Лучше простить, чтобы и мы были прощены






ПАПА ФРАНЦИСК

«АНГЕЛ ГОСПОДЕНЬ»

 

Площадь Св. Петра,

воскресенье, 13 сентября 2020 г.

 

 

Добрый день, дорогие братья и сестры!

 

В притче о милостивом царе из сегодняшнего Евангелия (см. Мф 18, 21-35) мы дважды слышим одну и ту же просьбу: «потерпи на мне, и всё тебе заплачу» (Мф 18, 26. 29). Сначала это произносит слуга, задолжавший своему господину десять тысяч талантов – огромная сумма, которая сегодня равнялась бы миллионам и миллионам евро. Потом то же повторяет другой слуга того же господина. Он тоже должен, но не господину, а тому первому слуге с огромным долгом. А долг второго слуги совсем небольшой – что-то около недельной зарплаты.

 

Сердце всей притчи – прощение, которое господин дает своему слуге с самым большим долгом. Евангелист подчеркивает, что «государь умилосердился» – никогда не забывайте это слово, которое прекрасно подходит Иисусу: «умилосердился». Иисус всегда милосерден: «умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему» (Мф 18, 27). Огромный долг, а значит и огромное прощение! Но очень скоро тот слуга повел себя беспощадно по отношению к своему товарищу, который был должен ему совсем скромную сумму. Он не слушает его, бросается на него и отправляет в тюрьму, пока тот не выплатит долг – маленький долг (ср. Мф 18, 30). Об этом узнаёт их господин и, разгневавшись, зовет злобного слугу и укоряет его: «Я столько простил тебе, а ты не смог простить так мало?» (ср. Мф 18, 32-34).

 

В притче мы видим два разных подхода: подход Бога в образе царя, прощающего много, потому что Бог всегда прощает, и подход человека. В божественном подходе справедливость проникнута милосердием, в то время как поход человеческий ограничивается справедливостью. Иисус побуждает нас смело открыться силе прощения, потому что в жизни, как известно, не всё решается справедливостью. Нужна та самая милосердная любовь, которая лежит и в основе ответа Господа на вопрос Петра, который предшествует притче. Вопрос Петра звучит так: «Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня?» (Мф 18, 21). А Иисус ему ответил: «Не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз» (Мф 18, 22). На символическом языке Библии это означает, что мы призваны прощать всегда!

 

Сколько страдания, скольких раздоров, скольких войн можно было бы избежать, если бы прощение и милосердие были стилем нашим жизни! И в семье: сколько разрушенных семей, в которых не умеют прощать, скольких братьев и сестер разделяет обида. Милосердную любовь нужно реализовать во всех человеческих отношениях: между супругами, родителями и детьми, в нашей общине, в Церкви, в обществе и в политике.

 

Сегодня утром, когда я служил Мессу, меня заставила замереть одна поразившая меня фраза из первого чтения – книги Сираха. Она звучит так: «Помни последнее и перестань враждовать». Прекрасные слова! Помни последнее! Помни, что ляжешь в гроб… И унесешь туда с собой ненависть? Помни о конце и перестань ненавидеть! Забудь об обидах. Задумаемся над этими проникновенными словами: «Помни последнее и перестань враждовать».

 

Прощать нелегко. Пока человек спокоен, он говорит себе: «Да, он сделал мне много всего, но ведь и я в долгу не остался. Уж лучше простить, чтобы получить прощение». Но потом обида возвращается, как летом назойливая муха, которая всё прилетает, и прилетает, и прилетает… Прощение – это не просто что-то одномоментное, а состояние неприятия этой обиды, этой всё возвращающейся ненависти. Давайте будем помнить о конце и перестанем ненавидеть.

 

Сегодняшняя притча помогает нам в полной мере осознать значение тех слов, которые мы произносим в молитве «Отче наш»: «…и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» (Мф 6, 12). В этих словах сокрыта одна решающая истина. Мы не можем ждать Божьего прощения для себя, если сами не прощаем ближнего. Одно условие: помни о конце, о Божьем прощении, и перестань ненавидеть; отгони обиду – эту назойливую муху, которая всё прилетает и прилетает. Если мы не стараемся прощать и любить, то и сами не будем прощены и любимы.

 

Вверим же себя материнскому заступничеству Богоматери: Она поможет нам осознать, сколько мы должны Богу, и всегда помнить об этом, чтобы наше сердце было открыто на милосердие и добро.

 

 

 

После молитвы «Ангел Господень»

 

 

Дорогие братья и сестры!

 

В последние дни череда пожаров уничтожила лагерь беженцев Мория на острове Лесбос, оставив тысячи людей без крова, пусть даже временного. Никогда не забуду, как посещал этот остров и как мы вместе со Вселенским Патриархом Варфоломеем и архиепископом Афинским Иеронимом призвали обеспечить «человеческий и достойный прием женщинам и мужчинам – мигрантам, беженцам и другим людям, ищущим в Европе убежища» (16 апреля 2016 г.). Заверяю в моей солидарности и сострадании все жертвы этих драматических событий.

 

Кроме того, в последние недели по всему миру, во многих его уголках, проходят многолюдные демонстрации протеста, отражающие растущее недовольство гражданского общества политической и социальной ситуацией, подвергающейся особенной критике. Призывая всех демонстрантов мирно выражать свои требования и не поддаваться соблазну агрессии и насилия, одновременно обращаюсь ко всем общественным и государственным деятелям с просьбой прислушаться к голосам своих сограждан и выйти навстречу их справедливым ожиданиям, обеспечив полное уважение к правам человека и гражданским свободам. Наконец, призываю церковные общины, оказавшиеся в таких условиях, во главе со своими Пастырями прилагать все усилия для диалога, всегда для диалога и примирения – мы только что говорили о прощении и примирении.

 

Ввиду ситуации с пандемией в этом году традиционный сбор пожертвований для Святой Земли был перенесен со Страстной пятницы на сегодняшний день – канун праздника Воздвижения креста Господня. В нынешнем контексте этот сбор служит еще и знамением надежды и солидарности с христианами, живущими на той земле, где Бог стал плотью, умер и воскрес ради нас. Сегодня мы совершаем духовное паломничество – душой, воображением и сердцем – в Иерусалим, где, как сказано в Псалме, лежат наши истоки (ср. Пс 87[86], 7) и совершаем этот жест щедрости по отношению к тем общинам.

 

Приветствую всех вас, верных-римлян и паломников из разных стран. В частности, приветствую велосипедистов, страдающих болезнью Паркинсона, добравшихся сюда по Дороге франков из Павии в Рим. Вы молодцы! Спасибо вам за ваше свидетельство. Приветствую Братство скорбящей Богородицы из Монте-Кастелло-ди-Вибио. Вижу, что здесь присутствует также Общество «Laudato si’»: спасибо за то, что вы делаете, и за вчерашнюю встречу здесь с Карло Петрини и всеми руководителями, ведущими борьбу в защиту творения.

 

Приветствую всех вас – всех, особенно итальянские семьи, которые в августе оказывали гостеприимство паломникам. Их много! Желаю всем хорошего воскресенья. Пожалуйста, не забывайте молиться обо мне. Приятного аппетита на обеде, и до свидания!


Источник: vatican.va










.