Человек стоит на распутье: Бог навязывает мне что-то или заботится обо мне?







Ватикан. Утром 20 июня на площади Святого Петра собралось 15,000 человек, чтобы принять участие в общей аудиенции. Незадолго до начала Папа лично встретился с около 200 больными в зале Павла VI, из которого они позже смотрели аудиенцию на больших экранах.

 

Перед катехезой Папы было прочитано Второе послание к Коринфянам (3, 5b-6. 17), в котором святой Павел говорит о букве, которая убивает, и о духе, который животворит. Папа указал на библейский текст книги Исхода, где в еврейском оригинале говорится о десяти словах, а не о десяти заповедях, хотя «объективно имеют форму законов и с этой точки зрения они – заповеди. Так почему же автор здесь называет их именно «десять слов», а не «Десять заповедей»»? – спросил Святой Отец.

 

 

 

Десять Заповедей. Десять слов о жизни согласно Завету

 

Катехеза Папы Франциска, 20 июня 2018 г., площадь Святого Петра

 

2 Коринфянам 3, 5b-6. 17

 

Дорогие братья и сестры, добрый день!

 

В прошлую среду мы начали новый цикл катехез по заповедям. Мы видели, что Господь Иисус не пришел, чтобы отменить Закон, но исполнить его. Это перспектива, которую мы должны понимать лучше.

 

В Библии заповеди не стоят сами по себе, они являются частью отношений, то есть Завета между Богом и Его народом.

 

(В 19 главе Книги Исхода Завет передан такими словами: «Итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым» (Исх 19, 5-6). Это обобщено в Книге Левит: «И буду вашим Богом, а вы будете Моим народом» (Лев 26, 12) и распространяется на имя предсказанного Мессии – Еммануила, как он появляется в Евангелии от Матфея: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог» (Мф 1, 23). Всё это указывает на существенную связь еврейской веры с христианством, – сноска).

 

Господь Иисус не пришел, чтобы отменить Закон, но исполнить его. В начале двадцатой главы Книги Исхода – и это важно – мы читаем: «И изрек Бог [к Моисею] все слова сии» (20, 1).

 

Кажется, что это введение, как и любое другое, но в Библии нет ничего, что было бы лишено смысла. Еврейский текст не говорит «заповеди сии», но «слова сии». Еврейская традиция говорит о Десяти Заповедях, как о «десяти словах».

 

(См. также Исх 34, 28: «И написал [Моисей] на скрижалях слова завета, десятословие» – в еврейском тексте именно «десять слов»).

 

Однако они имеют форму законов и с этой точки зрения они – заповеди. Так почему же автор здесь называет их именно «десять слов», а не «Десять заповедей»?

 

В чём разница между заповедью и словом? Заповедь – это сообщение, которое не требует диалога. Но слово является важным средством отношений, средством диалога. Бог Отец творит Своим словом, а Его Сын – это Слово, созданное телом (принявшее плоть). Любовь питается словами так же как воспитание или сотрудничество. Два человека, которые не любят друг друга, не могут общаться. Когда кто-то обратится к нашему сердцу, наше одиночество закончится. Этим словом начнется коммуникация. Заповеди – это Божьи слова. Бог через эти десять слов дает Себя познать и ожидает нашего ответа.

 

Получить приказ и внимать тому, что кто-то говорит тебе – это разные вещи. «Диалог – это нечто большее, чем сообщение какой-то истины» (Evangelii gaudium, 142). Я могу сказать вам, например: «Сегодня последний весенний день, последний день жаркой весны». Это верно. Но здесь нет диалога. А если я спрошу вас: «Что вы думаете об этой весне?» – начнется диалог. «Он осуществляется благодаря желанию говорить ради конкретного общего блага всех, кто посредством слов выражает взаимную любовь. Это благо, заключенное не в вещах, а в самих людях, которые отдают себя друг другу в диалоге» (Evangelii gaudium, 142).

 

Однако это различие не является искусственным. Посмотрим, что произошло в начале. Искуситель – дьявол – пытается обмануть мужчину и женщину, хочет убедить их, что Бог запретил им есть плоды от древа познания добра и зла, чтобы их покорить. Именно в этом суть проблемы. Является ли эта первая заповедь, данная Богом человеку, прихотью деспота, который запрещает и заставляет, или заботой отца о своих детях, желающего защитить их от самоуничтожения? Это слово или приказ? Самая трагичная ложь, которую змей сказал Еве это то, что Бог ревнив. Он говорит: «Но нет! Бог ревнует вас! Бог порабощает. Бог не хочет, чтобы вы были свободны!». Факты доказывают, что змей солгал (см. Гены 2, 16-17; 3, 4-5), он лжет, что слово любви – это приказ.

 

Человек стоит на распутье: «Бог заставляет меня, или заботится обо мне? Являются ли Его заповеди законом или словом заботы, которую он проявляет обо мне? Является Бог властелином или отцом? Бог есть Отец, – никогда не забывайте об этом. Даже в худших ситуациях подумайте о том, что имеете Отца, Который любит всех нас. Мы рабы или сыновья? Эта борьба внутри и вне нас постоянно продолжается. Тысячи раз мы должны выбирать между мышлением рабов и мышлением сыновей. Приказ принадлежит господину, слово – Отцу.

 

Святой Дух – дух усыновления, Дух Иисуса. Дух рабства не может понимать Закон иначе, как признак угнетения, что может вести к двум противоположным результатам: либо к жизни, состоящей из обязанностей, либо к насильственному отказу. Всё христианство это переход от буквы Закона к Духу, который дает жизнь (см. 2 Кор 3, 6-17). Иисус есть Слово Отца, а не осуждение. Иисус пришел спасти нас Своим словом, а не отвергнуть.

 

Хорошо видно пережили этот переход какие-либо мужчины и женщины или нет. Люди видят, ведет ли себя христианин как сын или как раб. И мы сами помним, заботились ли наши воспитатели о нас как папа с мамой или только устанавливали правила. Заповеди – путь к свободе, потому что они – слово Отца, Который освобождает нас на этом пути.

 

Мир не нуждается в законах, но в заботе. Ему нужны христиане, у которых есть сердце детей.

 

Иоанн Павел II в энциклике «Veritatis splendor» пишет: «Дар Декалога – это обещание и знамение Нового Завета, в котором закон вновь и уже окончательно будет запечатлен в сердце человека (ср. Иер 31, 31-34), заменив, таким образом, закон греха, осквернивший это сердце (ср. Иер 17, 1). Дано будет «новое» сердце, ибо в нем пребудет «новый дух» – Дух Божий (ср. Иез 36, 24-28)».

 

Мир нуждается в христианах, у которых есть сердце сыновей. Не забывайте об этом.



Источник: radiovaticana.cz







.