Куда направляется наша жизнь?

 

 








Куда направляется наша жизнь? Что ожидает нас на закате нашего жизненного пути? Эти и подобные вопросы не столь обыденны для любого человека, однако если мы хотим быть искренними сами с собой, то рано или поздно нужно ответить на этот жизненный вызов. Здесь не играет большой роли религиозный опыт человека, ведь смерть – это неминуемая реальность для каждого; правда отношение к этому экзистенциально важному вопросу может быть различным, но во всяком случае упускать это из виду, крайне неразумно. В современном мире есть тенденция: умалчивать об этой истине даже пред смертельно больным человеком или всеми возможными способами ограждать детей от этой реальности.

Естественно, реальность нашей смертности глубоко противоестественна нашему естеству, так как все мы желаем нескончаемого счастья и жизни. Однако отношение к этому вопросу кардинально отличается у верующего человека и человека, не задумывающегося над смыслом своей жизни.

 

Для нас христиан страшная истина о смерти освящена нашим Господом, Который Своей смертью и воскресением полностью изменяет наш взгляд на нашу жизнь и смерть. Господь Иисус обещает нам истинную вечную жизнь, которая в смерти у нас не отнимается, но полностью преображается в счастливое пребывание с нашим возлюбленным Отцом!





 








В связи с этим мы хотим поделиться несколькими конкретными вопросами, касающимися того, как можно осмысленно переживать реальность большой важности, как для человека умирающего, так и для тех, кто тесно связан с ним. Также рассмотрим обряды христианского погребения и их значение в свете веры в жизнь вечную.

 

Очень важной и, наверное, более сложной является ситуация близкой смерти кого-то из дорогих и близких нам людей. Тут появляются вопросы: как нам нужно себя вести в этой непростой ситуации? что самое важное в этот момент для умирающего и для окружающих?

 

Для человека переживающего близость кончины, на самом деле очень важно наше присутствие, выражающее нашу близость и участие в его переживании. Эта близость заключается прежде всего в молитвенной поддержке, равно как и в чисто человеческой; так как в сопровождении умирающего, мы действительно ничего лучшего не можем сделать, как укреплять веру в Любящего Бога, ожидающего Своего сына или дочь с распростертыми объятиями. Для этой ситуации, очень уместна молитва Венчика Божьему милосердию, и другие молитвы и литании содержащие истину о неизмеримом милосердии Божьем.

 

Другой этап – это бодрствование или бдение у тела покойного. Это время обычно наполнено горечью утраты для родных и близких; и уже поэтому, хорошая возможность для того, чтобы разделить печаль людей, затронутых болью разлуки, выражая свои соболезнования. Действительно, только сочувствие облегчает печаль, а разделенная печаль становится более сносной. В христианском смысле этот момент представляет собой возможность проникнуть глубже в тайну жизни и смерти с помощью молитвы и размышления. Здесь уместна любая молитва. Самая распространенная, наверное, это размышление над тайнами св. Розария и чтение Псалтири, помогающие взглянуть на предлежащую тайну глазами веры.

 

Отдельно стоит отметить, что со смертью и всеми обрядами и обычаями с нею связанными, распространены многие необоснованные правила и суеверия. На этом нельзя остановиться подробнее, поскольку в каждом народе имеются свои суеверные «предписания». Церковно-христианский обряд же, довольно богат и притом намного логичнее, он способствует выражению христианской истины, что «у Бога все живы» (Лк 20, 38).

 

Самое центральное свершение, с которым все сталкиваются – это погребение усопшего.

 

Здесь происходит явный выбор, совершить погребение с религиозным обрядом или без него; чаще всего это получается вместе, то и другое присутствует в разном сочетании.

 

При погребении христианина всё сконцентрировано вокруг усопшего, все молятся об упокоении его души, т.е. чтобы он удостоился лицезреть Бога, обрести в царстве небесном дар блаженной вечной жизни с Ним. Это единственное неизменное правило. Всё остальное связано с определенными народными или церковными обычаями, которые служат не усопшему, а выражению веры живых, провожающих его в последний путь.

 

В поместной приходской общине можно совершить погребальную Св. Мессу за усопшего, в которой жизнь и смерть новопреставленного находят свое истинное завершение в смерти и воскресении Христовом. Все члены прихода, участвующие на такой погребальной Евхаристии, не столько прощаются с усопшим, сколько торжественно празднуют рождение их брата или сестры для вечной жизни. Именно так понимали блаженную смерть святых мучеников за веру во Христа первые поколения христиан. Таким образом погребальная литургия становится всеобщим исповеданием веры в воскресение жизни.

 

Еще всем известно слово – «отпевание», которое связано с молитвой за усопшего, которая проводится священником, и может проходить как в храме, так и на дому, в специальном похоронном помещении или на кладбище.

 

Сам обряд похорон, предание земле, связан со многими христианскими символами. Так положение в землю усопшего сопровождается многими рефренами из святого писания: «ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт 3, 19) или «если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (Ин 12, 24). Крест над могилой покоящегося в земле тела христианина в ожидании второго пришествия Христова и воскресения мертвых – есть главный отличительный знак покойного. Воздвигнутый крест – есть видимое исповедание веры в распятого Спасителя, знак надежды, спасения в страстях Христовых и залог воскресения. Многих интересует вопрос о положении креста на могиле, можно, конечно, придерживаться каких-либо правил, но это не имеет, конечно, никакой богословской разницы, и связано только с культурой и обычаями, следовательно, из-за этого не стоит сильно беспокоиться.

 

Стоит заметить, что присутствие священника не столь важно в обряде отпевания и погребения, как его роль в сопровождении больного человека, который нуждается в благодати укрепления веры и надежды. Священник не должен восприниматься как предвестник смерти, но как посланник благого Бога Отца, Который желает только добра и «жизни с избытком» для человека.

 

В заключении нужно еще упомянуть об обычае посещения наших усопших покоящихся на кладбище. Можно встретить самые разные взгляды по этому поводу: начиная с того, что этого не стоит делать, и кончая до полуязыческих походов с пищей для новоусопшего. Для христианина сохранение красоты на кладбище, посещение могил с молитвой – является выражением любви к ушедшим, которая не прекращается со смертью, но получает просто иное измерение. Самый же глубокий смысл в памяти всех усопших составляет вера в воскресение и в жизнь вечную, в тайну которых уже вступили наши усопшие.

о. Виктор Мессмер

 




.