Канталамесса: «Ницше «убил» гипсовую копию бога»

 

 

Ватикан. Третью проповедь времени Великого поста из цикла «Войди в себя!», вдохновленную словами св. Августина («In te ipsum redi»), отец Раньеро Канталамесса посвятил тщательному анализу идолопоклонства, как антитезису живого Бога.

 

Мир вокруг нас не продолжает существовать во время нашего сна, но только с пробуждением мы начинаем признавать его; до этого его как будто не было, как будто мы не существовали. И это похоже на ситуацию с Богом: «мы Им живем и движемся и существуем», как говорил св. Павел (Деян 17, 28). Но нам нужно духовно пробудиться, встряхнуть свою совесть, чтобы понять это – сказал проповедник Понтифика в начале третьей проповеди для Папы и Римской курии в часовне Redemptoris Mater в Ватикане, прежде чем начал анализировать особенности древних и существующих до сих пор форм идолопоклонства.

 

«О Боге в Библии говорится, что Он «живой», чтобы оградить Его от идолов, которые мертвы. Это внутренняя битва, проходящая через все книги Ветхого и Нового Заветов. Достаточно случайно открыть любой отрывок из пророков или псалмов, и мы найдем признаки этой великой борьбы за защиту единственного Бога Израиля. Идолопоклонство же – это полная противоположность живого Бога».

 

В отличие от идолов, живой Бог это Тот, Который «делает то, что хочет», кто говорит, видит и дышит. И у Его дыхания есть даже имя – «Ruah Jahwe», Дух Божий. «Золотые быки», однако, не просто вопрос языческого прошлого, они есть в сердце каждого человека. Святой Павел в Послании к Римлянам (1, 18-21) дает совершенный анализ этого искушения, когда напоминает, что вечная сила Бога и Его божественное бытие можно познать в свете разума с самого начала творения, того, что Он сотворил. У студентов теологии этот отрывок связан с вопросом о естественном познании существования Бога. Но на самом деле апостол хочет сказать нам кое-что другое; эти слова содержат «гром Божий», способный вырвать ливанские кедры, говорит проповедник Папы:

 

«Апостол намерен показать, каково положение человечества до Христа и без Него. Другими словами то, откуда исходит процесс искупления. Он не начинается с нуля, с природы, он начинается еще ниже, с греха. Все согрешили, не исключая ни кого».

 

Святой Павел делит мир на греков и иудеев, начиная свое обвинение с язычников, основной грех которых – нерелигиозность и несправедливость, а именно убийство истины – не какой-либо истины, а изначальной истины всего сущего.

 

«Основной грех и основной объект Божьего гнева – «нерелигия», asebeia. В чем именно это заключается, апостол объясняет сразу, когда говорит об отказе «чтить» Бога и «выражать Ему благодарность». Другими словами, отказываясь признать Бога Богом и не оказывая Ему должного внимания. Мы могли бы сказать, что он заключается в «игнорировании» Бога, где игнорирование Его не означает «не знать, что Он существует», а «действовать так, как будто Его не существует».

 

Следовательно, в основе дела лежит грех, заключающийся в попытке устранить бесконечное качественное различие между творением и Творцом, отвергнув зависимость от Него. Этот отказ проявляется в идолопоклонстве, как говорит св. Павел: «Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся» (Рим 1, 22-23). Павел этим хочет сказать, что все язычники жили в этом грехе, а немного дальше говорит о тех, кого Бог принимает, потому что они следуют закону, записанному в их сердцах (ср. Рим 2, 14).

 

«В идолопоклонстве человек не принимает Бога, а создает себе Бога. Приходит к замене ролей: человек становится гончаром, а Бог становится сосудом, который человек моделирует, как ему заблагорассудится (ср. Рим 9, 20). По крайней мере, в этом находится скрытая ссылка на повествование о сотворении (ср. Быт 1, 26-27), когда Бог сотворил человека по Своему образу и подобию, а здесь мы говорим о том, что человек обменял образ Бога на изображение смертного человека».

 

Эта та ситуация, в которой на Западе мы оказались. Современный атеизм вытекает из знаменитой максимы Фейербаха, что это был не Бог, Который создал человека по Своему образу, но человек, создавший Бога по своему.

 

«В некотором смысле, следует признать, что это утверждение верно! Да, Бог действительно является продуктом человеческого разума. Проблема, однако, в том, о каком Боге идет речь. Разумеется, не о библейском живом Боге, а о Его заменителе. (…) Вот что случилось с Ницше, когда он сказал устами одного из своих героев: «Мы убили Бога!». Он не заметил, что не убил истинного Бога, но разбил его «гипсовую» копию».

 

Современный атеизм не справился с Богом христианской веры. Если бы живая идея Триединого Бога удержалась, вместо слов о неопределенном «высшем существе», было бы трудно в Боге увидеть проекцию человека. Современный атеизм уничтожает смутный деизм, а не веру в Триединого Бога.

 

«Пост, однако, не служит способом опровержения современного атеизма, но способом заглянуть внутрь», – продолжил отец Канталамесса и перешел ко второй части своей проповеди, посвященной иному виду идолопоклонства, которое совершает тот, кто осуждает других за действия, которые сам допускает. Святой Павел ссылается на это в начале второй главы Послания к Римлянам: «Итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же». Как бывший фарисей, он хорошо знает, о чём говорит, и показывает верующим дорогу, как выйти из этого состояния:

 

«Павел раскрывает странную и часто встречающуюся иллюзию благочестивых и религиозных людей, думающих, что можно спастись от гнева Божьего тем, что они имеют ясное представление о добре и зле, знают закон и иногда применяют его к другим, в то время, когда речь идет о них самих. Они думают, что привилегия стоять на стороне Бога или «доброта и терпение» Божьи, которые они хорошо знают, сделают для них исключение».

 

Либо мы понимаем, что слова Павла относятся к нам и о нас, либо сердце наше еще более ожесточается, и усиливается состояние «нераскаяния». Именно в этом апостол обвиняет тех «благочестивых», которые обвиняют в том, что они сами же делают.

 

«Идет ли речь о материальном смысле этих вещей? О нём (ср. Рим. 2, 21-24), но прежде всего апостол ссылается на их сущность, а именно на нерелигиозность и идолопоклонство. Апостол объясняет это, продолжая свое письмо, когда осуждает требование самосохранения своими собственными делами, когда хотят сделать из себя кредитора, а из Бога должника».

 

Если идолопоклонство является «почитанием дел своих рук» (ср. Иса 2, 8; Ос 14, 4) и «ставит творение на место Творца», то я идолопоклонник, если помещаю на место Бога то, что создал сам, – предупреждает проповедник Понтифика, а в качестве примера приводит дом или церковь, которую мы строим, наш офис, религиозный институт и наших детей.

 

«Каждое идолопоклонство имеет ядром самопоклонение, культ самого себя, самолюбие, эгоцентризм, стоящий на первом месте во вселенной, и которому я жертвую всё остальное. Достаточно немного послушать себя, чтобы узнать имя нашего идола, ибо, как говорит Иисус: «от избытка сердца говорят уста» (ср. Мф 12, 34). Мы можем заметить, сколько наших предложений начинается со слова «я». Результатом является безбожие, то есть не прославление Бога, а всегда себя и только себя: все усилия заключаются в делании добра, даже служа «Богу» – своему успеху и самоутверждению».

 

«Возможно, теперь я готов войти в себя и узнать правду о себе, что и я вовлечен в эту тайну безбожия. Если, как говорит Августин, грех заключается в погружении в себя, то радикальное обращение заключается в праведности и обращении к Богу», – сказал отец Канталамесса.

 

«Если я буду стоять на стороне Бога всем своим существом и против своего «я», – то стану Его союзником. Нас будет двое в борьбе против одного врага, и победа обеспечена. (…) В той степени, в которой старый человек умирает, в нас рождается «новый человек, созданный по Богу, в праведности и святости истины» (Еф 4, 24). Мужчина или женщина, которыми все мы хотим быть.



Источник: radiovaticana.cz










.