Смотреть на Распятого в свете искупления






 

 

Ватикан. «Иисус не симулирует смерть, а берет на Себя наши грехи», – сказал Папа в проповеди на утренней Св. Мессе, которую теперь можно увидеть в прямой трансляции из часовни Дома св. Марфы. Преемник Петра призвал верующих созерцать распятого Иисуса и посвятил Евхаристию бездомным:

 

Давайте сегодня помолимся о тех, у кого сейчас, когда нужно оставаться дома, нет постоянного места жительства. Пусть мужчины и женщины нашего общества увидят эту правду и помогут, а Церковь пусть их примет».

 

В проповеди Папа Франциск прокомментировал Евангелие дня (Ин 8, 21-30), в котором Иисус говорит о Своей божественности: «Когда вознесете Сына Человеческого, тогда узнаете, что это Я». В этих словах скрыт также намек на эпизод из Ветхого Завета, о котором рассказывает сегодняшнее первое чтение. В Книге Чисел (Числ 21, 4b-9) говорится о том, как народ, на который в пустыне нападают змеи, признаёт, что провинился перед Богом, и исцеляется от их укусов, взглянув на медного змея, которого Моисей сделал по указанию Бога и выставил на шесте.

 

Змея – это, конечно, не слишком симпатичное животное: она всегда ассоциируется со злом. И в Библии змей – это именно то животное, которое дьявол использует для совращения ко греху. В книге Откровения сатану называют «древним змеем», который с самого начала жалит, отравляет, губит и убивает. И он не может иначе. Так что когда он делает вид, что предлагает что-то доброе, то и это обман: мы верим и согрешаем. Вот что случилось с народом Израиля: он не выдержал пути, устал. И народ стал роптать против Бога и против Моисея. Всё та же песня, не правда ли? «Зачем вы вывели нас из Египта? Чтобы мы полегли в этой пустыне? Здесь нет ни хлеба, ни воды. Нам надоела эта скудная пища – эта манна» (ср. Числ 21, 4-5). И их воображение (об этом мы на днях читали) всё время возвращается в Египет: «Вот там-то было хорошо, там у нас была нормальная еда…». И тогда Господь как будто не выдержал Своего народа. Он разгневался: «И послал Господь на народ ядовитых змеев, которые жалили народ, и умерло множество народа из Израиля» (Числ 21, 6). В этот момент змей, как всегда, символизирует зло: народ видит в змее грех, видит в нём собственный проступок. Они пошли к Моисею и сказали: «Согрешили мы, что говорили против Господа и против тебя; помолись Господу, чтоб Он удалил от нас змеев» (Числ 21, 7). Они каются. Вот история того, что произошло в пустыне. Моисей помолился о народе, и Господь сказал ему: «Сделай себе медного змея и выставь его на знамя, и ужаленный, взглянув на него, останется жив» (Числ 21, 8).

 

Здесь у меня возникает мысль: разве это не идолопоклонничество? Есть змей, идол, который возвращает мне здоровье… Непонятно. Логически непонятно, потому что это пророчество, это предвозвещение того, что произойдет. Потому что мы слышали в Евангелии еще более близкое пророчество: «Когда вознесете Сына Человеческого, тогда узнаете, что это Я и что ничего не делаю от Себя» (Ин 8, 28). Иисус был вознесен: на крест. Моисей сделал медного змея и вознес его. Иисус будет вознесен, как змей, чтобы дать спасение. Но суть пророчества состоит именно в том, что Иисус стал грехом ради нас. У Него нет греха, но Он стал грехом. Как говорит св. Петр в своем послании, «Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо» (1 Петр 2, 24). И, глядя на Распятого, мы думаем о Господе страдающем: всё это правда. Но, прежде чем перейти к сути этой истины, давайте остановимся на ней: сейчас Ты кажешься самым великим грешником, Ты стал грехом. Он взял на себя все наши грехи, уничижился до этого. Да, крест – это казнь, это месть учителей закона, которым не нравился Иисус: всё это правда. Но истина, исходящая от Бога – это Он, пришедший в мир, чтобы взять на Себя наши грехи до такой степени, чтобы Самому стать грехом. Он – весь грех. Наши грехи там.

 

Мы должны научиться смотреть на Распятого в этом свете – в самом истинном свете, в свете искупления. В Иисусе, ставшем грехом, мы видим полное поражение Христа. Он не симулирует смерть, не притворяется, что страдает – один, всеми покинутый: «Отче, почему Ты меня оставил» (ср. Мф 27, 46; Мк 15, 34). Он – змей: «Я был вознесен, как змей, как тот, кто есть весь грех».

 

Это нелегко понять, и, если станем думать об этом, то никогда не придем к какому-то уверенному заключению. Можно только созерцать, молиться и благодарить».





Источник: radiovaticana.cz




.