ГЛАВНАЯ
СТАТЬИ
НОВОСТИ
ГАЗЕТА
ПРИХОДЫ
О НАС
Газета "Кредо" №1(197)'12
Епархия в Алматы

«Яви нам, Господи,милость Твою!»

Год милосердия в епархии Пресвятой Троицы в Алматы

В первое воскресенье Адвента в епархии Пресвятой Троицы в Алматы начался Год милосердия, который продлится до дня литургической памяти бл. Иоанна Павла II, которую Церковь празднует 22 октября. В этой связи епископ Хосе Луис Мумбиела Сиерра обратился к верным своей паствы с пастырским посланием, в котором пояснил, почему принял такое решение.
«Без сомнения, этот жест станет подобающим выражением благодарности Богу за беатификацию Иоанна Павла II и еще более за его столь плодотворное служение, отмеченное распространением культа милосердия Божьего.
Данный культ предполагает не только произнесение определенной молитвы, но и личное и общинное осознание присутствия и спасительного деяния Господня в мире, а также стремление быть свидетелями и активными соработниками Бога, «богатого милосердием». С другой стороны, нелегкое социальное, политическое и экономическое положение в нашей стране и в других уголках планеты требует адекватного ответа со стороны верующих.
Мы, ученики Иисуса, воплощенного Слова, не можем быть равнодушными к ситуации ни на международной, ни на внутренней арене».
 
В течение этого года на разных уровнях будут предприняты различные начинания, направленные на углубление духовной подготовки как священников и монашествующих, так и мирян. Но, как отмечает его преосвященство, главное, чтобы каждый из нас «пережил личную встречу с милосердием Бога Отца, во-первых, позволив этому милосердию преобразить нас в искренней (и одновременно частой) исповеди, во-вторых, свидетельствуя о нем собственными делами милосердия, которые учение Церкви подразделяет на «духовные» и «телесные», и, наконец, прося о том, чтобы зло не распространялось более в мире».
Мы - закваска для теста, а потому должны в меру своих ограниченных человеческих сил стремиться к тому, чтобы в нашей молитве, образе жизни и готовности придти на помощь другим сиял Свет мира, прощения и примирения и озарял этот мир.
Пользуясь возможностью, предоставленной нам газетой «Кредо», просим всех читателей молиться о нас, чтобы этот год стал для верных нашей епархии и не только временем благословения, потому что мы убеждены, что «благоволит Господь к уповающим на милость Его» (Пс 146, 11).

Е.И. 
Пражский Младенец Иисус

«Смилуйтесь надо Мной, и смилуюсь над вами.
Дайте Мне руки, и дам вам Свой мир».
 
Статуэтка высотой 47 см, выполнена из дерева и покрыта цветным воском. Она представляет маленького ребенка, одетого в рубашку, из-под которой выглядывают ножки. Приятное лицо притягивает своей красотой. Правой рукой маленький Иисус благословляет, в левой держит
земной шар, увенчанный крестом - весь наш мир заключен в Его левой руке. Королевские регалии выражают веру, общую для всех христиан: веру в божественную сущность Христа - всемогущего Бога, ставшего человеком. История, окутанная тайной
 
Пражский Младенец Иисус – «уроженец» Испании. Легенда гласит, что фигурку вылепил некий монах по имени Иосиф, отличавшийся особым почтением к Младенцу Иисусу и святому назаретскому Семейству. Как-то раз, во время обычных работ во дворе монастыря, перед ним появился прекрасный ребенок, который предложил помолиться. Брат стал молиться ангельским приветствием, и, когда дошел до слов: «благословен плод чрева твоего Иисус», дитя сказало:
«Это Я!»
Явление тут же исчезло, но брат Иосиф не смог позабыть Ребенка. Он снова и снова пытался вылепить Его прекрасное лицо из воска, но каждый раз был недоволен результатом. Так продолжалось, пока однажды Ребенок вновь не явился ему со словами: «Пришел показаться тебе, чтобы ты смог, наконец, долепить с Меня фигурку».
Монах и не заметил, как его руки мяли мягкий воск и лепили лицо, которое он видел как будто бы во сне. Но результат полностью соответствовал оригиналу. Смертельно уставший, но счастливый брат Иосиф склонился головой на ладони и больше уже не проснулся.
Как гласит другая легенда, статуэтка принадлежала св. Терезе от Иисуса, основательнице босых кармелиток. Она подарила ее подруге, дочь которой как раз собиралась в Прагу. Доподлинно известно, что фигурку Младенца Иисуса из родной Испании привезла Мария Манрикес де Лара, когда в 1566 г. вышла замуж за чешского дворянина Вратислава Пернштейна. Ее вдовая дочь Поликсена Лобкович в 1628 г. подарила статуэтку небольшому конвенту босых кармелиток. Во время Тридцатилетней вой­ны в 1631 г. в Прагу ворвались саксы, разграбившие церковь и монастырь. Фигурка Младенца Иисуса была повреждена и несколько лет пролежала за алтарем в груде мусора.
Oчаровательная статуэтка Младенца Иисуса, выставленная для почитания в церкви Девы Марии Победоносной в Праге на Малой Стране, ежедневно принимает паломников из разных стран. Многим людям, которые молились перед ней Богу, она принесла исполнение их прошений. Здесь люди просят о помощи, здоровье, мире, рождении ребенка. Многие возвращаются, чтобы поблагодарить за полученные дары.
Благословение для мира
Лишь в 1637 г. люксембургский кармелит о. Кирилл от Богоматери, приехавший в Прагу из Мюнхена, отыскал разбитую безрукую статуэтку, которая вдруг произнесла: «Смилуйтесь надо Мной, и смилуюсь над вами. Дайте Мне руки, и дам вам Свой мир».
Монаху удалось восстановить фигурку, и благословения маленького Младенца Иисуса полились на монастырь, окрестности и всю Прагу. Ему приписывались чудесные исцеления и, среди прочего, спасение города во время шведской осады в 1639 г.
В 1651 г. статуэтка путешествовала по пражским церквам, а четыре года спустя местный епископ Иосиф Корте торжественно водрузил ей на голову венец. Первоначальный венец, подаренный Бернардом Игнатием Мартиничем, не сохранился, зато у маленького Иисуса есть два других: один с 1767 г., а другой с 1810-1820 гг. Оба изготовлены пражскими ювелирами, желавшими таким образом выразить свою веру в верховное могущество Христа – Царя царей и Господа господ. Торжество увенчания ежегодно празднуется в последнее воскресенье мая.
Сегодня оригинал фигурки хранится в ларце, помещенном на центральном алтаре правого нефа храма. По бокам стоят фигуры Приснодевы Марии и св. Иосифа, а пространство вокруг алтаря, как например, в Лурде и других местах паломничеств, увешано огромным множеством табличек с выражениями любви и благодарности за помощь. Часто сюда приходят матери, чтобы сказать «спасибо» за рождение долгожданного ребенка или за здоровье младенца. С собой они приносят сшитую собственными руками красивую одежду для Младенца Иисуса, цветы или другие подарки. Один ребенок исцелился прямо перед статуэткой, возле которой и оставил ходунки, без которых раньше не мог передвигаться.
«В ризнице хранится книга, куда могут записаться приходящие сюда паломники и оставить свои свидетельства о чудесах, свершившихся по молитве к Младенцу Иисусу», - рассказывает приор Анастасио Роджеро, только что вернувшийся из миссии в Центральноафриканскую Республику. Этот симпатичный итальянец служит в пражском монастыре босых кармелитов с 1993 г. и ежедневно встречает десятки групп паломников, приходящих помолиться у фигурки.

Людмила Котрманова
МОЛИТВА  – ВСТРЕЧА СО ХРИСТОМ

Для меня молитва – это полет сердца, взгляд на небеса, это крик благодарности и любви в испытании и радости. В двух словах, это нечто великое, сверхъестественное, что расширяет мою душу и сочетает ее с Иисусом.
Св. Тереза от Младенца Иисуса, «История одной души»
 
Внутренняя молитва – это, по-моему, не что иное, как доверительный дружеский разговор, в котором человек с глазу на глаз говорит с тем Богом, о Котором знает, что любим Им.
Св. Тереза от Иисуса, «Автобиография».
Рассказы о чудесных исцелениях
 
Есть масса свидетельств о милостях, полученных по молитве перед статуэткой: достаточно взглянуть на благодарственные таблички, размещенные вокруг него. Исцеления, приписываемые пражскому Младенцу Иисусу, происходят и в наши дни, как, например, в случае с двухлетней бразильянкой Тамарой. Она родилась с вывихнутыми бедрами, из-за чего могла передвигаться только при помощи специальных ходунков, да и то каждый шаг давался ей с большим трудом. Родители молились новеной к Младенцу Иисусу, и на шестой день Тамара начала ходить сама. Врачи были поражены, а знакомые не верили в то, что произошло чудо. В любом случае вся семья приехала в Прагу, чтобы поблагодарить за чудо, а те самые ходунки с тех можно увидеть рядом с маленькой статуэткой.
Другое чудо произошло с индианкой, которую еще в юности болезнь приковала к постели. Однажды ей во сне явился маленький Исусик, и тогда в ней родилась надежда на выздоровление. Женщина начала молиться новеной к пражскому Младенцу, и вскоре стала чувствовать сначала ноги, а потом и все тело. Через несколько недель она была уже здорова.
Всю оставшуюся жизнь она копила деньги на поездку в Прагу и в 1994 г., уже 70-летней старушкой, приехала, наконец, вместе в мужем и внуком к Младенцу Иисусу, чтобы лично поблагодарить Его.
 
Молитва
 
Святого Отца Бенедикта XVI
к Пражскому Младенцу Иисусу
(Прага, 26 сентября 2009 г., когда
Папа посетил храм и подарил
Пражскому Младенцу Иисусу
золотой венец)
 
Господи Иисусе,
наши глаза видят Тебя в образе Ребенка,
но мы верим, что Ты –Сын Божий,
ставший человеком
силою Духа Святого
в лоне Приснодевы Марии.
 
Как волхвы в Вифлееме,
так и мы вместе с Марией и Иосифом,
ангелами и пастырями,
поклоняемся Тебе и исповедуем,
что Ты – наш единственный Спаситель.
 
Ты стал нищим,
чтобы мы обогатились Твоей нищетой:
дай нам никогда не забывать
о бедных и страдающих.
 
Защищай наши семьи,
благослови всех детей всего мира,
и даруй нам всегда водиться любовью,
принесенной Тобой,
чтобы она сделала нас счастливей.
 
Иисусе, помоги всем людям
понять послание Рождества,
уразуметь, что Ты пришел
даровать всей человеческой семье
свет, радость и мир.
 
Ибо Ты – Бог, живущий и царствующий
с Богом Отцом в единстве Святого Духа
во веки веков. Аминь.
 
В литургии прошлое к нам ближе, чем к его современникам

О. Раньеро Канталамесса, итальянский католический богослов, францисканец-капуцин, папский проповедник. Был рукоположен в священники в 1958 г. Защитил докторскую степень по богословию в университете Фрейбурга (Швейцария), а также окончил католический
университет Сакро-Куоре в Милане по специальности «классическая филология». Преподавал древнюю историю Церкви и патристику. В 1980 г. был назначен проповедником папского двора.
С тех пор выполняет эту функцию и проводит духовные конференции для Папы.В течение нескольких лет является модератором итальянского телевидения «Rai Uno» и каждую субботу
выступает с пятнадцатиминутной программой о воскресной Евангелии.
 
Папский проповедник о. Раньеро Канталамесса посвятил последний адвентовский цикл проповедей истории евангелизации, которые разделил на четыре волны. Ниже мы предлагаем вниманию читателя краткое изложение последней проповеди, произнесенную 23 декабря в Ватикане.
«Эти волны евангелизации отличаются друг от друга не предметом благовестия, т.е. „верой, однажды преданной святым“, как сказано в послании Иуды, а адресатами: греко-римский мир, варвары и Новый свет – целый американский континент».
О. Раньеро предлагает спросить себя, кто же тот новый получатель, который дает нам сегодня право говорить о четвертой, новой волне евангелизации? «Ответ таков: западный, обмирщенный и в определенном смысле постхристианский мир. Такое определение, появляющееся уже в документах Иоанна Павла II, было ясно дано современному обществу в наставлениях Святого Отца Бенедикта XVI, в „moto proprio“, которым он учредил Папский совет по делам новой евангелизации и в котором говорится о «многих странах с древней христианской традицией, сопротивляющихся христианскому учению».
В течение прошедшего Адвента о. Раньеро описал три главные черты этого нового адресата евангельской вести: сциентизм, секуляризм и рационализм.
«В каждую эпоху, когда открывается новый мир, нуждающийся в благовествовании, появляются и новые благовестники: епископы первых трех столетий, монахи второй волны, и члены различных орденов третьей волны. Сегодня мы становимся свидетелями рождения новой категории протагонистов евангелизации: мирян. Эта категория не должна подменить предыдущие, поскольку не представляет собой новую группу внутри народа Божьего, которая отодвинет на второй план остальные. Епископы во главе с Папами не теряют своих компетенций и обязанностей в миссии Церкви».
Не изменится и само благовестие; может измениться лишь его форма, приоритеты и отправные точки.
«Если вкратце охарактеризовать путь, пройденный евангельской вестью в прошлом, то можно сказать, что первую весть принес Иисус, и главное ее содержание было таким: „Приблизилось Царствие Божье“. Эта единственная в своем роде и неповторимая фаза, которую мы назовем „эрой Иисуса“, сменилась после пасхальных событий „эрой Церкви“. В эту эру Иисус уже не вестник, а возвещаемый; слово „Евангелие“ означает уже не „благую весть, которую несет Иисус“, а благую весть об Иису­се и, прежде всего, о Его смерти и воскресении. Именно это всегда имеет в виду св. Павел, пользуясь данным понятием».
Дальнейшее распространение благой вести папский проповедник описал при помощи образа борозды, оставляемой кораблем на водной глади. Вначале узкая, она расширяется все более и более, уходя за горизонт, пока не коснется противоположных берегов моря. Нечто подобное было и с вестью, распространяемой Церковью. Началось с известия о том, что Христос «предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего» (Рим 4, 25; ср. 1 Кор 15, 1-3). Отсюда рождается традиция Церкви, ее служение, литургия, богословие, устройство, законы, духовность – все необъятное наследие, напоминающее морскую борозду в ее максимальной широте.
«Сегодня, прежде чем приступить к повторной евангелизации постхристианского мира, нужно решить, с чего начать: с какой-нибудь точки на борозде или с начала? Неисчерпаемое богатство учительства и институ-ционального устройства может оказаться помехой, когда мы попытаемся передать его человеку, который утратил всякую связь с Церковью и уже не знает, кто такой Иисус. Это все равно, что одеть ребенка в старый, огромный, тяжелый брезентовый плащ, в котором он просто не сможет двигаться».
Необходимо помочь такому человеку установить отношения с Иисусом. Нужно сделать то же, что сделал в день Пятидесятницы Петр, когда вышел к трехтысячной толпе людей, находившихся почти в таком же, как и наши современники, положении. Современному человеку нужно говорить об Иисусе, Которого мы распяли, а Бог воскресил из мертвых. Причем говорить нужно так, чтобы наша проповедь проникла в сердца людей, и они спросили: «Что нам делать, братья?» И тогда мы ответим: «Обратитесь! Каждый пусть крестится, если не крещен, или исповедуется, если уже крещен!» В какой форме и в какой момент мы это скажем, зависит от нашей креативности, как когда-то в Новом Завете.
«Теперь мне хотелось бы объяснить, почему в христианстве можно в любой момент начать с начала, не впадая при этом в психологический самообман или простую археологию. Причина этому проста: корабль по сей день бороздит море, и его нос все еще разрезает волны!»
Папский проповедник не согласен с Кьеркегором в одном, хотя тот и писал прекрасные вещи о вере и Иисусе. Речь идет об излюбленной теме датского философа: современности Иисусу. «Верующий во Христа, - пишет он, - должен стать Его современником, погрузившись в глубину» («Упражнения в христианстве»). При этом имеется в виду, что те, кто хочет поистине исповедовать апостольскую веру, должен абстрагироваться от двухтысячелетней истории следования за Христом и почувствовать себя Его современником, одним из тех, к кому Он обращался во время Своей земной жизни.
«Истинная современность Христу другая! Он Сам становится нашим современником, поскольку после воскресения живет в Духе и в Церкви. Когда мы становимся соучастниками Ему, то речь лишь о современности интенциональной. Когда же Сам Он становится нашим современником, то мы имеем дело с современностью реальной. Здесь стоит вспомнить проникновенную идею православной духовности: „Литургическое воспоминание (анамнезис) несет радость, так как благодаря ему прошлое в большей степени присутствует в настоящем, чем тогда, когда оно переживалось“. …Понимаю, что в нашем секулязированном мире становится все труднее и труднее говорить людям такие вещи, но сами мы, евангелизаторы, должны черпать в них отвагу, твердо веря евангелисту Иоанну, который говорит: «…Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире» (1 Ин 4, 4).
Как уже отмечал о. Раньеро, новость нынешней волны евангелизации – это миряне. О том же говорится в документах собора («Apostolicam actuositatem»), Павла VI («Evangelii nuntiandi») и Иоанна Павла II («Christifideles laici»). Но сама эта мысль по-черпнута из Евангелия, где Иисус посылает на миссию вместе с 12 апостолами 72 других учеников (Лк 10, 1).
«В США у меня есть знакомый мирянин, отец семейства, который в свободное от работы время активно занимается евангелизацией. Он буквально искрится юмором. Его речи то и дело прерываются взрывами того смеха, который бывает, наверное, только у американцев. Куда бы он ни приехал, всегда начинает с очень важного объявления: „Две с половиной тысячи епископов собрались в Ватикане и поручили мне возвестить вам Евангелие“. Люди, конечно же, начинают с любопытством поглядывать на него, а он поясняет, что те епископы были участниками II Ватиканского со-бора, в ходе которого приняли документ „Apostolicam actuositatem“, призвав всех христиан-мирян включиться в евангелизационную миссию Церкви. И этот человек совершенно прав, когда говорит, что аж две с половиной тысячи епископов послали его проповедовать Евангелие. Ведь призыв собора – это не просто слова, сказанные всем и никому: они обращены к каждому католику лично».
Но об апостольстве мирян начали говорить не на II Ватиканском соборе. Эта тема подымалась и ранее. Новым стал статус, с которым рядовые верующие вовлекались в апостольство иерархов. Отныне они не просто сотрудники, предлагающие свои профессиональные навыки, время и средства для помощи Церкви. Нет, они получают «особую благодать, посредством которой Он придаёт им способность и готовность к принятию различных дел или служений, полезных для обновления и дальнейшего созидания Церкви» («Lumen gentium», 12).
«Иисус хочет, чтобы Его апостолы были пастырями овец и ловцами человеков. Но нам, священникам, легче быть пастырями, чем ловцами: легче питать словом и таинствами тех, кто приходит в храмы, чем идти искать других, живущих далеко, в самых различных жизненных средах. Притчу о потерянной овце сегодня нужно рассказывать иначе: девяносто девять заплутало, а одна осталась в овчарне. И тут возникает опасность того, что забота об одной овце займет столько времени, что на поиск заблудших его уже не останется. В такой ситуации вклад верных-мирян выглядит как провиденциальный ответ Бога на вызовы нашей эпохи».
Самый яркий пример такого вклада, по мнению Раньеро Канталамессы, подают церковные движения. Специфичность их лепты заключается в том, что они предоставляют взрослым возможность заново открыть для себя суть собственного крещения и стать активными членами Церкви. Так что не случайно, что именно в лоне таких движений происходит сегодня множество обращений.
«Рождество как бы приводит нас к самому острию носа кораб­ля, потому что все начинается с вифлеемского Младенца. На литургии мы услышим: „Hodie Christus natus est, hodie Salvator apparuit“ - „Ныне Христос родителя, ныне Спаситель нам явился“. Вслушиваясь в эти слова, вспомним, что говорилось об анамнезисе, благодаря которому событие прошлого в большей степени присутствует в настоящем, чем тогда, когда оно происходило. „Что мне пользы от того, что Христос родился в Вифлееме от Приснодевы Марии, если Он не родится в моем сердце от веры?“ - вопрошает Ориген, а вслед за ним св. Августин и св. Бернард. Так давайте же вместе со Святым Отцом неустанно повторять его рождественское пожелание: „Veni ad salvandum nos“ - „Приди спасти нас, Господи!“».

По мат. RV-cz
Ты - свет миру! 

Прежде чем начать свою статью, хотела бы поздравить всех читателей, издателей и корреспондентов газеты «Кредо» с Рождеством Христовым! Перед этим праздником молодежь Уральска и Атырау объединилась, чтобы доставить прихожанам уральского прихода радость и помочь им ощутить всю радость рождения Спасителя всей земли!
«Ты - Царь всей земли! Ты - свет миру! Ты - наш Спаситель!»
Молодежь Уральска и Атырау поставила спектакль о том, как слепой пастушок Фомка однажды на своем пути встретил молодую пару: мужа и жену - Иосифа и Марию. Фомка помог им, чтобы их путь не был таким тяжелым, одолжил им свой тулуп. Он даже не знал, что эта женщина носит под сердцем Спасителя всей земли! Но он искренне хотел, чтобы ей было тепло. Как-то вечером, сидя у костра, Фомка и еще три пастушка вели беседу, как вдруг им явился ангел. Ангел возвестил им великую радость: в городе Вифлееме родился Христос. Пастушки решили пойти к Нему и преподнести свои дары. Пастушки пришли к Иосифу и Марии и преклонились перед Младенцем. Мария  узнала Фомку, положила ему на руки Младенца, и он неожиданно прозрел. Фомка не мог сдержать своей радости от того, что видит Иисуса - видит своими глазами! Три царя также узнали о рождении Спасителя и пришли к семье Иосифа и Марии, чтоб преклонить свои колени перед Новорожденным и преподнести Ему свои дары! Но они не рассказали об этом Ироду, потому что он хотел убить Ребенка.
На этом наш спектакль закончился. Мне выпала великая честь: я играла Марию. Хотя текст у меня не был большим, на мне лежала большая ответственность. Меня и всю нашу молодежь не затруднило участвовать в спектакле, даже очень порадовало. И прихожане были рады так же, как и мы. Я тоже была счастлива: ведь для меня Дева Мария очень многое значит!
Ирина Мысливец-Кузнецова

г. Уральск
 
Карагандинская епархия
Колядовать Младенцу
 
W żłobie leży, któż pobieży
Kolędować Małemu
Jezusowi Chrystusowi
Dziś nam narodzonemu
 
В яслях лежит, кто побежит
колядовать Младенцу…
 
Слова этой старой восходящей к XVII в. польской песни подсказали мне – католичке, польке, учительнице польского языка, как организовать встречу моих карагандинских учеников, чтобы всем вместе прославлять любовь Божью, воплотившуюся в маленьком Ребенке.
Вместе с Виталием Хмелевским и Светланой Шедловской мы решили, что будетм вместе петь польские колядки.
 
Рождестве в польской культуре имеет многовековые корни и живо до сих пор. Древнейшая польская колядка появилась в 1424 г. А самые красивые и популярные на сегодня песни такого рода возникли на рубеже XVII-XVIII вв. и в XIX в. Их авторами становились и простые люди, и знаменитые поэты и композиторы. В культурном наследии польского народа сохранилось в общей сложности более пяти сотен колядок и пасторалок.
С самого начала Адвента все мои ученики разучивали рождественские песни по-польски. Особенно старались взрослые. Те, кто помладше, готовили короткие сценки.
Эти сценки дались нелегко! Город большой, ученики живут и ходят в школы в разных районах, и собрать всех в одно время и в одном месте было трудной задачей. Но, как говорится, «дела Божьи не знают поражений»: все трудности мы преодолели. С самого первого своего дня в Казахстане я повторяю, что здесь живут прекрасные люди! И мне довелось еще раз в этом убедиться: родители и дедушки с бабушками «собирали» детей и привозили их на репетиции.
Епископ Януш Калета и настоятель прихода св. Иосифа о. Януш Поток любезно пригласили нас в кафедральный собор, так что наша встреча прошла в день Рождества – вечером 25 декабря. Меня очень обрадовало то, что она носила христианский, а не театральный характер.
Все мы участвовали в св. Мессе, которую служили его преосвященство, настоятель и о. Евгений Зинковский, в своей проповеди подчеркнувший, что Господь Иисус родился для всех людей и народов, но не все хотят принять эту великую Любовь.
После Мессы рождественские пожелания собравшимся высказал председатель Карагандинского польского общества «Polonia» Виталий Хмелевский, а потом мы вновь пережили вифлеемские события двухтысячелетней давности, изложенные в простой народной форме, предложенной св. Франциском Ассизским.
В образы Марии, св. Иосифа, ангелов, пастушков, волхвов и обычной современной семьи попытались войти изучающие польский язык дети и молодежь. Конечно, персонажи говорили по-польски, хотя и не обошлось без небольших языковых недоразумений. Колядки исполняли старшие ученики при поддержке всех присутствовавших в храме. А людей было действительно много, и пели они громко и от всего сердца. Моим ученикам подпевали епископ, священники из курии, отцы-мариинцы, монахини и члены неокатехумената.
Радость переполняла мое сердце при мысли о том, что польские колядки объединяют жителей двух стран на двух субконтинентах, людей разных национальностей и вероисповеданий.
Не обошлось, конечно, и без праздничных подарков, которые от имени св. Николая вручил маленьким артистам Виталий Хмелевский.
Как прошел этот вечер? Не мне о том судить. Но одно могу сказать точно: артистическое мастерство было не самым главным. Важно, что в день Рождества столько людей собралось, чтобы вместе воздать хвалу Иисусу, столько участвовало в организации этой встречи: руководство Карагандинского польского общества «Polonia», о. Януш, отцы-мариинцы, польское посольство, родители, бабушки и дедушки. Всем им от всего сердца хочу сказать старопольское: „Bóg zapłać”!
Благодаря тому, что вокруг яслей Иисуса собралось столько людей, чтобы в единении и любви прославлять Бога, эти праздники, проведенные так далеко от родины и семьи (со мной это впервые), я буду вспоминать как одни из самых прекрасных в моей жизни и благодарить Бога за такой опыт.
«Слава в вышних Богу, и на земле мир людям доброй воли!»

 Веслава Барбара Собишек 
А ТЫ ЗНАЕШЬ, ЧТО НАХОДИТСЯ НА АЛТАРЕ?

Во время Мессы используются различные сосуды и приборы.
Каждый из них имеет свою символику и смысл в литургии Евхаристии.
 
МОНСТРАНЦИЯ
В переводе с латинского «monstrare» означает «показывать». Дароносица или монстранция предназначена для торжественного выставления Тела Христова с целью поклонения Святым Дарам и благословения ими, а также для процессии. Это небольшая конструкция, сделанная, как правило, из металла, чаще всего в форме солнца с расходящимися от него лучами, а иногда в форме храма. Посередине за прозрачным окошечком находится Гостия.
 
МЕЛХИСИДЕК
Специальная  съемная  ручка,    к  которой  крепится  Гостия       в монстранции.
 
ЧАША И ПАТЕНА
Чаша предназначена для вина во время Евхаристии. Она выполнена из прочного материала, иногда драгоценного. Внутренняя сторона чаши должна быть покрыта золочением или изготовлена из неокисляющегося металла. Патена предназначена для хлеба (Гостии), который преломляется и раздается верным. Патена и чаша являются одними из священных сосудов, потому как в них находятся пресуществленные Тело и Кровь Иисуса Христа. Символика чаши и патены связанна с их использованием в литургии. Они напоминают нам, главным образом, о Тайной вечерии, когда «Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя» (Мф 26, 26-28).
 
 
 
АМПУЛКИ
Два сосуда, выполненные из стекла или другого материала. Из них в чашу наливают вино и воду во время евхаристической жертвы. Если они изготовлены из металла, то на ни наносятся буквы A - («aqua» - «вода») и V («vinum» - «вино»), чтобы обозначить их содержание. Министрант или дьякон сначала подает ампулку с вином, а затем - с водой. Ампулку с водой также используют для омовения чаши после причащения.
 
КИВОРИЙ
Его еще называют «цибориум». Предназначен для хранения освященных коммуникантов, а также для причащения верных. Сверху киворий закрывается крышкой.
 
КОРПОРАЛ
Небольшое прямоугольное полотно, на которое ставятся патена, чаша или монстранция. Напоминает нам плащаницу, в которую было завернуто Тело Христа. В центре корпорала вышит маленький красный крестик.
 
ЛАВАТОРИЙ
(лавабо)
От латинского «lavabo» - «мыть». Чаша с водой, используемая для ритуального омовения рук в начале Евхаристии.
 
ПУРИФИКАТОР
От «purificatio» – «очистка». Небольшое полотно, которым отираются евхаристические сосуды после  их омовения. Процессc  очищения и вытирания сосудов называетcя пурификацией, что также символизирует очищение и освобождение от грехов.
 
ПОКРОВЕЦ
Латинское «palla» - «занавес». Служит для накрывания чашы с коммуникантами. Она изготовлена из картона, обтянутого льняной тканью. Не имеет символического значения, но только практическое - защищает кровь от попадания в нее каких-либо насекомых.
 
ПОКРОВ
(велюм)
Латинского «velum» - «завеса». Ткань, которая покрыта чаша до начала жертвоприношения.
 
РАСПЯТИЕ
Напоминает нам о страданиях и мучительной смерти Христа. Крест является отличительной чертой христианства и одним из важных литургических знаков; прежде всего, он символизирует искупление всего человечества и примирение с Богом.
 
СВЕЧИ
Горящая свеча является знаком присутствия Христа, Который говорит о Себе, что Он - «Свет миру» (Ин 8, 12). Это знак радости, надежды, молитвы и жертвоприношения. Свеча также напоминает нам о том, что мы должны ожидать и быть готовыми к пришествию Иисуса. Христос говорил: «Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи» (Лк 12, 35).
Свидетельство
Маячок надежды

Я выросла в неверующей семье, практически ничего не знала о Боге, о вере. Но в минуты отчаяния я все же думала о том, что Кто-то есть, Кто может мне помочь, и взывала о помощи. Мне очень нужна была помощь, потому что мой отец имел проблемы с алкоголем. Я все чаще впадала в отчаянье и подумывала о самоубийстве. Но в глубине души я продолжала просить Бога о помощи. Однажды я поделилась своими бедами со знакомой, и она пригласила меня на одну встречу. Так Бог меня привел в ораторий к с. Катрине на Федоровке, и я попала в группу поддержки родственников алкоголиков «Ал-Анон». Не могу передать словами, какое я испытывала успокоение, когда приходила в ораторий. Свою беду мне приходилось скрывать, никому не рассказывать, а в группе я нашла ответы практически на все мои вопросы, потому что была уже не одна. Мы были вместе с Богом и другими людьми, которые также сталкивались с проблемой алкоголизма в своих семьях, но уже прошли программу 12 шагов.
В ораторие были группы не только для родственников, но и для самих страдающих от алкоголизма. Я стала работать по программе 12 шагов, проходя шаг за шагом. Было трудно и больно, но появились надежда и вера. Так я стала свободной от страха, боли, обид и неизвестности, мысли о самоубийстве покинули меня. Однажды с. Катрин пригласила меня на праздник в приход Марии – Матери Церкви, и во время богослужения я вдруг со всей остротой ощутила, что вот этого мне и не хватало! Я остро нуждалась в Боге, Его любви, поддержке, а Бог нуждался во мне. Так я обрела веру. Раньше я была, как одинокий кораблик, плывущий по океану жизни, не зная своего пути. А ораторий, люди в группе, с. Катрин, стали для меня маячком, указывающим верное направление.
Прошло время, я укрепилась в вере, прошла программу, и с. Кат­рин предложила мне самой помогать взрослым и подросткам, страдающим от проблем алкоголизма в своих семьях. В оратории приходило тогда, помимо взрослых, много людей младшего поколения. Здесь они узнавали о Боге, получали еду, поддержку. С. Катрин старалась помогать всем детям и взрослым.
Я согласилась на предложение с. Катрин, благо, специальность и, главное, призвание дали мне такую возможность. Так продолжила свою работу группа для подростков. Я считаю своим долгом, получив однажды помощь, поддержку и веру, поделиться с другими людьми, которые так в этом могут нуждаться. Мой опыт пригодился и с. Катрин в работе с маленькими детьми, подростками и взрослыми.
Ораторий предлагает не только духовную помощь, но и кормит детей; здесь проводятся праздники Рождества и Пасхи для семей. Это маячок в безбрежном океане жизни, указывающий путь надежды и спасения.
Я от всего сердца благодарю Бога за оратории, людей, которые там работали и работают, которые дают возможность обрести веру в Бога, надежду и любовь.

Марина Лабанова

 

 

 

Сакраментальные знаки
Крестное знамение 

Когда ты совершаешь крестное знамение, делай его аккуратно.
Не какое-то искаженное, поспешное, делая которое человек и не задумывается, что оно должно обозначать. Нет, настоящее крестное знамение должно быть плавным и большим, от лба до груди, от одного плеча к другому. Ты чувствуешь, как тебя всего обнимает кто-то?
Сосредоточься по-настоящему; все свои мысли и весь свой разум сосредоточь в этом знамении, пронося ладонь ото лба ко груди, от плеча к плечу.
Затем ты чувствуешь, как нечто обволакивает тебя всего, тело и душу, собирает тебя, благословляет и освящает тебя. Почему? Это вселенский знак искупления. На кресте Господь искупил всех людей.
Крестом Он освящает человека всего, до мельчайших составляющих его бытия.
Для того мы и совершаем перед молитвой крестное знамение, чтобы оно нас успокоило и сосредоточило, собрало наши мысли, сердце и волю к Богу, чтобы после молитвы в нас осталось то, что Бог нам даровал. Оно укрепляет нас в искушении, защищает в час опасности, в момент благословения открывает нашу душу для принятия полноты божественной жизни, чтобы все в ней было плодотворным и посвященным.
Думай об этом всегда, когда делаешь знамение креста. Это знамение святее всего. Делай его аккуратно, не спеша, величественно, с разумом. Господь проникнет все твое бытие, всю твою душу, твои мысли и волю, чувства и сердце, труд и отдых, и все будет в Нем укреплено, отмечено, освящено силой Христа и именем Бога Триединого.
 
Романо Гвардини

 

Из истории
Отец Александр Штауб
 
В 1954 г. в Караганду начали приезжать католические священники. Имена о. Владислава Буковинского, епископа Александра Хиры в настоящее время уже у всех на слуху, имена же других священников работавших в Караганде в 50-60-х гг. не так известны. Одним из них был о. Александр Штауб.
Он родился в мае 1870 г. в Екатериненштадте (ныне г. Маркс) на Волге, где его отец Иоанн долгое время был окружным писарем. Начальное образование Александр Штауб получил в местной школе. В 1884 г. поступил в Саратовскую духовную семинарию и после ее окончания 20 марта 1894 г. был рукоположен в сан пресвитера епископом Антонием Церром.
В 1894 г. начал служение в приходе села Отроговка, в 1895 г. был направлен в село Христина, а с 1897 г. трудился в селе Мюнхен. В 1898 г. был назначен настоятелем (куратом) крупного прихода в немецкой колонии Каменка, в котором в начале XX в. было около 3500 прихожан. Для сравнения, в Саратове, столице Тираспольской епархии, католиков было 8100. В Каменке о. Александр построил красивый готический храм.
С 1 августа 1901 г. о. Александр исполнял обязанности декана в Каменском деканате. В 1904 г. – стал настоятелем прихода в Пфейфер (5200 прихожан), а в 1906 г. был переведен в Цуг (3700 прихожан). В 1915 г. священника назначили настоятелем храма Всех святых в немецкой колонии Розенталь Симферопольского деканата. Он преподавал закон Божий в средних школах и пользовался большим авторитетом у прихожан.
После революции начались репрессии, проходили групповые процессы против католических священнослужителей. Основания для арестов духовенства чаще всего фальсифицировались. Священников обвиняли в антисоветской и контрреволюционной деятельности только за то, что они исповедовали свои религиозные убеждения
О. Александр Штауб, служивший тогда в Розентале, был арестован 15 январе 1926 г. и по постановлению Особого совещания при Коллегии ОГПУ приговорен к трем годам ссылки на Урал «как явный враг советской власти, контрреволюционер, сознательно подрывающий и тормозящий советское строительство...». В 1928 г., после  освобождения, вернулся в приход, но 20 апреля 1929 г. вновь был арестован и приговорен к трем годам ссылки в Туринске Уральской области. После освобождения весной 1932 г. проживал в Тамбове.
В марте 1934 г. немецкое посольство в Москве сделало попытку составить полный список арестованных и находившихся в лагерях и ссылках католических священнослужителей немецкого происхождения. О. Александр Штауб также оказался в этом списке. Посольство подчеркивало, что оно делает все возможное для подготовки документов католических священников на выезд в Германию, однако, как отмечалось: «в вопросе предоставления выездных документов и освобождения от гражданства в настоящее время невозможно ожидать поддержки со стороны Комиссариата иностранных дел СССР».
4 января 1935 г. в Тамбове о. Алексадр был арестован по групповому делу католического духовенства и мирян. В ходе следствия немолодой уже 65-летний священник, испытал на себе муки и унижения. Он был приговорен к десяти годам исправительно-трудовых лагерей.
После освобождения из ссылки в начале 50-х гг., в возрасте уже более 80-ти лет, о. Александр Штауб по просьбе верующих Деппершмидта Самуила и Пиуса Ланга, знавших его еще на Поволжье, приехал в Караганду. О. Александр поселился в Майкудуке (том районе Караганды, где в настоящее время находится кафедральный собор) и совершал тайные богослужения на дому. Мессу он служил обычно утром, принимал исповеди, проповедовал.
В последние годы его жизни, когда он уже не мог служить, епископ Александр Хира оставлял в его доме Святые Дары, чтобы священник мог причащать верующих. Когда о. Александру бывало полегче, он слушал исповеди и беседовал с приходящими к нему людьми, успокаивая их и придавая им сил.
Умер о. Александр Штауб 3 декабря 1961 г. Верующие похоронили его на майкудукском кладбище. На похоронах присутствовал епископ Александр Хира. Ныне его могила находится у стен кафедрального собора св. Иосифа в Караганде.
 

Евгений Стариков