Папа: Десять Заповедей призывают всех признать, что мы нищие

 



 

 

Ватикан. 21 ноября на площади Святого Петра при участии 15 000 человек прошла общая аудиенция. Она началась чтением 17 стиха 20 главы Книги Исхода, которым заканчивается текст Десяти Заповедей. Традиция катехизации разделяет этот текст на две части: на девятую и десятую заповедь, которые запрещают вредные желания человеческого сердца. Последнюю катехезу цикла, посвященного Десяти Заповедям Папа Франциск закончил следующими словами:

 

«Последние слова Десяти Заповедей призывают всех признать, что мы нищие; помогают нам встать перед беспорядком нашего сердца, чтобы мы перестали жить эгоистично, стали нищими в духе и истинными перед лицом Отца, чтобы мы позволили быть искупленными Сыном и наставленными Святым Духом. Учитель, который ведет нас, – это Святой Дух. Позволим, чтобы он нас вел. Мы нищие. Давайте молиться об этой благодати.

 

«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф 5, 3). Да, блаженны те, кто перестает обманываться и верить, что может спастись от своей слабости без Божьего милосердия, которое только и может исцелить. Только милосердие Бога исцеляет сердце. Блаженны те, кто признает свои злые желания и, с сердцем смиренным и сожалеющим, станет перед Богом и перед другими людьми не как праведник, но как грешник. Красиво то, что Пётр говорит Господу: «Выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный» (Лк 5, 8). Это прекрасная молитва: «Оставь меня, Господи, я человек грешный». Блаженны те, кто сочувствует и может проявлять милосердие к другим, потому что испытывает его в себе».

 

По завершении общей аудиенции Папа Франциск сказал:

 

«Сегодня литургическая память Введения в храм Пресвятой Богородицы в Иерусалиме, которая выпадает на День Pro Orantibus, посвященный затворническим монашеским общинам, которых множество. Это больше, чем хорошая возможность поблагодарить Господа за дар многих людей, которые в монастырях и скитах полностью посвящают себя Богу в молитве, молчании и уединении. Пусть эти общины никогда не ощущают недостатка любви, близости и материальной поддержки всей Церкви».

 

После общей молитвы Папа Франциск всех благословил.

 

 

 

Из заповедей. Не возжелай жены ближнего своего, не имущества его.

 

Катехеза Папы Франциска, 21 ноября 2018 г., площадь Святого Петра

 

Исход 20, 17

 

 

Дорогие братья и сестры, добрый день!

 

Наши встречи с Десятью Заповедями сегодня ведут нас к последней из них, которую мы слышали во вступлении. Это не только заключительные слова этого текста, но и многое другое. Они являются завершением Десяти Заповедей и прикосновением к ядру всего, что сообщается нам. Если мы посмотрим ближе, то узнаем, что они не добавляют ничего нового. Инструкции: «Не желай жены ближнего твоего (…) ничего, что у ближнего твоего», уже упоминались в заповедях «Не прелюбодействуй» и «Не кради». Так в чём же смысл этих слов? Это подведение итогов? Или это что-то еще?

 

Будем иметь в виду, что все заповеди направлены на то, чтобы показать границы жизни, пределы, за которыми человек нарушает отношения с Богом, уничтожает самого себя и ближнего. Если ты выходишь за них, то уничтожаешь отношения с Богом, а следовательно и с другими. И это сигнализируют заповеди. Эта последняя подчеркивает тот факт, что все нарушения происходят от общего внутреннего корня: злые желания. Все грехи рождаются из таких желаний, всё начинается с движения в сердце, и на этой волне заканчивается каким-либо преступлением. Не формальным нарушением закона, а преступлением, которым мы раним себя и других.

Это прямо сказано Иисусом в Евангелии: «Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, – всё это зло извнутрь исходит и оскверняет человека» (Мк 7, 21-23).

 

Таким образом, мы понимаем, что все заповеди не принесут никакой пользы, если они не коснутся человеческого сердца. Где возникают все мерзости? Десять Заповедей на этом этапе ясно и глубоко объясняют. Цель последней заповеди – сердце, и если сердце несвободно, тогда и другое принесет мало пользы. Проблема заключается в освобождении сердца от всего зла. Божьи заповеди можно свести к простой красивой оболочке, под которой еще остается рабская жизнь, а не жизнь сына. Часто за маской фарисеев моральной корректности скрывается что-то уродливое и неразрешенное.

 

Мы должны позволить себе отказаться от желания, потому что эти заповеди показывают нам нашу нищету и ведут к святому унижению. Каждый из нас может спросить, какие уродливые устремления чаще всего к нам приходят. Зависть, жадность, клевета? Всё, что приходит у меня изнутри. Каждый может задать этот вопрос, и это принесет ему пользу. Человеку нужно это благословенное унижение, которое открывает ему, что он не может спасти себя сам, и поэтому призывает для спасения Бога. Непостижимым образом святой Павел объясняет именно это, в соответствии с заповедью «Не пожелай…» (ср. Рим. 7, 7-24).

 

Бесполезно думать, что мы можем исправить себя сами, не получив Святого Духа. Тщетно думать, что мы очистим наши сердца титаническими усилиями по собственной воле. Это невозможно. Необходимо открыть себя отношениям с Богом в истине и свободе. Только таким образом наши усилия могут принести плоды, потому что Дух Святой поведет нас вперед.

 

Задача библейского Закона – не донести до человека, что благодаря послушанию он достигнет сотворенного и всё же недостижимого спасения. Задача Закона состоит в том, чтобы привести человека к его истине, а именно к его нищете, которая становится подлинной, личной открытостью к милосердию Бога, которое преображает и обновляет нас. Только Бог способен восстановить наше сердце, при условии, что мы откроем свое сердце Ему. Это единственное условие. Он сделает всё, но мы должны открыть свое сердце.

 

Последние слова заповедей призывают всех к тому, чтобы признать, что мы нищие; они помогают нам встать перед беспорядком нашего сердца, чтобы мы перестали жить эгоистично, стали бедными в духе и истинными перед лицом Отца, чтобы позволили быть искупленными Сыном и наставленными Святым Духом. Учитель, который ведет нас, – это Святой Дух. Позволим, чтобы Он нас вел. Мы нищие. Будем молиться об этой благодати.

 

«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф 5, 3). Да, блаженны те, кто перестает обманываться и верить, что может спастись от своей слабости без Божьего милосердия, которое только и может исцелить. Только милосердие Бога исцеляет сердце. Блаженны те, кто признает свои злые желания и, с сердцем смиренным и сожалеющим, станет перед Богом и перед другими людьми не как праведник, но как грешник. Красиво то, что Пётр говорит Господу: «Выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный» (Лк 5, 8). Это прекрасная молитва: «Оставь меня, Господи, я человек грешный». Блаженны те, кто сочувствует и может проявлять милосердие к другим, потому что испытывает его в себе.


Источник: radiovaticana.cz






.