ГЛАВНАЯ
СТАТЬИ
НОВОСТИ
ГАЗЕТА
ПРИХОДЫ
О НАС
Газета "Кредо" №3(199)'12
Жизни - ДА!

В субботу, 28 января, в Ченстохове у стоп «Черной» Владычицы собрались защитники жизни из 16 стран мира, в том числе и представитель Казахстана о. Луциан Поцалунь. В ходе встречи был освящен список образа Ченстоховской Богоматери, который «пройдет» весь евразийский континент от Владивостока до Фатимы.
Торжествам на Ясна-Гуре предшествовала встреча руководителей организаций, занимающихся защитой жизни и в большинстве своем принадлежащих к “Human Life International”. Генеральный дефинитор Ордена паулинов о. Захариаш Яблоньски рассказал гостям о традиции ношения икон вдоль линии фронта с тем, чтобы выпросить у Бога помощи на самых опасных участках. А Игорь Белобородов, директор российского Института демографических исследований, поделился опытом проведения автомобильных рейдов в защиту жизни в России и Украине и указал на реальные возможности организации паломничества иконы от Дальнего Востока до Фатимы через всю Евразию. Эти два выступления и послужили основным толчком для обсуждения идеи «путешествия» образа Ченстоховской Богоматери «от океана до океана».
В итоге было решено, что в паломничество отправится список иконы, который и был освящен 28 января в часовне Черной Владычицы. Копия написана по всем канонам: яичной темперой с использованием минеральных красителей и 23-каратового листового золота на цельной липовой доске, размеры которой соответствуют оригиналу. После освящения список был передан православным священникам, духовно окормляющим защитников жизни в России, Белоруссии и Украине.
Данная инициатива была поддержана и официальными властями Русской Православной Церкви в лице викария Патриарха Московского и председателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополита Волоколамского Илариона, который выразил свое одобрение в особом письме, направленном на адрес Международного комитета по подготовке паломничества.

о. Певел Блок
 
Из истории
Последний священник Тираспольской епархии

Как часто мы – люди - оправдываем наши слабости и отсутствие мужества «трудными временами», «обстоятельствами», «грозящими нашей спокойной жизни опасностями», забывая о том, что Бог есть Господин над всяким временем и всеми обстоятельствами, и мы всегда и везде призваны верно исполнять Его волю.
Эта история о человеке, почти вся жизнь которого состояла из таких «трудных времен». О. Михаил Келлер – последний священник Тираспольской епархии.
Он родился 30 октября 1897 г. в с. Иоганнесталь под Одессой в крестьянской семье Келлер Якова и Франциски (урожденной Крафт). Село было основано в начале XIX в. немцами-католиками, переселившимися в Причерноморье из Германии по приглашению императора Александра I. Вместе с другими немецкими колониями региона Иоганнесталь входил в состав Тираспольской епархии. Последняя была образована в 1833 г. Сначала ее центром был г. Херсон, и она называлась Херсонской. Но позднее кафедру перенесли в Тирасполь, и епархия стала Тираспольской. Еще позднее епископ переехал в Саратов, но название осталось прежним, что должно было подчеркнуть отличие от Саратовской православной епархии. В состав епархии входили территории Астраханской, Самарской, Саратовской, Ставропольской, Екатеринославской, Таврической и Херсонской губерний, а также Грузии. В 1857 г. в Саратове была открыта духовная семинария.
Значительную часть прихожан составляли католики-немцы. Весь жизненный уклад немецких колонистов того времени носил религиозный характер: их дела и помыслы были вдохновляемы верой. На духовных интересах и религиозных устоях строилась их жизнь, быт, образ мыслей, характер и нравственный облик. Церковь занимала центральное место в жизни, была основой их существования.
Именно в такой среде рос и воспитывался Михаил Келлер. По окончании прогимназий Шмидта в колонии Зельц и Шерра в Карлсруэ он в 1913 г. поступает в духовную семинарию в Саратове. И вскоре приходит первое испытание – революция и гонения на Церковь. В 1918 г. семинария была вынуждена переехать в Одессу, а затем и вовсе была закрыта. Многие семинаристы эмигрировали в Германию, другие отказались от духовного призвания. Михаил Келлер продолжил свой путь к священству уже в нелегальной семинарии. 21 мая 1922 г. он был рукоположен в священники епископом Антонием Церром. После восьмимесячного служения в качестве викария в Зельце он с 1923 по 1934 гг. был администратором прихода в Шпаере (Николаевский деканат). Приход насчитывал около 4, 5 тыс. прихожан.
30-е годы прошлого века ознаменовались новой волной репрессий против духовенства и верующих в СССР. Начались многочисленные аресты и массовые групповые процессы. Тираспольская епархия прекратила свое существование. Казалось, настали еще более тяжелые и страшные времена. 22 июня 1934 г. о. Михаил также был арестован и заключен в одесскую тюрьму. Вскоре были арестованы еще несколько католических священников Николаевского деканата: о. Иоганн Таубергер, о. Антон Гофман, о. Иосиф Крушинский и о. Рафаэль Лоран. Все они проходили по делу об «антисоветской деятельности». Поводом к фабрикации обвинений послужили письма священников за границу, в которых они просили о помощи для голодающего населения. В то время голод в Украине достиг страшных масштабов. Люди умирали тысячами, вымирали целыми семьями.
О. Михаил был приговорен к десяти годам исправительно-трудовых лагерей. Так его судьба оказалась связанной с Казахстаном, Сибирью и Средней Азией. Находясь в ссылке, он совершал нелегальные богослужения, став одним из тех священников, «которые сами строили алтари и около них посвящали себя Богу и людям, открывали свои сердца и входили со святым Божьим словом и Хлебом в истосковавшиеся сердца».
В марте 1957 г. о. Михаил встретился в Красноармейске (Тайынша) с другими тайно служившими священниками, в том числе с о. Иосифом Кучинским. Здесь он впервые за 12 лет публично совершал св. Мессу в часовне, открытой о. Иосифом.
В 60-е годы священник тайно служил для ссыльных католиков в Казахстане и Сибири и несколько раз посетил верующих в Киргизии, которые долгое время не могли зарегистрировать общину и не имели священника.
14 июля 1967 г. о. Михаил Келлер получил официальное разрешение на проживание в столице Киргизии - г. Фрунзе. Однако саму общину удалось зарегистрировать лишь два года спустя. О. Владислав Буковинский также пишет об этом в своих «Воспоминаниях»: «Перед моим отъездом в Польшу пришла весть о том, что немецкий священник Михаил Келлер получил разрешение властей заниматься душепастырской деятельностью в Киргизии. Скорее всего, это устное разрешение, а не регистрация. Впрочем, в Советском Союзе возможны разные неожиданности, чаще всего отрицательные, однако бывают и положительные».
Сначала верующие в г. Фрунзе переоборудовали под церковь обычный дом. Позже стараниями священника и с Божьей помощью удалось достроить часовню и осветить полноценную церковь. О. Михаил был настоятелем прихода, а викарием стал о. Г. Тодовчич.
Напомним, что общины католиков в Казахстане к этому времени еще не имели официальной регистрации и легально действующих храмов. В католическую церковь во Фрунзе стали приезжать католики не только из разных населенных пунктов Киргизии, но также из Казахстана и Средней Азии. Была среди них и Анна Штанг из г. Зыряновска Восточно-Казахстанской области. Набожная католичка, одна из тех, кого епископ Атаназиус Шнайдер в своей книге «Это Господь» называет «евхаристическими женщинами». В Зыряновске она собирала верующих в молитвенную группу, многие годы ездила в места, где тайно служили католические священники, и получала от них святое причастие для больных и умирающих. В своих воспоминаниях она пишет: «К 1965 г. начали открываться католические церкви... Было уже не так строго, когда построили церковь во Фрунзе. Мы с мужем каждый год стали ездить туда… Там был пожилой священник, который тоже 10 лет провел в тюрьме. Во Фрунзе мы повенчались. Дорога была дальняя, но для нас это было большой радостью, ведь мы долгие годы не видели ни церкви, ни священника... В 1982 г. умер мой муж... Теперь у меня не было сопровождающего... Но Бог снова помог мне, и я познакомилась с молодой женщиной, которая тоже ежегодно ездила во Фрунзе... В церкви у меня было много знакомых. Мне доверяли ключи от храма, и я могла там ночевать. Утром открывала, а вечером закрывала двери храма, вытирала пыль, мыла полы. Когда я была в церкви, то не могла поверить, что нахожусь здесь. Мне казалось, что это сон. Я и подумать не могла, что еще когда-то буду стоять так близко к дарохранительнице... Священник каждое утро после св. Мессы ездил к больным и брал с собой меня и еще одну женщину... Я пела в хоре, каждый день принимала святое причастие.
После смерти мужа я еще десять лет ездила в церковь во Фрунзе. Священник каждый раз давал мне с собой святое причастие для пожилых людей, которые не могли приехать сами. Сердце Иисуса, все через Тебя и для Тебя!»
К 70-м годам прелат Михаил Келлер был последним из оставшихся в живых священников бывшей Тираспольской епархии. В 1972 г. он отпраздновал 50-летний юбилей священства, получив даже официальное разрешение властей на это. Поздравить его приехали священники из других мест, в том числе о. Владислав Буковинский.
О. Михаил дожил до бриллиантового юбилея священства и продолжал служить в Киргизии вплоть до своей смерти в 1983 г. в возрасте 86 лет. Сказав однажды «ДА» воле Божьей и став священником, он остался верен, и смог пройти через трудные, тяжелые и страшные времена, потому что слушал не голос времен, а голос Господа, говорящего: «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр 2, 10).

Людмила Бургарт,
г. Усть-Каменогорск

Литература:
1. Книга памяти. Мартиролог Католической Церкви в СССР./Сост. о. Б. Чаплицкий, И. Осипова. М., 2000. с. 283.
2. Католическая энциклопедия. Т. 2. М., 2005. С. 1019; Т. 3. М., 2011. С. 1338-1342.
3. Рублева Н. С. Последний патер Тираспольской диецизии: Михаэль Келлер (1897-1983) //Немецкое население в постсталинском СССР, в странах СНГ и Балтии. Материалы IX международной научной конференции. Москва, 4-7 ноября 2002 г. М., 2003. С. 318-325.
4. Буковинский Владислав. Воспоминания о Казахстане//Шченсный Анджей. Отцы Церкви. Отцы наших отцов. Мы дети нашего Отца. Караганда, 2000. С. 199-283.
5. Stang Anna. Erinnerungen. Рукопись. Архив прихода Пресвятой Девы Марии Святого Розария г. Усть-Каменогорска.
6. Schnurr J. Die Kirchеn und das religiöse Leben der Russlanddeutschen. Katholischer Teil. Stuttgart, 1980.
 
Сакраментальные знаки
Коленопреклонение

Как выглядит человек, когда гордится собой? Грудь – колесом, нос – кверху, а вместе с носом голова, плечи и вся его фигура. Все в нем как будто говорит: «Я – выше, чем ты! Я – больше, чем ты!» А когда кто-то думает, что гордиться ему нечем, чувствует себя не особо значимым, то опускает голову, и вся его фигура наклоняется, «принижается». И тем глубже, чем значительнее тот, перед кем он стоит, чем меньше значения придает самому себе.
И когда же мы яснее ощущаем свою незначительность, чем стоя перед Господом? Великий Бог, Который был вчера, как есть сегодня и как будет сто тысяч лет спустя! Он наполняет Собой твою комнату и весь твой город, весь этот мир и неизмеримое звездное небо, и все пред Ним подобно праху! Святый Бог – чистый, справедливый и бесконечно высший… Как Он велик… И как мал я! Так мал, что никак не могу сравниться с Ним, что вообще ничего пред Ним не значу! Тут уж человеку само собой придет на ум, что не с руки ему выпячивать пред Богом грудь. «Укоротился». Постарался сделать свою фигуру ниже, чтобы не выглядеть здесь таким важным – и, глядь, половины роста уже, как не бывало: человек преклонил колено. А коленопреклонение как будто говорит: «Ты – великий Бог, а я – ничто!»
Так что, делая коленопреклонение, помни, что это не простая формальность, не спеши. Вдохни в него душу! А душа коленопреклонения – это когда внутри тебя сердце склоняется пред Богом в глубоком почитании и трепете. Входя в церковь, выходя из нее или проходя мимо алтаря, склонись глубоко, не торопясь, вместе со всем твоим сердцем и тихо скажи: «Мой великий Боже…!»
В этом смирение, а смирение – правда, и каждый такой акт смирения принесет пользу твоей душе.

Романо Гвардини
Только сегодня

Постараюсь прожить этот день, не пытаясь сразу решить проблемы всей своей жизни.
 
Только сегодня
Буду внимательно следить за своим поведением, чтобы вести себя достойно; не стану никого критиковать и уж точно не буду пытаться никого поправлять и исправлять… Только себя.
 
Только сегодня
Буду счастлив в уверенности, что я создан для счастья… Не только на этом, но и на том свете.
 
Только сегодня
Буду подстраиваться под обстоятельства, не ожидая, что обстоятельства подстроятся под мои желания.
 
Только сегодня
Выделю десять минут на хорошую книгу. Хорошая книга для жизни души так же важна, как пища для тела.
 
Только сегодня
Сделаю доброе дело и никому не скажу об этом.
 
Только сегодня
Сделаю что-то, чего мне не хочется делать. И если это будет мне неприятно, то постараюсь, чтобы никто не заметил этого.
Составлю себе план на сегодня. Возможно, мне не удастся в точности исполнить его, но, по крайней мере, я буду стараться. Буду остерегаться двух опасностей: спешки и нерешительности.
 
Только сегодня
Буду твердо верить, что благое провидение Божье печется обо мне, как если бы, кроме меня, никого больше не было в мире. Буду верить в это, даже если обстоятельства говорят обратное.
 
Только сегодня
Не буду бояться. Особенно не буду бояться радоваться прекрасному и верить в добро. Мне дано двенадцать часов в сутки делать добро. Стоит только подумать, что мне придется делать это всю жизнь, и, наверное, можно тут же лишиться мужества.

Иоанн XXIII
Счастье начинается внутри
Нужно принимать себя такими, какие мы есть

Продолжение, начало в №186-187.
Программа и самопринятие

Кто-то очень метко заметил, что самое трудное – это правильно выбрать себе родителей. Корни радостного самопринятия уходят далеко в детство. Мы, люди, в каком-то смысле подобны компьютерам. Все виденное, слышанное или испытанное навсегда откладывается в нашем мозгу. При этом вес человеческого мозга в среднем равняется всего полутора килограммам. И все же неврологи утверждают, что, если бы кто-то сумел сделать такой компьютер, способный вместить тот же объем информации, что и человеческий мозг, то этот агрегат был бы высотой в один этаж и занял бы весь штат Техас (т.е. почти 700 тыс. км.2). Рудольф Дрейкурс, психиатр из Адлера, говорит, что главное не то, что нам кто-то сказал, а то, что мы слышали (т.е. пережили). А как уже было сказано выше, слышанное и пережитое большинством из нас не убедило нас в том, что мы – восхитительные Божьи творения, которые должны расти до уровня прекрасных человеческих существ.
Одна женщина, преподавательница школы Монтессори, однажды рассказала мне об очень интересном происшествии. Ее учебное заведение разослало родителям новых детей анкеты. И один из вопросов гласил: «Есть ли что-то, что нам нужно было бы знать о Вашем ребенке перед началом учебного года?» Некоторые из родителей отвечали так: «У нас замечательный ребенок, и вам будет очень приятно иметь с ним дело!» Педагог отметила: «Как правило, дети таких родителей отличались примерным поведением, верой в себя, умением отстаивать свою точку зрения и радоваться себе самим». Большинство других родителей писало, что их дети легкоранимы, запросто расстраиваются и могут расплакаться. Моя приятельница из школы Монтессори печально покачивала головой: «Именно так их дети проявляют свою неуверенность в себе. Они сами исполняют пророчество своих родителей».
Но важно знать, что отпечатавшееся в нас влияние родителей мы можем «вырезать». Повзрослев, мы можем просто «перезаписать» деморализующую нас информацию. И, конечно же, мы сохраним при этом ту, которая нас поддерживает и поощряет. Человеческая мысль – это сад. Если мы хотим, чтобы в нем росли цветы, то должны избавиться от плевелов. Начнем с составления списка запрограммированной в нас информации. Потом поделим ее на две категории: поощряющая и здоровая, с одной стороны, и деморализующая и нездоровая, с другой. Составим также список всех своих особенных дарований и талантов. Скоро начнут появляться цветы. Чем яснее мы осознаем добро и таланты в себе самих, тем скорее красота постепенно заслонит собой уродство, державшее нас в своем плену.
 
Важнейший факт: я тот, кем должен быть.
Если я ставлю на первое место какую-то религию, то, помня о Боге и сотворении, должен признать следующее: ни моя, ни ваша история не началась с нашего появления на этом свете. Бог от века думал о вас и обо мне, от века любил нас. Бог, конечно же, мог сотворить нас другими. Бог мог дать нам другой набор генов, мог вложить в нас другой комплект дарований. Но тогда ни вы, ни я не были бы теми, кем являемся. А Бог хотел, чтобы вы были вами, а я был мной – именно такими, какие мы есть.
Древнее иудео-христи­ан­ское предание гласит, что каждого из нас Бог послал в этот мир с особой миссией, которую мы должны исполнить, с особым даром любви, который мы должны претворить в жизнь. Ваша миссия и ваше дело любви вверены только вам, а мои – мне. Кого касается моя миссия - лишь нескольких людей, всех жителей одного маленького селения или же всего человечества - зависит от воли Божьей. Единственно важный факт состоит в том, что каждый из нас наделен всем необходимым для исполнения своей миссии. Вы одарены именно тем, то нужно вам для исполнения вашей миссии, а мне заботливо даны именно те дарования, которые нужны мне для исполнения моей миссии.
                                                                                                  
Продолжение следует.

Джон Пауэлл ,  Из: „Štestí začíná uvnitř“ 
Бл. Маркелл Калло

«Работа помогает нам сформироваться для вечной жизни»

Маркелл (Марсель) Калло (06.12.1921 г. - 1945 г.). Француз из города Рен, один из девяти детей муниципального служащего. Семью можно было вполне назвать бедной, но не нищей. Дети постепенно выбивались в люди, один стал священником. Марсель в 13 лет поступил на работу учеником типографа и очень гордился своей работой и тем, что помогает семье. Он был образцовым христианином, всегда умел сказать какое-то правильное и уравновешенное слово (например, о работе он писал, что она «помогает нам сформироваться для вечной жизни»), так что его вполне можно было бы считать занудой. Однако, характер Марселя это исключал совершенно: всегда бодрый, веселый, душа любой компании, он умел всех привести в хорошее настроение, противостоял пошлости без пошлости, и весь свой талант прирожденного лидера осуществлял в Церкви. Он состоял в Союзе молодых рабочих-христиан, со своей невестой поцеловался впервые после Мессы, специально, чтобы поблагодарить Бога за их любовь, договорился с ней о чтении молитв, частом посещении литургии. Еще он очень любил борьбу, футбол, пинг-понг и карты, особенно бридж. В марте 1943 г. вся эта идиллия закончилась: Марселя вместе с другими юношами Рена депортировали в Германию, где они работали на военном заводе. Личной их свободы не ограничивали. Марсель очень переживал из-за того, что в городке нет католической церкви, но вскоре он разыскал священника, организовал службу на французском языке, за что и был арестован в апреле 1944 г. Гестаповец, объясняя причину ареста, сказал: «Месье несколько переусердствовал с верой». Церковь нацисты лишь терпели, тщательно пресекая всякую избыточную активность христиан и дожидаясь победы в войне, чтобы совсем покончить с «расслабляющим арийский дух» христианством. Марсель был этапирован в Маутхаузен и там умер пять месяцев спустя от дистрофии. Беатифицирован в 1987 г. Память в Католической Церкви 19 марта.

 Библиотека Я. Кротова
Когда мы вместе, мы сильны!

Прошедшие зимние каникулы, с 10 по 20 января,
группа молодежи из приходов Кокшетау, Келлеровки, Павлодара и Астаны вместе с о.Павлом Блоком (OFMConv.) провела в Узбекистане.
После морозной Астаны Ташкент встретил нас не по-зимнему теплым солнцем и радушным гостеприимством местной католической общины. Епископ Ежи рассказал нам об истории местного кафедрального собора от его основания в конце XIX в., забвения в годы советской власти и до возрождения в последнее десятилетие прошлого столетия.
15 января мы приняли участие в воскресной св. Мессе, познакомились с местной молодежью, рассказавшей нам о жизни Церкви в Узбекистане и о об их личном участии в ней. Хочется выразить слова благодарности ребятам за то, что они нашли свободное время и показали нам город, проводили в театр и другие интересные места.
Несколько дней мы провели в одном из древнейших и красивейших городов мира Самарканде. Там мы также познакомились с местной общиной верующих во главе с о. Франтишком, посетили множество исторических памятников, поклонились мощам св. пророка Даниила и испили воды из чудесного источника.

М.Д.
Для духа
Откуда берется дата Пасхи?

Отвечает: о. Гжегож  Бурдыньски (MIC)
Пасха в отличие от Рождества – подвижное торжество; поэтому каждый год она приходится на разные даты.
На Никейском соборе в 325 г. было решено, что Пасха будет праздноваться в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния между 22 марта и 25 апреля. Это решение признается большинством Церквей и сегодня.
Вычислить дату Пасхи на данный конкретный год очень просто, по крайней мере, для компьютеров. А началось все с открытия математика Карла Фридерика Гауса, нашедшего в 1800 г. «пасхальную формулу», которая позволяет рассчитать, когда в том или ином году следует праздновать Пасху, но не объясняет почему. Ответ можно найти у истоков христианства, уходящего своими корнями в иудаизм. Евангелисты описывают страдание и смерть Иисуса в преддверии Пасхи, которую евреи праздновали в память об исходе из Египта в четырнадцатый день весеннего месяца Нисан. Однако, отделение Церкви от синагоги после множества споров привело к разделению этих праздников. Никейский собор постановил, что Пасха должна праздноваться в первое воскресенье после весеннего полнолуния. Таким образом, участники собора хотели подчеркнуть сугубо христианский характер торжества.
В григорианском календаре, названном в честь папы Григория XIII, в соответствии со средневековой традицией в 1582 г. было окончательно установлено, что весна начинается 21 марта. Таким образом, если быть кратким, существует 35 возможных дат празднования Пасхи в период с 22 марта по 25 апреля. Однако не все даты выпадают одинаково часто: торжество очень редко приходится на периоды до 28 марта и после 21 апреля, и связано это с математикой, а не c богословием.