узнаю Его». Нас привлекают наши интересы, нас отвлекают многие суеты, и мы рискуем потерять самое главное. Поэтому сегодня Господь повторяет «всем: бодрствуйте!» (Марк 13, 37).

 

Но если мы должны бодрствовать, значит, сейчас ночь. Да, теперь мы не живем во дне, но в ожидании дня, в темноте и усилиях. Придет день, когда мы будем с Господом. Придет, не будем падать духом. Ночь пройдет, Господь восстанет и будет судить нас Тот, Кто умер за нас на кресте. Бодрствовать – значит ожидать этого и не разочаровываться, и жить надеждой. Подобно тому, как нас ожидали до нашего рождения те, кто любил нас, теперь нас ожидает воплощенная Любовь. А если нас ждут на небесах, зачем жить ради земных требований? Зачем беспокоиться о небольших деньгах, репутации, успехе и всём остальном, что проходит? Зачем тратить время на жалобы о ночи, когда нас ждет дневной свет? Зачем искать «богов» для продвижения и для карьеры? Всё проходит. Господь говорит: «Бодрствуйте».

 

Однако бодрствовать сложно: ночью, естественно, хочется спасть. Это не смогли выполнить ученики Иисуса, которых Иисус призывал бодрствовать «вечером, в полночь, на рассвете и утром» (ср. Марк 13, 35). Именно это было в те часы, когда они не бодрствовали: вечером во время Тайной вечери они предали Иисуса; они заснули в полночь; на рассвете они отреклись от Него; утром Его приговорили к смертной казни. Однако и мы тоже можем впасть в апатию. Существует опасный сон, а именно сон посредственности. Он приходит, когда мы забываем свою первую любовь и равнодушно идем дальше, глядя только на мирную жизнь. Без стимулов любви к Богу, не дожидаясь Его новизны, впадая в посредственность, теплохладность и великосветскость. И так вера ржавеет, потому что вера противоположна посредственности, она – горячее желание Бога, она – постоянное стремление к обращению, она – мужество любви и всегда движется вперед. Вера – это не вода, которая гасит, а огонь, который воспламеняет; это не успокаивающее средство для того, кто в стрессе, а история любви для того, кто влюблен! Поэтому Иисус больше всего презирает теплохладность (см. Откр. 3, 16). Ясно, что Бог пренебрегает теплыми.

 

Так как же нам проснуться ото сна посредственности? Молитвенной бдительностью. Молитва разжигает свет в ночи. Молитва помогает пробудиться от теплоты горизонтальной жизни, поднять взор вверх, она приводит нас к гармонии с Господом. Молитва позволяет Богу быть близко к нам, и поэтому освобождает от одиночества и дает надежду. Молитва насыщает жизнь кислородом. Как невозможно жить без дыхания, так невозможно быть христианином без молитвы. И очень нужны те христиане, которые поклоняются, ходатайствуют и днем, а в ночи отдают тьму истории Иисусу, Который свет миру. Те, кто поклоняются, нужны. Мы немного потеряли смысл поклонения, пребывание с Господом в тишине и поклонении. И в этом посредственность, теплохладность.

 

Существует и другой сон, внутренний: сон безразличия. Тот, кто равнодушен, видит всё так же, как ночью, и ему всё равно, кто рядом с ним. Если мы кружимся только около себя и своих нужд, с безразличием к нуждам других, в сердце опускается ночь. Сердце темнеет. Вскоре появляются жалобы на всё, потом ощущение, что от всех мы получаем притеснение, и наконец на всё появляются сюжеты. Ропот, обиженность и сговоры. Это цепочка. Кажется, что эта ночь сегодня спустилась на многих, кто заботится о себе, а не о других.

 

Как проснуться от этого безразличного сна? Бдительность активной любви. Любовь – это пульсирующее сердце христианина. Как нет жизни без пульса, так и христианина без любви. Кажется, что некому внимать сочувствию, помогать и служить – это дело отчаявшихся! На самом деле побеждает только она, потому что она уже ориентирована на будущее, на день Господень, когда всё пройдет и останется только любовь. Проявляя милосердие, мы приближаемся к Господу. Мы сегодня об этом просили во вступительной молитве: «Пусть мы делаем праведные дела и готовимся к встрече со Христом, который грядет» (Римский Миссал, Начальная молитва 1-го Воскресения Адвента). Желание идти навстречу Христу добрыми делами. Иисус придет, и путь к Нему отмечен делами милосердной любви.

 

Дорогие братья и сестры, молиться и любить – значит бодрствовать. Когда Церковь поклоняется Богу и служит ближнему, она не живет в ночи. Несмотря на усталость и испытание, она идет встречать Господа. Призовем Его: «Приди, Господи Иисусе, Ты нам нужен. Подойди к нам ближе! Ты – свет: пробуди нас ото сна посредственности, пробуди нас от тьмы безразличия. Приди, Господи Иисусе, дай нашим рассеянным сердцам бдительность, сделай, чтобы мы ощущали желание молиться и необходимость любить».

Источник: radiovaticana.cz















.