Мы хотим праздновать Рождество…





 

«Когда я была маленькой, мама говорила, что, если, я буду хорошо себя вести в это святое время, если я с желанием буду делать маленькие дела из любви и послушания Младенцу Иисусу, тогда, как подарок ко дню Его рождения, однажды я услышу колокольчики – вначале очень тихие, а потом четко различимые. Это колокольчики на шее маленького ослика, который вез Божию Матерь в Вифлеем. Мама объясняла, что так как Богородица вынашивала Господа, Она была храмом Святого Духа, стала первой церковью, в Которой покоился Христос. А колокольчик на шее ослика, позванивавший в такт его шагам, стал первым церковным колоколом».

 



       Е. Колышкина-Дохерти

Возможно тот из вас, кто уже считает себя взрослым, подумает: «Никогда в моей душе так сильно не ощущаются впечатления детства, как в день великого праздника Рождества Христова». Этот праздник, словно детский и в нём исполняется сила слов Христовых: «Если не будете как дети, не войдете в Царство Небесное».

В этой статье мы хотим не только познакомить вас с внешними традициями празднования Рождества в Католической Церкви, но и показать внутренний смысл этого торжества.

Свои шаги направим следующим образом:

1.   Внутренняя подготовка к Рождеству на основе духовного опыта Е. Колышкиной-Дохерти

2.   Внешняя форма празднования в наших домах

 

Задумывались ли вы когда-то о близости этих двух разных по звучанию слов. Несмотря на разницу, они дополняют друг друга, и как ни странно, невозможно встретить Рождества без Адвента, и Адвент в свою очередь без Рождества, как-то теряется.

До рождественской ночи с 24 на 25 декабря осталось так немного. Не интересно ли вам услышать из уст незнакомого человека о том, как он понимает время подготовки к Рождеству. Не только понимает, но и практикует.

Екатерина Колышкина-Дохерти (1896 – 1985 гг.) родилась в аристократической христианской семье в Нижнем Новгороде. Во время Первой мировой войны с мужем Борисом де Гук, богатым аристократом бежала в Финляндию, потом в Англию и, наконец, в Канаду. В 1919 г. Екатерина принимает католичество. Живет мыслью воплотить идеи Евангелия в обыденности, в самой гуще каждодневных событий. Основывает Дом Мадонны – католическую общину мирян. Глубокая духовная жизнь Екатерины была заметна окружающим.

«Странно, но колокола Адвента, когда бы ни звонили, всегда звучат радостью свадебных колоколов, потому что Адвент – весна Любви, когда душа ждет своего Жениха в твердой уверенности, что Он придет и завладеет ею!..

Адвент – это прекрасная пора, время обновления и особенно прощения, потому что Бог дает нам прощение через Своего Сына. Литургический год начинается первым воскресением Адвента, и это является первым значением Адвента, который готовит нас к празднованию прихода нашего Господа как Младенца. Второе значение Адвента – Паруссия, второе Пришествие Христа во славе в конце времен…

Адвент – это пора очищения. Рождественский пост помогал нам очиститься от падений и грехов…

Адвент – это пора маленьких дел повседневной жизни, пора спокойствия и мира, когда мы моем посуду, меняем пеленки, бегаем по магазинам, отвечаем на телефонные звонки, имеем дело с грубыми или трудными людьми, справляемся с разными ситуациями, которые складываются на работе и в школе.

Адвент – это словно бесконечный праздник Божией Матери. Рано или поздно Христос, Которого мы приняли во чреве своего сердца, становится Младенцем, и мы должны сделать свое сердце Его обителью.

Адвент – время веры. К сожалению, вера – это то, чего не хватает миру сегодня. Возьмите зеркало и поднесите его к своему лицу. Действительно ли тот, кто смотрит на вас, христианин?

Адвент – это время покаяния. Покаяние означает перемену. Именно в покаянии основа духовного развития в целом. Покаяние – нечто большее, чем раскаяние. Это непросто угрызения совести. Это непросто признание ошибок. Это непросто допущение: «Я глупец!». Покаяние – это моральная и духовная революция.

Адвент – это время милостыни добрых слов. Милостыню слов, как и обычную милостыню, следует подавать с любовью, деликатно, заботливо и в единстве со Христом.

Адвент – это время самоотдачи. Призыв отдавать себя другим, как отдавала Себя Божия Матерь – это одно из величайших таинств Адвента.

Адвент – это время надежды. С Богом каждое мгновение – это новое начало, это мгновение радости и надежды».

 Пройдя путь духовной подготовки, мы подойдем к яслям. Христос пришел в этот мир, стал видимым для глаз людей. Наше внешнее торжество также будет являться соблюдением этой важной гармонии.

 

Переживание Адвента достигает своей высшей точки в Сочельник. В канун праздничного вечера дома делают генеральную уборку, наряжают ёлку – символ «райского дерева». Благодаря своей зелени, сохраняющейся круглый год, ёлка становится символом Креста – «Древа Жизни», а украшающие ее свечи – символом Христа – «Света Мира». На вершине ёлки часто укрепляют звездочку, напоминающую звезду Вифлеема. Ясельки, поставленные под ёлкой, переносят нас к той ночи, в которую родился Сын Божий.

У разных народов традиции встречи Рождества отличаются. Но можно, наверное, признать, видеть и чувствовать, что во всех домах христиан существует какая-то общая атмосфера наступающего праздника, возникающая еще задолго до самого Рождества. Эти предпраздничные заботы и хлопоты начинают создавать настроение праздника: радость и ощущение приближающегося Света.

 

 

Канун Рождества

и подготовка к праздничной

Вечере

 

Лучше если стол, за которым планируется ужин, будет большим настолько, чтобы за ним свободно размещались все члены семьи. Согласно традиции, одно место за столом оставляют незанятым – для нечаянного гостя. Оставляя место свободным, мы выражаем сердечную память о наших дорогих близких, о тех, кто не может провести праздник вместе с нами. Вместе с тем это является памятью о тех, кто уже не с нами. Стол накрываем белой скатертью, под которую кладем немного сена. Сено напоминает о том, как Мария положила Младенца в ясли. Праздничное настроение можно подчеркнуть, украсив стол еловыми ветками, к которым прикрепим миниатюрные украшения и ленточки, а рядом с каждым прибором поставим маленькую свечку, с подсвечником из яблока.

В середине стола ставится большая свеча. Рядом кладут св. Писание, откуда читают отрывок из Евангелия. Можно положить на одной тарелке облатки, а на другой – поздравительные открытки от близких и знакомых.

      Вечеря получила название Сочельник от обычая употреблять в этот день сочиво – зерна злаков, замоченные в воде. Некоторые народы (поляки, литовцы) в этот торжественный вечер ставят на стол «кутью». Согласно древнехристианской традиции на Сочельник готовится двенадцать постных блюд.

 

 

 

 

Праздничная Вечеря

(Сочельник)

 

Сочельник начинается вечером, с появлением на небе первой звезды, которую так любят высматривать дети. Эта звездочка символизирует «Вифлеемскую звезду».

Вечеря носит религиозный и очень торжественный характер. По обычаю всей церемонией руководит глава семьи. Все собираются вокруг стола. Обряд вечери совершается членами всей семьи стоя. Отец семейства или кто-нибудь другой зажигает большую свечу со словами: «Свет Христов», все отвечают: «Благодарение Богу». После чего каждый может зажечь свою свечу. Читается молитва «Ангел Господень», затем читается отрывок из Евангелия от Луки (2, 1-7):

 

«В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле.

Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею.

И пошли все записываться, каждый в свой город.

Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна.

Когда же они были там, наступило время родить Ей;  и родила Сына Своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице».

 

После чтения Евангелия отец семейства говорит: «Господь Иисус Христос напоминает нам сегодня о Своем пришествии на землю. Бог стал человеком, пришел для того, чтобы примирить нас с Небесным Отцом и в Своей любви объединить всех людей. Прежде чем мы возьмем в руки облатки и преломим их друг с другом, соединимся в молитве с теми, кого нет рядом, и о ком мы бы хотели вспомнить».

 

Вступление к молитве делает мать. Все члены семьи поочередно представляют просьбы Богу. После каждой просьбы все вместе произносят: «Услышь нас, Господи».

Чтец: Боже, Отче наш, в этот час восхваляем Тебя и благодарим за ночь, о которой вспоминаем сегодня, когда послал нам Сына Своего, Иисуса Христа, нашего Господа и Искупителя. Просим, дай нашей семье дар любви, согласия и мира;

Все: Услышь нас, Господи.

Чтец: За Святейшего Папу нашего Франциска, который в этот радостный вечер желает соединиться с каждой семьей в преломлении облатки. Одари его Своей милостью, необходимой как Главе Церкви;

Чтец: Даруй Свою милость и благословение священникам и сестрам, которые помогают нам идти по пути искупления;

Чтец: Одари Своей радостью всех наших родных и друзей, приславших нам свои Рождественские пожелания;

Чтец: В эту Святую Ночь даруй мир нашим соседям, друзьям и знакомым;

Чтец: Утешь и укрепи радостной Вестью этой Святой Ночи всех брошенных, одиноких, больных, бедных, скитающихся и голодных;

Чтец: Наших умерших (можно назвать имена) одари светом и счастьем Твоей славы;

Затем, взявшись за руки молятся «Отче наш». Отец берет облатку и в заключении произносит: Самый ценный подарок Бога – Иисус Христос, Которого мы получили даром и Которым мы хотим поделиться с ближними. Только Он, подобно этому хлебу, Сам является Хлебом, дающим жизнь вечную.

Отец раздает всем облатки. Члены семьи обмениваются друг с другом добрыми пожеланиями, преломляя и делясь облаткой. После этого следует торжественный постный ужин, во время которого уже поют колядки и читают поздравления. После ужина все отправляются на ночную Рождественскую Мессу в Храм.

 

КРЕДО, 2003

В подготовке статьи использована

книга Е. Колышкиной-Дохерти

 «Рождественские колокола».

 

 



.