ГЛАВНАЯ
СТАТЬИ
НОВОСТИ
ГАЗЕТА
ПРИХОДЫ
О НАС
Газета "Кредо" №6(226)'14

Папа о характеристиках любви супругов-христиан


Верность, постоянство и плодовитость – вот характерные черты любви Иисуса к Его невесте Церкви. И таковы же характеристики подлинно христианского брака. Об этом говорил Папа Франциск в своей проповеди на утренней Евхаристии в часовне Дома св. Марфы 2 июня.
15 супружеских пар, 15 общих судеб начались у алтаря 25, 50 и 60 лет назад и сегодня вновь у алтаря вместе с Папой Франциском благодарили Бога за достигнутые цели. Необычная для часовни Дома св. Марфы сцена дала понтифику повод поразмышлять над тремя столпами супружеской любви с точки зрения христианского вероучения: верность, постоянство и плодовитость. Вот «три ориентира любви Иисуса к Отцу, к Матери и к Церкви, – пояснил Папа. – Любовь Иисуса к Церкви велика. Он обручился с ней из любви. Его невеста прекрасна и свята. И в то же время она – грешница, но, даже несмотря на это, Он все же любит ее». То, как Он ее любит, раскрывает три характеристики этой любви:

«Это любовь верная. Она постоянна, потому что Его любовь к Церкви никогда не ослабевает, и это любовь плодовитая. Любовь верна. Иисус верен! Св. Павел в одном из своих посланий говорит: “Если ты исповедуешь Христа, и Он исповедует тебя перед Отцом. Если отречешься от Христа, и Он отречется от тебя. Если ты неверен, Он остается верен, потому что не может отречься от Себя” (ср. 2 Тим 2, 13). Верность – это само бытие любви Иисуса. Его любовь к Церкви верна. И та же верность – свет для брака. Верность любви. Навсегда».
Любовь верна всегда и всегда непреклонна в своем постоянстве. Так же, как любовь Иисуса к Его невесте:

«Супружеская жизнь должна быть постоянной, стойкой. Иначе любовь не сохранить. Постоянство любви в прекрасные и трудные моменты. Когда бывают трудности с детьми, нехватка денег, проблемы там и сям, любовь остается постоянной, всегда старается решить проблемы, чтобы сохранить семью. Муж и жена постоянны. Каждое утро они встают и ведут семью вперед.
Третья характеристика – плодовитость. Любовь Иисуса делает Церковь плодовитой, позволяет ей рождать новых детей в крещении. Благодаря этой супружеской любви Церковь растет. В браке эта плодовитость порой подвергается испытанию, потому что дети не рождаются или болеют. В таких испытаниях, как подчеркнул Папа, супруги смотрят на Иисуса и обретают силу плодородия, которую Он дает Своей Церкви. С другой стороны, как добавил далее понтифик, «есть такие вещи, которые не нравятся Иисусу», т.е. когда брак бесплоден по собственному решению пары:

«Это пары, которые не хотят детей и намеренно отвергают плодовитость. Культура достатка десятилетия убеждала нас: “Лучше не иметь детей. Тогда ты сможешь увидеть мир, ездить в отпуск, купить домик в деревне. Будешь жить спокойно”. Может быть, лучше или удобнее завести собаку, двух кошек и направить свою любовь на этих кошек и собаку. Как вы думаете? Вы видели такое? Такая пара, в конце концов, состарится в одиночестве, в горьком злом одиночестве. Она не плодовита, не делает того, что делает Иисус и Его невеста, которой Он дает плодовитость».

Источник: Ватиканское радио

Бл. Анна Мария Таджи


Сиена 29 мая 1769 г. – Рим, 9 июня 1837 г.

Этимология: Анна – «благодать», «благодетельница» с иврита.

«Римский мартиролог»:

«В Риме бл. Анна Мария Таиджи, мать семейства, которая, несмотря на суровое обращение жестокого мужа, продолжала заботиться о нем и воспитывать своих семерых детей, не прекращая при этом оказывать духовную
и материальную помощь неимущим и больным».


Бл. Анна Мария Таиджи родилась в Сиене 29 мая 1769 г. и была крещена на следующий день. Когда ей исполнилось шесть лет, ее родители, Луи Джаннетти и Мария Маси, из-за финансовых трудностей решили перебраться в Рим.
В Вечном городе ее воспитание поручили сестрам из конгрегации Милостивых учительниц Филиппини, у которых она за два года прошла полное обучение.
Чтобы помочь нуждающимся родителям, Анна Мария бралась за самую черную работу.
Еще совсем юной она вышла замуж за Доменико Таиджи, человека благочестивого, но с очень тяжелым и грубым характером. Анна Мария терпеливо сносила все и старалась видеть только его хорошие стороны. Так 49 лет подряд эта женщина с тонкой и мягкой душой непрерывно упражнялась в смирении и любви.

В браке она придерживалась возвышенных христианских принципов. Сознавая всю его глубокую этическую и социальную ценность и считая его важнейшей миссией, данной ей небесами, блаженная превратила свой дом в святилище, где на первом месте был Бог. Она была послушна мужу, старалась, насколько возможно, не раздражать его и не нарушать мир в доме. Умеренная и работящая, Анна Мария заботилась о достатке в семье и по мере сил была щедра с бедными. У нее было семеро детей, трое из которых умерли в раннем возрасте: она вырастила двух сыновей и двух дочерей, обеспечив им тщательное и полное мирское образование и религиозное воспитание.

Еще в детстве она научилась отвечать на благодать и начала интенсивную духовную жизнь. У нее было лишь одно желание: любить Бога и служить Ему во всем; и лишь одна забота: избегать и тени любого сознательного несовершенства. Анна Мария глубоко почитала Пресвятую Троицу, Иисуса в Евхаристии и Страсти Господни и нежно благоговела перед Богородицей.
Вступив 26 декабря 1808 г. в Мирской орден Пресвятой Троицы, она в совершенстве следовала его духовности и стала ревностной и преданной служительницей Бога триединого. Господь одарил ее множеством харизм, в том числе лучезарным солнцем, которое 47 лет сияло перед ее глазами и в котором она видела происходящее в мире и состояние душ живых и мертвых.
Анна Мария вознеслась в рай 9 июня 1837 г., а 30 мая 1920 г. была причислена к сонму блаженных. Ее тело покоится в римской базилике св. Хрисогона в посвященной ей часовне.

Кармело Ранделло

Благословение


Благословлять может только тот, у кого есть сила. Благословлять может только тот, кто умеет творить. Благословлять может только Бог.
Благословляя смотрит Бог на Свое творение. Называет его по имени. Его всемогущая любовь обращается к сердцу творения и к ядру его бытия. И с длани Божьей течет сила, которая дает плодородие и рост, оздоровляет и делает добрым: «Призрю на вас и взращу вас».
Только Бог может благословлять. Ведь благословение – это распоряжение тем, что есть и что действует. Благословение – это слово, в котором говорит сила Господа творения, это предречение и обетование от Господа провидения. Благословение – это добрая судьба.

Бунтующий Ницше говорил: «Из молящихся мы должны превратиться в благословляющих». Он знал, что имел в виду. Только Бог может благословлять, потому что Он – Господь жизни. А мы, в сущности, только просители. Противоположностью благословения является проклятие. Проклятие – это смертные приговор, печать погибели. Оно также обращается к творению и к сердцу. Это повеление Господа, запечатывающего источник жизни.
Этой силой благословения и проклятия Бог наделяет всех, кто призван творить жизнь: родителям («Отцовское благословение строит дома») и священникам. Они должны плодить жизнь – жизнь природы и благодати. Они предназначены для этого их сущностью и саном.

Силу благословения человек может приобрести, если станет абсолютно чистым, если не ищет собственной выгоды, а хочет служить жизни.
Но это всегда сила от Бога. Она теряется, как только кто-то присваивает себе право наделять ею себя самого. По природе мы – просящие существа. Благословляющими мы становимся только по Божьей благодати: только так, по милости Божьей, мы обретаем силу по-настоящему распоряжаться.

И какова мощь благословения, такова и мощь проклятия: «Материнское проклятие разрушает дома», т.е. жизнь, счастье.
Что в природе только предвкушается, исполняется в благодати. Ведь в благословении, в истинном благословении, в благословении действительном, лишь подобием которого является любое природное благословение, действует, течет именно собственная жизнь Бога. Бог благословляет Сам Собой. Дает в благословении Себя. Плодоношением жизни Бога является Его благословение: на «сопричастие природе Божьей». Но это благодать, чистый дар, который дан нам во Христе. Поэтому благословение, в котором Бог дарует нам Себя, вложено в крестное знамение.
Этой силой Своего благословения Бог наделил тех, кто представляет Его: в таинстве христианского брака ее получают отец и мать; в таинстве рукоположения – священник; в таинствах крещения и миропомазания на царственное священство – те, кто «любит Бога всем сердцем своим, и всей душой своей, и всеми силами своими, а ближнего своего, как самого себя». Всем им Бог дал силу благословлять Его собственной жизнью, и Он дал ее каждому из них по-разному в зависимости от миссии.

Свое выражение благословение находит в жесте руки, уделяется ее движением. При миропомазании и рукоположении руку кладут на голову, чтобы через нее пролилось нисходящее свыше, проистекающее от Духа Святого. На лбу или на теле делают крестное знамение, чтобы излилась на них Божья полнота. Ведь рукой дают; она творит, создает, дарит. Но высшее благословение – это то, которое уделяется прямо самым святым – Телом Христовым, Пресвятым Таинством алтаря. И такое благословение нужно принимать с великим благоговением и трепетом и с покорностью Таинству.

Романо Гвардини
(«Сакраментальные знаки»)

«Любовь не ищет своего»

Половое воспитание: формирование установок на социальные роли отцовства и материнства

Беседуя с мальчиком, важно добавить: «Посмотри, ты - мальчик. Твое тело устроено так, как у папы. Ты не будешь мамой, не будешь носить ребенка в себе, не будешь рожать. Когда ты вырастишь, ты станешь мужчиной, как папа. Твое тело устроено так, что ты сможешь стать папой, когда женишься, сможешь передать клеточку своего тела жене, и она сможет стать мамой. А ты ей будешь помогать, купать ребенка, пеленать, будешь их защищать».
Девочке говорим: «Твое тело устроено так, как у мамы. Когда ты вырастешь, ты станешь женщиной, как мама. В будущем у тебя будет муж, семья. Ты сможешь носить в себе ребенка, родить его и кормить грудью, играть с ним и воспитывать его».
Некоторые специалисты считают, что такой ответ может обеспокоить мальчика, поскольку в этом возрасте в его эмоциональной жизни мама является большой ценностью. Говоря: «ты не будешь мамой», можно вызвать у ребенка некоторое сожаление, потрясение, даже ощущение неполноценности. Тем не менее, такова правда, и передать ее нужно так, чтобы ребенок осознал свою будущую отцовскую ответственность и отцовские обязанности.

Рассказывая ребенку об отличиях его строения тела, мы возбуждаем в нем чувство достоинства своего пола, своего рода солидарность с родителями и переживание сходства с ними. Мальчик чувствует гордость, что он похож на отца. У него также появляется уважение к женственности. Девочка не будет беспокоиться, что ее тело хуже, чем тело мальчика, потому что там чего-то не хватает. Мы часто встречаемся с беспокойством такого рода, потому что ребенок оценивает действительность так, как видит ее. Дети видят, что у мальчиков есть что-то, чего нет у девочек. Отсюда может появиться убеждение, что быть мальчиком означает быть кем-то лучшим. И как раз положительная оценка функции позволяет и девочкам, и мальчикам развиваться и расти в верной иерархии моральных ценностей.
Последний вопрос ребенок задает лишь тогда, когда воспитание протекает правильно: «А когда папа передает маме клеточку (частичку) своего тела»?
На этот вопрос немногие родители могут ответить искренне. Отвечая на это вопрос, повторите ребенку все то, что было уже сказано ранее, чтобы получился цельный рассказ о семейной жизни. Доходим до момента, когда говорим, что мама - это женщина, папа - это мужчина, и папа никогда не сможет стать женщиной и мамой. Девочка сможет в будущем стать мамой, а мальчик - папой. Далее, стараемся показать половую жизнь как один из элементов всей супружеской жизни:

- Мы поженились, потому что любили друг друга и теперь любим друг друга, поэтому заботимся друг о друге, помогаем друг другу, вместе воспитываем детей, вместе спим.
Не нужно бояться такой формулировки, потому что ребенок очень любит спать с родителями и отлично знает, что он, любя родителей, может с ними спать. Так что, раз родители любят друг друга, они спят вместе. Это совершенно понятно и соответствует тому, что ребенок переживает сам, когда спит с родителями в одной кровати.
- Мы любим друг друга как муж и жена, поэтому между нами наступает такая близость, что папа передает маме частичку своего тела. И если время такое, что мама может стать мамой, в ней начинает жизнь новый человек.

Таким образом, половая близость представлена в таком контексте, в каком она имеет место в действительности.
Однако становится ясно, что родители, между которыми нет любви, встретятся с большой трудностью при передаче ребенку верной информации о половой сфере жизни. Если сегодня так много детей не может переживать радости настоящего познания жизни и спокойного принятия половой жизни, то происходит это потому, что у них нет родителей, которые по-настоящему любили бы друг друга и для которых интимная близость была бы полным правды выражением всего, что их объединяет.
Дошкольный и младший школьный возраст ребенка - это период самореализации в системе ролевых стандартов, когда дети примеряют на себя социальные роли будущих родителей, мамы и папы, жены и мужа.

Продолжение следует
Валентина Лыкова

Восточная притча


На Востоке есть притча о возе, конях и вознице, которая хорошо иллюстрирует взаимную обусловленность и связь отдельных составляющих человека. Воз – это человеческое тело, кони – человеческие эмоции, возница – человеческий ум.
Когда система функционирует неправильно, то первое, что нужно сделать – это проверить состояние воза и позаботиться о нем. Если он не смазан и не используется, некоторые детали могут заржаветь или прогнить. Плохой уход, недостаток заботы и надлежащей эксплуатации могут еще более повредить воз. В наш воз встроена самосмазывающая система. Кочки на дороге улучшают циркуляцию масла. Но, если воз оставить без ухода или не использовать, то многие его детали могут затвердеть и заржаветь. Такой воз будет дряхлым и неприглядным. Так что для безопасной езды необходим должный уход.
Поэтому многие психотерапевты для начала рекомендуют программу релаксации, здорового питания и физических упражнений. Если оказывается, что что-то не в порядке, первое, что мы проверяем – это уход за возом (телом). Вполне возможно, что ядро нашей проблемы находится именно там. Если проблема не разрешается, хороший психотерапевт продолжает и проверяет коней (эмоции) и возницу (ум). Но все же «несомненно глубокие» проблемы часто исчезают, когда тело отдохнет, получает правильное питание и достаточно упражняется.

Джон Пауэлл
Из: „Štestí začíná uvnitř“,
Продолжение следует.

Духовные ОПАСНОСТИ НЬЮ-ЭЙДЖ


Название “New Age” в переводе с английского буквально означает «новая эра». Это общее название совокупности различных течений и движений, в основном оккультного, эзотерического и синкретического характера. Сторонников этого движения объединяет то, что они возвещают «великое преобразование», наступление новой эпохи, которая должна прийти на смену современной культуре. Они утверждают, что новая культура будет гораздо более совершенной, поскольку произойдет огромный скачок в духовном, интеллектуальном и технологическом развитии человечества.
Нью-эйдж отличается от других религиозных движений тем, что он не представлен какой-то одной организацией, течением или религиозным мировоззрением, а включает в себя множество разных (иногда мало совместимых) духовно ориентированных течений и практик. Американский ученый Норман Гайслер выделяет следующие концепции «Новой эры»: безличный Бог, вечная вселенная, иллюзорность материи, цикличность жизни, необходимость ряда перевоплощений, которые должна пройти душа, прежде чем достигнет совершенства, эволюция человека в божество, тождество человека с Богом, продолжающиеся откровения от разумных существ, оккультизм, синкретизм, всемирный глобальный порядок, вегетарианство и холистические (всесторонние) методы поддержания здоровья.

В ватиканском документе, посвященном “New Age” и озаглавленном «Иисус Христос - обладатель воды живой, восприятие Нью-эйдж» (2003 г.) мы читаем, что, вдохновляясь идеями Карла Густава Юнга, сторонники этого течения проповедуют веру в существование «Бога внутри нас», а потому все проблемы сводят к нашей неспособности постичь нашу собственную «божественность». И эта неспособность преодолевается при помощи применения техник, выявляющих наши скрытые «божественные» возможности. Только сознание отделяет людей от их божественной сущности, о которой они просто не знают. Поэтому для того, чтобы обрести единство со своей божественной сущностью, человек должен «сместить» свое сознание. В итоге человек якобы сможет достичь преображения своей личности, что приведет к планетарной эволюции и всеобщей гармонии. В современном мире, где множество людей часто сталкивается со страданием и одиночеством, нередко впадая или в депрессию, или в агрессию, временами болезненно переживая собственную низкую самооценку, ободряющие призывы последователей Нью-эйдж быстро находят отклик. В своей книге «Психология и Нью-эйдж» всемирно известный доктор богословских наук, демонолог, религиовед, сектовед, кандидат философских наук о. Александр Посацки приводит некоторые утверждения ньюэйджеров из книги П. Г. Лочхауза: истина только то, что мы можем постичь умом; традиционные верования препятствуют полному развитию человека; чтобы развиваться, нужно изменить свои привычки и религиозную систему; никогда не позволяй критиковать тебя и презирать; человек всем обязан самому себе; ты сам себе судья; избавься от суждений других; ты не должен всегда ходить прямыми путями, чтобы тебя не мучила неуверенность; самое важное – это всегда иметь хорошее самочувствие и т.д.

Религиозно-философскую основу Нью-эйдж составляет пантеизм, т.е. учение, отождествляющее Бога и мир. В итоге сторонники этого течения приходят к выводу, что сам человек и есть Бог. Пантеизм учит, что мы никогда не умрем, а следовательно, не подвергнемся суду Божьему. Мы просто продолжим возвращаться к жизни в различных формах (перевоплощение – естественное воззрение пантеистов, полагающих, что мы – «одно целое с природой»). Здесь вспоминает двойное искушение сатаной первой пары – Адама и Евы. Лукавый обещал им, что, если они вкусят запретный плод, то, во-первых, никогда не умрут, а во-вторых, станут подобными Богу.

О. Александр пишет, что Нью-эйдж посягает на суть христианской философии и религии, так как «в связи с отсутствием Благодати в действительности нет и греха, а скорее лишь недостаток познания, необходимого до просвещения, достичь которого можно благодаря некоторым психофизическим практикам». «Новая эра», по мнению Посацки, отрывается от Бога Творца, «ликвидируя статус творения человека, а также позицию грешника». Авторитет переносится на внутреннее «я» (самореализация, самоспасение). Сам человек занимает место Бога. А это противоречит христианскому вероучению и угрожает спасению человека.

Ни один из учителей Нью-эйдж не верит во Христа как единородного Сына Божия, отданного Отцом в жертву ради спасения человечества от смерти – последствия первородного греха. Последователи «Новой эры» признают божественную сущность Иисуса Христа, но считают, что она ничуть не лучше божественного начала в любом другом существе. Разница между Иисусом и другими заключается только в том, что Он осознал и раскрыл Свою божественную сущность в большей степени, нежели кто либо другой (Миллер). Христос – не Бог, а лишь воплощение одной из черт Бога – божественной любви. Ньюэйджеры утверждают, что Христос – это энергетическая сила, имеющая важнейшее значение в процессе эволюции. И эта сила называется «христосознанием». Джеффри Стеффон в своей книге «Сатанизм и новое язычество» пишет, что, согласно учению «Новой эры», рождение Иисуса не было настоящим рождением Христа. Якобы Иисусу Самому пришлось пройти через этапы развития, и при этом Он руководствовался примером Будды. Иисус Христос – обычный человек, который обладал эволюционной силой и был примерно таким же учителем, как Геркулес, Гермес, Рама, Митра, Кришна и Будда.

В упомянутом уже выше ватиканском документе мы читаем следующее: «Нельзя отделять некоторые достаточно безобидные элементы учения Нью-эйдж от общих принципов этого мировоззрения. Гностическая природа данной концепции заставляет нас осудить ее в целом. Нельзя, исходя из принципов христианской веры, отделить одни элементы религиозности Нью-эйдж от других. Невозможно отобрать в этом учении приемлемое для христиан, одновременно отвергая неприемлемое. И поскольку Нью-эйдж сосредотачивает внимание на единстве с природой, космическом знании и всеобщем благе без опоры на содержащееся в христианстве откровение, он не может рассматриваться как позитивное и безопасное учение».

Приверженцы «Новой эры» отождествляют энергию с духом. Они часто носят кристаллы, так как верят, что эти камни обладают необычайной энергетической силой и целительными свойствами и регулируют энергетические потоки в теле и сознании. Вера в силу кристаллов восходит к оккультным традициям. Силу кристаллов старались использовать маги, чародеи, шаманы и др. Ньюэйджеры утверждают, что через кристаллы проходит электрическая энергия, которая помогает исцелять физические заболевания, но у этого суеверия нет никакого научного обоснования. Антоний Кампф, работник Музея истории природы в Лос-Анджелесе, где собрана большая коллекция минералов и благородных камней, говорит, что приписывание метафизических свойств минералам возвращает нас к временам средневековья. А Сэмуэль Адамс, директор Американского геологического общества утверждает, что наделять кристаллы целительными свойствами – «это самое нелепое, что только можно выдумать». Кроме того, последователи Нью-эйдж говорят, что разум и плоть исцеляются с помощью цветов, которые даже можно «услышать». Семь цветов соответствуют семи «энергетическим центрам» человеческого тела, называющиеся «чакрами», через которые человек вбирает энергию свыше. Только вот какую энергию?

Как отметил о. Александр, усвоение в Нью-эйдж «психологии как религии» и «религии как психологии» не может быть принято христианами, так как для нас единственная Истина, единственный Путь и единственная Жизнь – это наш Спаситель Иисус Христос.

Конец I части,
продолжение следует.
Марина Ющенко