АЗИЯ/КАЗАХСТАН. Баланс между религиозной политикой и «культом государства» является основой толерантности

 

 

 


Астана (Agenzia Fides). «В Казахстане принцип религиозной толерантности лежит в основе Конституции Государства. Города Казахстана блестят великолепными мечетями и православными храмами, гармонично сожительствующими, но религиозный аспект отводится исключительно в частную сферу

гражданина: этот подход связан с политикой, которая оказалась дальновидной». Это то, что Джанникола Салдутти, научный сотрудник Института высших исследований геополитики и вспомогательных наук, основанный в Риме, утверждает в интервью Агенству Фидес. По словам Салдутти, ученого из Центральной Азии: «Назарбаев смог сделать добродетель необходимости: сразу после распада Советского Союза экономический кризис и ухудшение состояния государственных институтов могли бы стать идеальным катализатором межэтнического конфликта катастрофического для Центральной Азии (как это произошло, например, в соседнем Таджикистане). Заплатила бы, как и во многих постсоветских странах, русская православная община, «меньшинство», которое в 1992 году представляла почти половину населения. Казахстан сумел отразить этот неудачный сценарий, навязывая социальную модель, которая видит в признании ключевой роли государства».

 

Исследователь подчеркивает: «Посещая страну и разговаривая с людьми, создается впечатление «перекрытия» двух «культов»: публичного и доминирующего, связанного с лояльностью к государству, закону и иконописи, приправленной определенным культом личности Назарбаева; и частной, строго связанной с религией и этнической принадлежностью».

 

«С другой стороны, – продолжает он, – есть важный момент, который следует иметь в виду: в период широкомасштабной радикализации ислама, Казахстан никогда не был местом крупных террористических нападений, хотя исламское сообщество представляет большинство граждан Казахстана. Без разумной социальной и межрелигиозной политики ИСИС мог бы легко прозелитизировать даже в Казахстане, как это произошло в арабском мире и на Балканах», – заключает Салдутти.

 

В последние годы правительство издало ряд мер, которые ограничивают и контролируют деятельность ассоциаций и религиозных общин: среди прочего, обязательство функционировать только в местах, согласованных с государством, и установка камер в местах отправления культа, потому что так в случае нападения или насилия можно определить возможных авторов. В Казахстане сосуществуют общины разных национальностей и религиозных конфессий: согласно официальным данным Министерства иностранных дел Казахстана, из 17 миллионов жителей, 70% мусульман, около 26% являются христианами, из которых 1% – католики.

 

(LF) (Agenzia Fides 4/9/2018)














.