Папа: Сплетни – еще страшнее, чем Covid!






ПАПА ФРАНЦИСК

«АНГЕЛ ГОСПОДЕНЬ»

 

Площадь Св. Петра,

воскресенье, 6 сентября 2020 г.

 

 





Добрый день, дорогие братья и сестры!

 

Евангелие сегодняшнего воскресенья (см. Мф 18, 15-20) – это отрывок четвертой проповеди Иисуса из повествования Матфея, известной как «общинная» или «церковная» проповедь. Она говорит о братском порицании и побуждает нас задуматься о двух измерениях христианского бытия: общинном, требующем заботы об общине, т. е. единстве Церкви, и личном, требующем внимания и уважения к совести каждого индивидуума.

 

Иисус предлагает использовать педагогику исцеления, чтобы поправить оступившегося брата. И педагогика Иисуса – это всегда педагогика исцеления; Он всегда старается исцелить, спасти. И эта целительная педагогика выражена в трех шагах. Во-первых, говорит Господь, «обличи его между тобою и им одним» (Мф 18, 15), т.е. не выставляй его грех всем напоказ. Речь идет о том, чтобы тихо подойти к брату не для того, чтобы судить его, а чтобы помочь ему осознать его проступок. Сколько раз нам доводилось сталкиваться с этим на своем опыте, когда кто-то приходит и говорит: «Слушай, вот тут ты допустил ошибку. Здесь тебе надо немного измениться». Сначала мы, возможно, сердимся, но потом благодарим за это проявление братства, общности, помощи и исцеления.

 

По разным причинам бывает нелегко претворять это наставление Иисуса в жизнь. Мы боимся, что брат или сестра отреагируют плохо, иногда у нас не совсем доверительные отношения с ним или с ней… Есть и другие причины. Но каждый раз, делая это, мы чувствовали, что идем по пути Господа.

 

Однако может получиться, что, несмотря на мои добрые намерения, с первой попытки у меня не получается. В этом случае нехорошо просто отступить и сказать: «Ладно, как хочешь, я умываю руки». Нет, это не по-христиански. Нужно не отступать, а обратиться за поддержкой к другому брату или сестре. Иисус говорит: «Если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово» (Мф 18, 16). Это заповедь из Закона Моисеева (ср. Втор 19, 15). Хотя может показаться, что такое правило должно играть против обвиняемого, на самом деле, оно служило для его защиты от лжесвидетелей. Но Иисус идет дальше: два свидетеля нужны не для того, чтобы обвинять и судить, а для того, чтобы помочь. «Давай объединимся и поговорим с тем (или с той), что ошибается и делает глупости. Но будем говорить по-братски». Вот целительный подход, которого ждет от нас Иисус. Он, на самом деле, учитывает, что и эта вторая попытка со свидетелями может оказаться неудачной, в то время как по Закону Моисееву свидетельства двух или трех человек было достаточно для приговора.

 

Ведь даже любви двух или трех братьев может оказаться недостаточно из-за его или ее упрямства. Тогда, как добавляет Иисус, «скажи церкви» (Мф 18, 17), т.е. общине. В некоторых ситуациях приходится вмешаться всей общине. Случаются вещи, которые не могут оставить равнодушными других братьев: нужно еще больше любви, чтобы исцелить брата. Но порой и этого бывает недостаточно. И Иисус говорит: «…а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф 18, 17). Эти слова – такие, на первый взгляд, пренебрежительные – на самом деле призывают отдать брата в руки Божьи: только Отец может явить еще большую любовь, чем все братья вместе взятые.

 

Данное назидание Иисуса – большая помощь для нас. Вспомните, например, что при виде ошибки, недостатка, неверного шага кого-нибудь из братьев и сестер первое, что мы обычно делаем – это идем и рассказываем другим, сплетничаем. И сплетни запирают сердце общины, запирают единство Церкви. Великий сплетник – это дьявол, который всегда чернит других, потому что он лжец, пытающийся разобщить Церковь, отогнать братьев и разрушить общину. Прошу вас, братья и сестры, давайте сделаем над собой усилие и постараемся не сплетничать. Сплетни – это такая зараза, которая еще страшнее, чем Covid! Давайте сделаем усилие: никаких сплетен. Вот любовь Иисуса, Который принимал мытарей и язычников, возмущая тем самым благонравных современников.

 

Так что речь не идет о безапелляционном осуждении, а о признании того, что иногда наши человеческие усилия могут оказаться неудачными и что только пред Богом можно поставить брата перед лицом его же совести и ответственности за свои поступки. Если не получается, то молчание и молитва об оступившемся брате и сестре, но никаких сплетен.

 

Приснодева Мария да поможет нам превратить братское порицание в здоровую привычку, дабы в наших общинах могли вновь и вновь налаживаться братские отношения, основанные на взаимном прощении и, прежде всего, на непобедимой силе Божьего милосердия.

 

___________________________________________________________________________________________________ 

 

После молитвы «Ангел Господень»

 

 

Дорогие братья и сестры!

 

Приветствую всех вас, римлян и паломников из разных стран: семьи, приходские группы, объединения.

 

В частности, приветствую семинаристов Папской североамериканской коллегии в Риме и люблянской Высшей семинарии в Словении. Приветствую ребят из Чернуско-суль-Навильо и из Кьюзо и Маджанико, которые готовятся к исповеданию веры: вон они – с желтыми платками. Призываю всех всё сильнее и сильнее прижиматься к Иисусу – краеугольному Камню и доброму Пастырю.

 

Приветствую женщин-спортсменок, страдающих рассеянным склерозом, которые пришли сюда по Дороге франков из Сиены в Рим, и ребят из Санто-Стефано-Лодиджано, приехавших на велосипедах в рамках благотворительной акции. И те, и другие – храбрые люди. Идите вперед с радостью и упованием!

 

Приветствую также верующих из других стран. Вижу здесь поляков, ливанцев, французов, мексиканцев. Приветствую всех вас! И вы – храбрецы Непорочной. Вперед!

 

Всем желаю хорошего воскресенья. Пожалуйста, не забывайте молиться обо мне. Приятного аппетита на обеде и до свидания!