Молитва Иакова















ПАПА ФРАНЦИСК

ОБЩАЯ АУДИЕНЦИЯ

 

Библиотека Апостольского дворца,

среда, 10 июня 2020 г.

 

Катехизическое поучение:

6. Молитва Иакова

 

 


Добрый день, дорогие братья и сестры!

 

Продолжим наш катехизический курс на тему молитвы. Книга Бытия, рассказывая о жизни мужчин и женщин из далеких эпох, преподает нам примеры, в которых мы можем увидеть отражение нашей собственной жизни. В цикле повествований о патриархах мы находим историю человека, превратившего хитрость в свое лучшее орудие – Иакова. Библия описывает его трудные отношения с братом Исавом. С малых лет между ними существовало соперничество, которое им так и не удалось преодолеть. Иаков родился вторым из этих двух близнецов, но обманом ему удалось «выудить» у отца Исаака благословение и дар первородства (см. Быт 25, 19-34). И то лишь первая из длинной череды ухищрений, на которые способен был этот человек, необремененный особыми принципами. Уже само его имя «Иаков» означает «шустряк».

 

Вынужденный бежать как можно дальше от брата, он преуспел, наверное, в любом предприятии своей жизни, проявив большую искусность в делах: сильно разбогател, став владельцем огромного стада. Благодаря упорству и терпению добился руки самой красивой из дочерей Лавана, в которую был по-настоящему влюблен. Иаков, говоря современным языком, «сделал себя сам», своей смекалкой и ловкостью достиг всего, чего желал. Но чего-то ему не хватает: ему не хватает живых отношений с собственными корнями.

 

И однажды он слышит весточку из дома, со своей древней родины, где до сих пор жил Исав – брат, с которым у него всегда были ужасные отношения. Иаков отправляется в долгий путь с большим караваном людей и животных и, наконец, делает последнюю остановку у реки Иавок. И здесь мы доходим до одной из самых запоминающихся страниц книги Бытия (см. 32, 23-33), которая рассказывает, как патриарх, переправив через поток всех своих людей и скот (а их было много), остался один на чужом берегу. Он думает о том, что ждет его завтра. Как встретит его брат Исав, у которого он похитил первородство? В уме Иакова роился вихрь мыслей… и, когда стемнело, какой-то незнакомец вдруг схватил его и стал бороться с ним. Катехизис поясняет: «Предание Церкви сохранило это повествование, усматривая в нём символ молитвы как борьбы в вере и победы постоянства» (ККЦ, 2573).

 

Иаков боролся всю ночь, не выпуская противника, но, в конце концов, уступил, когда тот повредил ему седалищный нерв, оставив хромым на всю жизнь. Таинственный борец спросил, как зовут патриарха, а потом сказал: «Отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь!» (Быт 32, 28). Это всё равно, что сказать: «Ты больше не будешь шустрить, а станешь прямодушным человеком». Незнакомец дает ему другое имя, другую жизнь, другое поведение: «Тебя будут звать Израилем». Патриарх тоже просит соперника назваться: «Открой мне имя Твое». Но тот не называет себя, но зато благословляет. И Иаков понимает, что встретил Бога «лицом к лицу» (Быт 32, 30-31).

 

Борьба с Богом – это метафора молитвы. Иаков не раз уже проявлял способность общаться с Богом, воспринимать Его присутствие как дружественное и родное. Но в ту ночь, после долгой борьбы, в которой Бог как будто поддается, патриарх меняется: меняется его имя, меняется образ жизни, меняется личность – меняется он весь. В кои-то веки он больше не хозяин положения, вся его хитрость, стратегия, расчеты ему не помогают. Бог напоминает ему о его истинной натуре дрожащего и напуганного смертного, потому что боровшийся Иаков боялся. На этот раз ему нечего было представить Богу, кроме своей слабости, бессилия и своих грехов. И именно этот Иаков получает от Бога благословение, с которым, хромая, вступает в землю обетованную: ранимый и раненный, но с обновленным сердцем.

 

Как-то мне довелось слышать, как один старый и добрый человек, хороший христианин, но грешник, крепко уповавший на Бога, сказал: «Бог поможет мне, Он не оставит меня одного. Я войду в рай, хромая, но войду». Иаков, прежде такой уверенный в себе, уповал на свою хитрость. Он был человеком, непроницаемым для благодати, отпорным на милосердие, не знавшим, что такое милосердие. «Здесь я командую!» – он и не думал, что нуждается в милосердии. Но Бог спас потерянное. Он дал патриарху понять, что тот ограничен, что он – грешник, нуждающийся в милосердии, и спас его.

 

Всем нам назначена ночная встреча с Богом – в ночь нашей жизни, столько ночей нашей жизни: в мрачные минуты, в минуты греха, в минуты растерянности. В такие минуты мы встречаемся с Богом. Всегда. Он застанет нас врасплох, когда мы не ждем, когда будем по-настоящему одиноки. В ту ночь, борясь с неизвестным, осознаем, что мы – просто бедные люди, я бы даже сказал «убогие». Но именно тогда, в тот самый момент, когда мы почувствуем себя «убогими», мы не должны бояться: потому что в этот момент Бог даст нам новое имя, в котором будет скрыт смысл всей нашей жизни. Он изменит наше сердце и даст нам благословение, предназначенное тем, кто позволил изменить себя. Вот прекрасный стимул позволить Богу изменить нас. Он знает, как сделать это, потому что знает каждого из нас. «Господи, Ты меня знаешь, – может сказать каждый из нас. – Господи, Ты меня знаешь. Измени меня».

 

 

 

ОБРАЩЕНИЕ

 

В ближайшую пятницу, 12 июня, отмечается Всемирный день борьбы с эксплуатацией детского труда – явлением, которое лишает детства мальчиков и девочек и ставит под угрозу их всестороннее развитие. В нынешней чрезвычайной ситуации пандемии множество детей и подростков в разных странах вынуждены работать не соразмеренно их возрасту, чтобы помочь своим семьям в условиях крайней нужды. Зачастую нам приходится говорить о тех или иных формах рабства и лишения свободы, которые ведут к физическим и психологическим страданиям. Все мы несем ответственность за это.

 

Призываю все организации приложить любые необходимые усилия для защиты детей и устранения экономических и социальных недочетов, создающих условия для порочной динамики, в которую, к сожалению, их вовлекают. Дети – это будущее человеческой семьи: наша общая задача содействовать их развитию, здоровью и спокойствию!

 

 
 Источник: vatican.va

















.