Он всегда к нам расположен






ПАПА ФРАНЦИСК

ОБЩАЯ АУДИЕНЦИЯ

 

Библиотека Апостольского дворца,

среда, 13 мая 2020 г.

 

 

Катехизическое поучение:
2. Молитва христианина

 

 

Добрый день, дорогие братья и сестры!

 

Сегодня мы сделаем второй шаг на пути катехизических поучений о молитве, начатом неделю назад.

 

Молитва принадлежит всем: приверженцам любой религии и, вероятно, даже тем, кто не исповедует никакой. Она рождается в тайне нашего естества, в том внутреннем центре, который отцы духовности часто называют «сердцем» (ср. «Катехизис Католической Церкви», 2562-2563). Так что молитва – это не нечто периферическое в нас, не какая-то второстепенная и маргинальная способность, а самая сокровенная тайна нас самих. Именно эта тайна и молится. Эмоции молятся, но нельзя сказать, что молитва – это только эмоции. Разум молится, но молитва – это не просто интеллектуальный акт. Тело молится, но можно говорить с Богом даже при самой тяжелой инвалидности. Итак, молится весь человек, если молится его «сердце».

 

Молитва – это импульс, это воззвание, превосходящее нас самих: нечто, что рождается в глубинах нашей личности и возносится, тоскуя по встрече. И эта тоска больше, чем просто потребность и чем просто необходимость: это путь. Молитва – это голос «я», идущего вслепую в поисках некоего «Ты». Компьютер не организует нам встречу между «я» и «Ты»: это встреча человеческая, и чаще всего приходится идти на ощупь, чтобы найти то «Ты», которого ищет мое «я».

 

Молитва же христианина рождается из откровения: «Ты» не остается за завесой тайны, а вступает в отношения с нами. Христианство – это религия, непрестанно чествующая «самовыражение» Бога, т.е. Богоявление. Первые праздники литургического года – это чествование этого Бога, Который не остался за скрывающей Его завесой, а предложил Свою дружбу людям. Бог явил Свою славу в вифлеемской нищете, в созерцании волхвов, в крещении в Иордане, в чуде на свадьбе в Кане Галилейской. Евангелие от Иоанна подытоживает великий гимн пролога в лаконичном утверждении: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (1, 18). Иисус явил нам Бога.

 

Молитва христианина вступает в отношения с Богом с ласковым лицом, Который совсем не хочет напугать людей. Вот первая характеристика христианской молитвы. Если для людей всегда было привычно идти к Богу со страхом и трепетом перед этой чарующей и ужасающей тайной, если для них было привычно чтить Его с позиции рабов, как подданные, которые боятся оскорбить неуважением своего господина, то христиане обращаются к Нему, дерзая доверительно называть Его «Отцом». А Сам Иисус использует другое слово: «Папа».

 

Христианство объявило вне закона любые «феодальные» отношения с Богом. В наследии нашей веры нет таких понятий как «подданство», «рабство» или «вассальная зависимость», зато есть такие слова как «завет», «дружба», «обетование», «общение», «близость». В своей длинной прощальной речи Иисус говорит ученикам: «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам всё, что слышал от Отца Моего. Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам» (Ин 15, 15-16). Ведь это незаполненный чек: «Чего ни попросите от Отца во имя Мое, дам вам»!

 

Бог – это Друг, Союзник, Жених. В молитве можно установить доверительные отношения с Ним, и это настолько верно, что в «Отче наш» Иисус научил нас обращаться к Нему с целым рядом просьб. У Бога мы можем просить всё, всё: всё объяснить, всё рассказать. Неважно, что в нашем отношении к Богу мы чувствуем какой-то недостаток: мы не слишком хорошие друзья, не слишком благодарные дети, не самые верные приверженцы. Он всегда к нам расположен. И Иисус решительно являет это на Тайной вечере, когда говорит: «Сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается» (Лк 22, 20). В этом акте Иисус предвосхищает в горнице тайну Креста. Бог – верный союзник: даже когда люди перестают любить, Он по-прежнему любит, даже если любовь ведет Его на Голгофу. Бог всегда стоит у дверей наших сердец и ждет, когда мы Ему откроем. Иногда Он стучит, но не назойливо: ждет. Терпение Бога по отношению к нам – это терпение сильно любящего нас папы. Я сказал бы даже, что это терпение и папы, и мамы одновременно. Он всегда ждет перед нашим сердцем, а когда стучит, то делает это ласково и с огромнейшей любовью.

 

Так давайте же молиться, погружаясь в тайну Завета, бросаясь в молитве в объятия милосердного Бога, ощущая, как нас окутывает эта тайна блаженства жизни Пресвятой Троицы, чувствуя себя, как те приглашенные гости, которые не заслужили подобной чести. И давайте повторять Богу в молитвенном изумлении: «Наверное, Тебе знакома лишь любовь?». Он не знает ненависти. Он ненавидим, но не ненавидит. Он знает лишь любовь. Вот тот Бог, Которому мы молимся. Вот пылающее ядро каждой христианской молитвы: Бог любви, наш Отец, Который ждет нас и странствует вместе с нами.


Источник: vatican.va









.