Память – это не личное дело, это путь, соединяющий нас с Богом и другими
































СВ. МЕССА ТОРЖЕСТВА СВЯТЕЙШЕГО ТЕЛА И КРОВИ ХРИСТА

ПРОПОВЕДЬ СВЯТОГО ОТЦА ФРАНЦИСКА

 

Собор Св. Петра, главный алтарь,

воскресенье, 14 июня 2020 г.

 

 

«Помни весь путь, которым вел тебя Господь, Бог твой» (Втор 8, 2). «Помни» – с такого призыва Моисея началось сегодняшнее слово Божье. Чуть позднее Моисей вновь повторил: «Не забывай Господа, Бога твоего» (ср. ст. 14). Писание было даровано нам, чтобы победить забвение Бога. Как важно помнить об этом в молитве! Так учит нас псалом, в котором сказано: «Буду вспоминать о делах Господа; буду вспоминать о чудесах Твоих» (77[76], 12). В том числе о чудесах и дивных делах, которые Господь совершил в наших собственных жизнях.

 

Важно помнить о полученном добре: без памяти мы становимся чужими для самих себя, «прохожими» в этой жизни; без памяти мы сами выкорчевываем себя из питающей нас почвы, позволяя ветрам носить нас, как опадшие листья. Помнить же значит связать себя более сильными узами, чувствовать себя частью истории, дышать вместе с народом. Память – это не личное дело, это путь, соединяющий нас с Богом и другими. Поэтому в Библии память о Господе передается из поколения в поколение, отец рассказывает сыну, как говорит один отрывок: «Если спросит у тебя сын твой в последующее время, говоря: «что значат сии уставы… которые заповедал вам Господь, Бог ваш?», то скажи сыну твоему: «рабами были мы… (расскажи всю историю спасения), и явил Господь знамения и чудеса… пред глазами нашими» (Втор 6, 20-22). И ты передашь память своему сыну.

 

Но есть одна проблема: что если цепочка передачи памяти оборвется? И потом: как помнить то, о чём человек только слышал и не пережил на собственном опыте? Бог знает, как это тяжело, знает, какая слабая у нас память, и потому сделал для нас неслыханное: оставил нам напоминание. Не оставил нам одни только слова, потому что услышанное легко забывается. Не оставил нам только Писание, потому что прочитанное тоже легко забыть. Не оставил нам одни лишь знаки, потому что можно забыть даже увиденное. Он дал нам Пищу, а забыть вкус трудно. Он оставил нам Хлеб, в котором пребывает Сам – живой и истинный со всем вкусом Его любви. Приняв его, мы можем сказать: «Это – Господь, Он помнит меня!» Потому Иисус и повелел нам: «Сие творите в Мое воспоминание» (1 Кор 11, 24). «Творите»: Евхаристия – это не просто напоминание, это факт: Пасха Господня, оживающая ради нас. На Мессе перед нами происходит смерть и воскресение Иисуса. «Сие творите в Мое воспоминание»: соберитесь и как община, как народ, как семья совершайте Евхаристию, чтобы вспомнить Меня. Мы здесь ничего не можем сделать: это напоминание о Боге. И оно исцеляет нашу раненную память.

 

Исцеляет, прежде всего, нашу осиротевшую память. Мы живем в эпоху такого глубокого сиротства. Исцеляет осиротевшую память. У многих память заражена недостатком любви и горькими разочарованиями, причиненными теми, кто должен был давать любовь, но вместо этого оставил сердце сиротой. Хотелось бы вернуться в прошлое и изменить его, но нельзя. Однако Бог способен исцелить эти раны, запечатлевая в нашей памяти большую любовь – Свою. Евхаристия приносит нам верную любовь Отца, исцеляющую наше сиротство. Дает нам любовь Иисуса, превратившего могилу из точки конца в точку начала и точно так же могущего перевернуть и наши жизни. Евхаристия вдыхает в нас любовь Святого Духа, которая утешает, так как никогда не покидает нас одних, и лечит раны.

 

Евхаристией Господь исцеляет и нашу негативную память, весь тот негатив, который так часто проникает в наши сердца. Господь исцеляет эту негативную память, которая всегда раздувает все неприятности и оставляет у нас в голове печальную мысль о том, что мы ни на что не годимся и только непрерывно ошибаемся, мы – «неудачники». Иисус приходит, чтобы сказать нам, что это не так. Он с радостью сближается с нами, и всякий раз, когда мы Его принимаем, Он напоминает нам о нашей ценности: мы – желанные гости на Его пире, сотрапезники, которых Он ждет. И это не только из-за Его великодушия, но и потому, что Он влюблен в нас: Он видит и любит прекрасное и доброе в нас. Господь знает, что зло и грехи – не наша личность, а болезнь, инфекция. И Он приходит исцелить их Евхаристией, в которой есть антитела для нашей зараженной негативом памяти. С Иисусом мы можем выработать у себя иммунитет к печали. Наши падения, трудности, проблемы дома и на работе, несбывшиеся мечты всегда будут у нас перед глазами. Но их бремя не раздавит нас, потому что в самой глубине нашей души Иисус ободряет нас Своей любовью. Вот сила Евхаристии, превращающая нас в богоносцев: носителей радости, а не негатива. Давайте спросим себя, ходящих на Мессу: что мы несем миру? Наши печали и обиды или же радость Господню? Мы причащаемся, а потом по-прежнему жалуемся, критикуем и плачемся? Но ведь от этого нет никакой пользы, а радость Господня изменяет жизнь.

 

Наконец, Евхаристия исцеляет нашу замкнутую память. Раны, которые мы прячем у себя внутри, создают проблемы не только нам, но и другим. Из-за них мы становимся пугливыми и подозрительными: сначала мы замыкаемся, а потом впадаем в цинизм и равнодушие. Они заставляют нас относиться к другим отчужденно и высокомерно, внушая нам иллюзию, будто бы так мы можем контролировать ситуацию. Но это обман: только любовь в корне исцеляет страх и избавляет от замков, которые запирают нас в тюрьме. Так делает Иисус, с любовью идя навстречу нам в обезоруживающей хрупкости Гостии. Так делает Иисус, преломленный Хлеб, чтобы разбить панцирь нашего эгоизма. Так делает Иисус, Который жертвует Собой, чтобы сказать нам, что, лишь открывшись, мы освободимся от внутренних блокировок, от сердечного паралича. Предлагая нам Себя в виде простого хлеба, Господь нас также призывает не тратить свою жизнь на погоню за тысячами бесполезных вещей, порождающих зависимости и оставляющих после себя внутреннюю пустоту. Евхаристия гасит в нас жажду вещей и разжигает желание служить. Она поднимает нас с удобного кресла, напоминает нам, что мы не только рты, которые нужно накормить, но и Его руки, которые должны кормить ближнего. Прямо сейчас мы срочно должны взять на себя заботу о тех, кто хочет пищи и достоинства, о неработающих и уставших идти вперед. Причем мы должны делать это конкретно, как конкретен Хлеб, который дает нам Иисус. Необходима реальная близость, настоящие и подлинные узы солидарности. Иисус в Евхаристии сближается с нами: мы не оставляем только тех, кто рядом!

 

Дорогие братья и сестры, продолжим творить Воспоминание, исцеляющее нашу память, будем помнить: оно исцеляет память, а именно память сердца – вот напоминание Мессы. Вот сокровище, которое должно стоять на первом месте и в Церкви, и в жизни. И в то же время давайте вновь откроем для себя адорацию, продолжающую в нас дело Мессы. Это поможет нам, это исцелит нас изнутри. И особенно сейчас нам действительно это нужно.

 
Источник: radiovaticana.cz









.