Папа в Бари: если мы будем отстаивать нашу веру силой, мы потеряем







ПОЕЗДКА СВЯТОГО ОТЦА ФРАНЦИСКА В БАРИ
НА ВСТРЕЧУ, ПОСВЯЩЕННУЮ РАЗМЫШЛЕНИЯМ И ДУХОВНОСТИ
«СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ – ГРАНИЦА МИРА»

СВЯТАЯ МЕССА

ПРОПОВЕДЬ СВЯТОГО ОТЦА ФРАНЦИСКА

Проспект Виктора Эммануила II (Бари),
VII воскресенье Рядового времени, 23 февраля 2020 г.





Иисус цитирует древний закон: «Око за око и зуб за зуб» (Мф 5, 38; Исх 21, 24). Мы знаем, что имелось в виду: у отнявшего что-то у тебя отними то же самое. На самом деле, это предписание было большим прогрессом, потому что запрещало худшее возмездие: если кто-то причинил тебе зло, то отплати ему за это в той же мере – нельзя причинять еще большее зло. Разрешение распри уравниванием ущерба было шагом вперед. И все же Иисус идет еще дальше, намного дальше: «А Я говорю вам: не противься злому» (Мф 5, 39). Но как же так, Господи? Если кто-то задумал злое против меня, если он причиняет мне зло, то разве я не могу отплатить ему той же монетой? «Нет, – говорит Иисус, – ненасилие, никакого насилия».

Нам может казаться, что учение Иисуса – это такая стратегия: в конце концов, злодей сам отступит. Но не поэтому Иисус призывает нас любить и тех, кто причиняет нам зло. Почему? Потому что Отец, наш Отец, всегда любит всех, даже тех, кто не отвечает взаимностью. Он «повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (ст. 45). И сегодня, в первом чтении, Он говорит нам: «святы будьте, ибо свят Я – Господь, Бог ваш!» (Лев 19, 2). То есть: «Живите, как Я, стремитесь к тому, к чему стремлюсь Я». Иисус поступал так. Он не показывал пальцем на тех, кто несправедливо осудил и жестоко казнил Его, а раскрыл им объятия на кресте. И простил вбивавших гвозди в Его запястья (ср. Лк 23, 33-34).

Итак, если мы хотим быть учениками Христа, если мы хотим называться христианами, то вот путь, и нет иного. Возлюбленные Богом, мы призваны любить; прощенные – прощать; испытавшие любовь – дарить любовь, не дожидаясь, пока начнут другие; спасенные бескорыстно – не искать никакой пользы от добра, которое творим. И, возможно, ты скажешь: «Но Иисус ведь перебарщивает! Он даже говорит: Любите врагов ваших и молитесь за гонящих вас (Мф 5, 44). Он говорит так, чтобы привлечь внимание, но, наверное, на самом деле, не имеет этого в виду». Нет, именно это Он и имеет в виду. Иисус не говорит здесь, чтобы шокировать слушателей парадоксальными высказываниями, не играет словами. Он прямолинеен и однозначен. Цитирует древний закон и торжественно заявляет: «А Я говорю вам: любите врагов ваших». Иисус говорит это осознанно, четко.

«Любите врагов ваших и молитесь за гонящих вас». В этом новизна христианства. В этом отличие христианства. Молиться и любить – вот что мы должны делать, и это касается не только тех, кто желает нам добра, не только друзей, не только нашего народа. Потому что любовь Иисуса не знает границ и пределов. Господь ждет от нас мужества любви без расчетов. Потому что мера Иисуса – это любовь без меры. Сколько раз мы игнорировали Его повеления, ведя себя, как все! Но заповедь любви – это не просто провокация, она – сердце Евангелия. Нельзя принимать отговорок от любви ко всем, нет смысла проповедовать комфортное благоразумие. Господь не был благоразумен, не соглашался на компромиссы, Он призывал нас к экстремизму любви. Вот единственно законный христианский экстремизм – экстремизм любви.

«Любите врагов ваших». Сегодня нам будет полезно на этой Мессе и после нее повторять про себя эти слова, думая при этом о людях, которые плохо относятся к нам, доставляют нам неприятности, которых нам трудно принять, которые не дают нам покоя. «Любите врагов ваших». Нам также будет полезно спросить себя: «А что беспокоит меня в этой жизни: враги, те, кто желает мне зла? Или любовь?» Не беспокойся о чужой злобе, о том, кто замышляет недоброе против тебя. Лучше начни разоружать свое сердце из любви к Иисусу. Ведь у любящего Бога нет в сердце врагов. Культ Бога – противоположность культуры ненависти. А с культурой ненависти нужно бороться, противостоя культу причитаний. Как часто мы причитаем из-за того, что нам не досталось чего-то, что что-то идет не так! Иисус знает, что многое идет не так, что всегда будет кто-то, кто желает нам зла, и даже кто-то, кто будет преследовать нас. Но Он просит нас лишь молиться и любить. Вот революция Иисуса – величайшая в истории: от врага ненавидимого до врага любимого, от культа причитаний до культуры дара. Если мы принадлежим Иисусу, то таков наш путь! Иного нет.

И это истина, но ты, возможно, возразишь: «Понимаю величие идеала, но жизнь – это другое! Любя и прощая, я не выживу в этом мире, где царит логика силы, и каждый как будто бы думает только о себе». Т.е. логика Иисуса проигрышна? Он проиграл в глазах мира, но победил в глазах Бога. Св. Павел во втором чтении говорит нам: «Никто не обольщай самого себя… Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом» (1 Кор 3, 18-19). Бог видит дальше. Он знает, как побеждать. Знает, что зло побеждается только добром. Так Он и спас нас: не мечом, а крестом. Любить и прощать – значить жить победителями. Мы проиграем, если будем защищать веру силой. Господь повторил бы и нам слова, сказанные Петру в Гефсимании: «Вложи меч в ножны» (Ин 18, 11). В сегодняшней Гефсимании, в нашем равнодушном и несправедливом мире, в котором мы как будто присутствуем при агонии надежды, христианин не может поступать так, как те ученики, которые сначала схватились за меч, а затем убежали. Нет, решение не в том, чтобы поднять меч на кого-то или бежать от того времени, в которое нам выпало жить. Решение – это путь Иисуса: любовь деятельная, любовь смиренная, любовь «до конца» (Ин 13, 1).

Дорогие братья и сестры, сегодня Иисус Своей безграничной любовью поднимает планку нашей человечности. В заключение мы могли бы спросить себя: «А мы справимся с этим?» Если бы цель была недостижима, Господь не велел бы нам стремиться к ней. Но для нас самих это трудно; это благодать, о которой нужно просить. Просить у Бога сил любить, сказать Ему: «Господи, помоги мне любить, научи меня прощать. Сам я с этим не справлюсь, Ты нужен мне». И следует также просить о благодати видеть в других не препятствия и осложнения, а братьев и сестер, которых должно любить. Очень часто мы просим о помощи и благодарности для себя самих, но как же редко мы просим умения любить! Мы слишком мало просим об умении претворять в жизнь саму суть Евангелия, быть настоящими христианами. Но «на закате жизни мы будем судимы по любви» (св. Иоанн Креста, «Слово света и любви», 57). Давайте  выберем сегодня любовь, даже если она трудна, даже если идет против течения. Не будем поддаваться общему образу мыслей, соглашаться на полумеры. Примем вызов Иисуса – вызов любви. Будем истинными христианами, и мир станет более человечным.

Источник:  vatican.va






.