ГЛАВНАЯ
СТАТЬИ
НОВОСТИ
ГАЗЕТА
ПРИХОДЫ
О НАС
Газета "Кредо" №11(231)'14

Папа проповедовал о скрытых святых

 

Ватикан. Существует много скрытых святых: мужчин, женщин, отцов и матерей, больных, священников, которые ежедневно применяют на деле любовь Иисуса. Это дает надежду, – сказал Папа Франциск в своей проповеди 4 декабря на утренней Мессе в часовне Дома св. Марфы.

Истинный христианин это тот, кто Слово Божье воплощает в делах. Недостаточно только сказать, что у меня есть вера. Папа прокомментировал Евангелие дня о доме, построенном на скале и на песке (Мф 7, 21. 24-27), и призвал быть христианами не только снаружи, как будто накрашенными, потому что, когда пойдет дождь, макияж исчезнет. «Быть из католической семьи или принадлежать к какой-либо ассоциации, или стать благодетелем – сказал Папа Франциск, – этого недостаточно, если при этом не выполняется Божья воля. Многие мнимые христиане – сказал он, – поддаются первому искушению, потому что им не хватает основы, их дом построен на песке. С другой стороны, есть в народе Божьем многие святые, необязательно канонизированные, а те святые: мужчины и женщины, которые применяют на деле любовь Иисуса. Они построили дом на скале, которой является Христос».

«Подумайте о самых маленьких. Больных, тех, кто жертвует свои страдания за Церковь, за других. Подумайте о многих пожилых людях, которые страдают и молятся. Подумайте о многих матерях и отцах, пытающихся тянуть свою семью вверх воспитанием детей и ежедневной работой, несмотря на проблемы, но всегда с надеждой на Иисуса. Не хвалящихся, но делающих то, что они могут».

«Это святые повседневной жизни», – сказал Папа.

«Подумайте о многих священниках, которые не выставляют себя напоказ, но с большой любовью работают в своих приходах: катехизируют детей, заботятся о стариках и больных, готовят к таинствам, ... каждый день повторяя одно и то же, одно и то же. Они не устали от этого, потому что их основа скала, – Иисус. Он дает святость Церкви и наделяет надеждой».

«Мы должны много думать о скрытой святости в Церкви, – сказал Папа. – Христиане, которые остаются в Иисусе, тоже грешники. Все мы ими являемся. А иногда, некоторые из этих христиан совершают и какие-то тяжкие грехи, но потом раскаиваются, просят прощение, и это нечто большее: способность просить о прощении, не путать грех с добродетелью, но хорошо знать, где добродетель, а где грех. Такие христиане стоят на скале, которой является Христос. Они идут по пути Иисуса, следуют за Ним».

«Гордые и самодовольные, якобы христиане – подчеркнул Папа Римский, – будут сметены, унижены, а смиренные будут теми, кто одержит победу. Нищие духом, – те, кто считает себя никем перед Богом, скромные, продолжают нести спасение, воплощением Слова Господа в делах. «Сегодня мы есть, а завтра нас уже не будет», – цитировал Папа слова св. Бернарда: «Подумай, человек, что с тобой будет: пища для червей». – Мы все будем пищей для червей, все – добавил Папа Франциск, – если не имеем основанием Скалу, то будем растоптаны».

«В этот период подготовки к Рождеству давайте попросим Господа, чтобы мы твердо стояли на скале, которой Он является. Он – наша надежда. Мы все грешники, мы слабые, но мы возлагаем на Него нашу надежду, мы можем идти вперед. И в этом радость христианина: знать, что в Иисусе есть надежда, прощение, мир и радость. А не надеяться на те вещи, которые сегодня есть, а завтра их не будет».

Так закончил Папа Франциск свою проповедь 4 декабря в Доме св. Марфы. 

По мат. Ватиканского радио

Коммюнике 28-го пленарного заседания Конференции Католических Епископов Казахстана

 

С 11 по 12 ноября 2014 года в Караганде состоялось 28-е пленарное заседание Конференции Католических Епископов Казахстана. Заседанию предшествовал симпозиум, посвященный 110-летию со дня рождения и 40-летию со дня смерти раба Божьего отца Владислава Буковинского. Одним из докладчиков был о. Здислав Юзеф Киас, OFMConv. профессор богословия и Главный Консультор Конгрегации по делам канонизации в Риме. В симпозиуме приняли участие Апостольский Нунций в Казахстане, Архиепископ Мигель Маури Буендиа, все Епископы и Ординарии Казахстана, священники, монашествующие, семинаристы и миряне. Также приняли участие представители департамента по делам религии Карагандинской области.

В пленарном заседании Конференции епископов участвовали Апостольский Нунций в Казахстане, Архиепископ Мигель Маури Буендиа, все Епископы и Ординарии Казахстана. На этой встрече обсуждался ряд вопросов, касающихся пастырской жизни Католической Церкви в Казахстане: Духовная Семинария, Литургия, Всемирный День Молодежи в Кракове в 2016 году, Паломничество иконы Девы Марии Фатимской во всех епархиях Казахстана, начиная с 7 июля 2015, с торжества Царицы Мира в национальном святилище в Озерном, и заканчивая 13 Мая 2017 в Кафедральном Соборе «Девы Марии Фатимской – Матери всех народов» в Караганде.

Встреча Епископов завершилась Св. Мессой в монастыре Босых Кармелиток в Караганде, по случаю начала юбилейного года Святой Терезы Авильской (500-летия со дня ее рождения).

Епископы помнят в молитве обо всех вверенных им верующих и о благосостоянии нашей любимой страны Казахстан. Они призывают верующих продолжать молиться за Казахстан и за мир во всем мире.

Астана, 18.11.2014

 

 

+ Томаш Пэта
Архиепископ архиепархии Святой Марии
      в Астане
Председатель Конференции Католических
      Епископов Казахстана
 
+ Атаназиус Шнайдер
Епископ помощник архиепархии Святой Марии
      в Астане
Генеральный секретарь Конференции
      Католических Епископов Казахстана

Пастырское послание Епископов Казахстана касательно знака мира в литургии Святой Мессы

 

Конгрегация Божественного Культа 12 июля 2014 года послала всем епископским Конференциям письмо касательно богословского смысла и практического применения знака мира в литургии Святой Мессы. Этим Конгрегация исполнила предложения Синода Епископов 2005 года и указание Папы Бенедикта XVI в его постсинодальном увещевании «Sacramentum caritatis» (№ 49, н. 150).

Забота Отцов Синода, Папы Бенедикта XVI и Конгрегации Божественного Культа выражается в следующих двух замечаниях:

(1)      Момент, когда верующие и священники передают друг другу знак мира, претворился во многих местах в шумиху, недостойную святости литургии и значительно препятствующую духовной сосредоточенности и благочестию, необходимым для непосредственной подготовки принятия Святого Причастия.

(2)      Сам жест, употребляемый для передачи мира, часто идентичен светскому жесту приветствия, что придает Священной Литургии неторжественный, бытовой и мирской вид.

Конгрегация Божественного Культа просила каждую епископскую Конференцию пересмотреть до сих пор употребляемую форму знака мира, и в случае, если этот жест похож на светский знак приветствия, поменять его на более подходящий для Литургии. Кроме того Конгрегация Божественного Культа объясняет в упомянутом письме более глубокий и духовный смысл знака мира в Римском Обряде, а именно:

(1)      Знак мира не является знаком взаимного приветствия присутствующих, как например это делается в бытовых обстоятельствах.

(2)      Знак мира – это принятие духовного дара мира, который исходит от самого Христа, присутствующего на алтаре в состоянии его пасхального заклания за нас под видом пресуществленного хлеба; из Его жертвы истекает нам истинный мир, который мы сами не в состоянии дать друг другу.

(3)      Непосредственно перед вкушением Христовой жертвы мира в Святом Причастии, верующие слышат призыв священника, действующего в литургии в лице Христа (in persona Christi): «Мир вам», и передают этот мир тем, кто рядом с ними, показывая также и жестом, что это не их мир, а мир, исходящий от Христа.

(4)      Следовательно, обмен этим даром мира имеет, возвышенный и духовный характер, который выражается подходящим внешним жестом.

(5)      В Римском Обряде знак мира не имеет смысла взаимного примирения или какого-то рода только межчеловеческого приветствия. Поэтому он должен совершаться в краткой, трезвой и сакральной форме.

(6)      Из-за этой богословско-литургической характеристики в Римской Литургии знак мира не совершается перед приношением даров в оффертории, согласно словам Христа: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф 5, 23-24), но согласно словам Христа: «Мир Мой даю вам» (Ин 14, 27), произнесенных на Тайной Вечери.

(7)      Смысл знака и обряда мира в Римской Литургии выражается образно как цепь духовного дара, исходящего от Христа на алтаре, переходящего к священнику, от него к верующим и от верующих друг к другу.

Учитывая поучения и указания в упомянутом письме Конгрегации Божественного Культа, Конференция Католических Епископов Казахстана постанавливает для территории Казахстана следующие литургические нормы:

1.        Верующие не покидают свои места при передаче мира, но дают его только тем, кто стоит справа и слева.

2.        При передаче мира не произносятся слова поздравления или пожелания. Можно сказать тихим голосом: «Мир тебе».

3.        Передача мира не осуществляется пожатием руки, так как этот жест идентичен светскому приветствию и, кроме того, противоречит важному элементу культуры народа Казахстана, где публично женщинам не пожимают руку.

4.        Верующие передают мир, поворачиваясь друг к другу с легким поклоном.

5.        Священник не покидает алтарь при передаче мира.

6.        Священники и диаконы передают друг другу мир согласно обычаю Римской Церкви: тот, кто говорит: «Мир тебе», кладет обе руки другому на плечи, а принимающий мир, отвечая: «И со духом твоим», ставит свои ладони под локти дающего мир, при этом оба совершают легкий поклон друг другу.

7.        Министранты принимают мир от священника и передают его друг другу так, как это делают верующие.

8.        Призыв священника: «Дайте друг другу мир», можно упускать на Святых Мессах в будние дни или при особых обстоятельствах, так как этот призыв, согласно предписанию Миссала, факультативный.

Упорядочение этого элемента литургии поможет священникам и верующим переживать Святую Мессу как истинную вершину всего священного Богослужения, здесь, на земле, которое, в свою очередь, должно отражать во всех своих деталях святость литургии на Небе, совершаемой Ангелами и Святыми в присутствии Христа, закланного Агнца, который есть наш мир, как учит нас Второй Ватиканский Собор (ср. Sacrosanctum Concilium, nn. 7-10).

Вышеуказанные литургические нормы вступают в силу на всей территории Католической Церкви в Казахстане с момента их публикации в газете «Кредо».

 

Астана, 18 ноября 2014 года

 

+ Томаш Пэта
Архиепископ архиепархии Святой Марии
        в Астане
Председатель Конференции Католических
        Епископов Казахстана
 
+ Атаназиус Шнайдер
Епископ помощник архиепархии Святой
        Марии в Астане
Генеральный секретарь Конференции
        Католических Епископов Казахстана

Ходатайство за Эйшу Биби

 

Его Превосходительству Г-ну Шаукату Али Мукадаму Послу Пакистана в Казахстане

Астана, 20 ноября 2014 г.

Ваше Превосходительство!

От имени всех католиков Казахстана, а также католических епископов Казахстана, я хотел бы выразить нашу обеспокоенность касательно Эйши Биби, гражданки Пакистана.
Мы убеждены, что женщина – мать пятерых детей – была несправедливо осуждена и правосудие требует ее освобождения.
Через Вас, Ваше Превосходительство, мы обращаемся к компетентным органам Вашей страны, для того, чтобы посредством полномочий их авторитета Эйша Биби могла вновь обрести свободу. Таким образом, правосудие вновь восторжествует и Ваша страна сохранит хорошую репутацию.
Мы желали бы, чтобы Ваша благородная нация вскоре смогла отменить «Закон богохульства». Подобный закон в нашем видении обижает Бога, Создателя человечества, а также делает довольно трагичными отношения между людьми, которые созданы по образу и подобию Божьему.

С искренним почтением и приветствием,
Томаш Пэта
Митрополит Архиепископ Архидиоцезии Девы Марии в Астане
Президент Конференции католических епископов Казахстана

Атаназиус Шнайдер
Викарий Архидиоцезии Девы Марии в Астане
Генеральный секретарь Конференции католических епископов Казахстана

Детская неделя с Каритас

 

Вот и прошли еще одни веселые каникулы, во время которых Каритас была организована очередная Детская неделя. Мы были очень рады, что на этот раз к нам присоединилось много новых детей. В течение 6 дней они выполняли интересные творческие задания: рисовали в различных акварельных техниках, пели, танцевали, раскрывали свои таланты в поделках из бумаги, ткани, в технике квиллинг, плетении фенечек и браслетов, а также в кулинарии. Время было наполнено радостным общением, просмотром мультфильмов и совместными играми.
За эту неделю, дети приобрели новых друзей, с которыми смогли поделиться своей радостью, и набрали целый портфель положительных эмоций на следующую учебную четверть.
Каритас выражает огромную благодарность всем волонтерам, которые занимались подготовкой и проведением Детской недели. Благодаря вашему труду мы можем видеть радость и улыбки на детских лицах.

Сысоева Оксана,
Каритас Казахстана

Встреча в Корнеевке

18 ноября 2014 года в Корнеевке прошел деканальный День сосредоточения, на котором встретились священники и монахини Петропавловского деканата (приходы: Петропавловск, Келлеровка, Корнеевка, Озерное, Тайынша, Чкалово, Ясная Поляна).
На приглашение декана о. Дариуша Пашковского ответил о. Пётр Пытлованы из Караганды, он провел конференции и поделился с присутствующими своим опытом веры. Темой встречи стала личность раба Божьего о. Владислава Буковинского, чью 40-летнюю годовщину смерти отмечаем 3 декабря.
А также, гости посетили современную школу КСШК «Санкт-Лоренц», где их порадовали искусством школьной кухни и пекарни.
Спасибо о. Янушу и о. Леопольду за гостеприимность!

с. Лилианна


Поздравляем

Дорогой отец Леопольд, от всей души поздравляем Вас с Днем рождения. Благодарим Вас за четыре года служения в нашей Церкви, за создание «Легиона Марии», который не только помогает нуждающимся, одиноким и больным людям, но и сплотил нас всех. Спасибо Вам, отец, за то, что дали нам почувствовать, что мы единое целое, за то, что заставляете наши глаза сиять от счастья и осознавать, что этот день прожит не зря. Желаем успехов в Вашем нелегком труде, крепкого здоровья, оставайтесь всегда таким же добрым и полным энергии. Мы очень рады, что Вы с нами. Хотим немного рассказать о жизни нашего прихода:
Отец Леопольд уже четвертый год служит в нашей Церкви. Это человек большой души, мы все его уважаем и любим. Очень рады, что он с нами.
Уже три года как у нас создан «Легион Марии». Наш отец Лео вместе с нами проводит собрания, на которых мы не только молимся, но и отчитываемся в проделанной работе за неделю. Мы посещаем одиноких больных людей, по возможности оказываем физическую помощь: сходить в магазин купить хлеба, другим лекарство или воды принести. Побеседуем о делах житейских, поговорим о Боге, почитаем молитвы. Смотришь на человека – глаза засветились, духом воспрял и самому становится радостней, что не зря сегодня день прожил, а сделал что-то полезное.
Я хочу обратиться ко всем приходам, где еще нет «Легиона Марии», чтобы не боялись организовать, – это очень интересная и нужная работа. Это общение и сплочение людей, которые посещают Церковь. Мы стали как одна семья.

С любовью и уважением прихожане Сердца Иисуса и Сердца Марии
Карагандинская епархия

Адвентовская проповедь о. Раньеро Канталамессы

 

Первая проповедь Адвента о. Раньеро Канталамессы

Ватикан. Папский проповедник отец Раньеро Канталамесса в этом году посвятил проповеди Адвента теме мира. 5 декабря, в пятницу, Святой Отец и члены Римской курии в часовне Апостольского Дворца Redemptoris Mater услышали первую из них, которая называется: «Мир, как дар Божий в Иисусе Христе» (Ин 14, 27).
Отец Раньеро в самом начале своей проповеди указал на «болезненную актуальность этого вопроса, который связан с необходимостью придать слову «мир» богатство и глубину смысла, который он имеет в Библии». В качестве отправной точки папский проповедник избрал слова апостола Павла из Послания к Римлянам: «Оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа, через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим» (Рим 5,1-2).
«Когда мы говорим о мире, – сказал о. Канталамесса – мы, почти всегда, склонны думать о мире горизонтальном: между людьми, расами, социальными классами, религиями. Но Слово Божье учит нас, что первым и наиболее важным является мир вертикальный: между Небом и Землей, Богом и человечеством».

«Слова Павла предполагают, что есть нечто изменившее судьбу всего человечества. Если мы сейчас в мире с Богом, значит, что ранее это было не так... Давайте посмотрим, что вызвало такое решительное изменение в отношениях между Богом и человеком».

«После восстания человека, первородного греха, Бог не оставил человечество на произвол судьбы, но решил избрать новый план, чтобы примирить их с Собой» – продолжил проповедник.

«Банальный, но полезный пример, чтобы понять эту ситуацию, с которой сегодня сталкиваемся, используя спутниковую навигацию во время путешествия в автомобиле. Когда водитель перестает держаться того, что говорит навигация и едет, например, налево, а не направо, – тогда навигация мгновенно пролагает новый маршрут, начиная с позиции, в которой находится, для того, чтобы достичь желанной цели. Так и Бог поступил с человеком, когда, после греха, решился проложить новый путь, ведущий к спасению».
Долгая подготовка к этому, – сказал о. Канталамесса, – начинается уже ветхозаветными союзами, сначала единичных лиц: Ной, Авраам, Иаков, а через Моисея с целым Израилем, который становится народом завета. Эти союзы, в отличие от человеческих, всегда являются заветом мира, а на войны.

«Бог – это Бог всего человечества: «Неужели Бог есть Бог Иудеев только, а не и язычников?» – спрашивает св. Павел (Рим 3,29). Ветхозаветные союзы были только временными, но должны были быть распространены на весь род человеческий. Поэтому пророки начинают говорить более четко о «новом и вечном союзе» и о «завете мира» (Иез 37,26), который от Сиона и Иерусалима распространится на все народы (ср. Ис 2,2-5)».

«В Новом Завете все эти пророчества воплощаются пришествием Иисуса, – продолжил Раньеро Канталамесса. – Его рождение открылось пастухам в воззвании: «Мир на земле людям, в человеках благоволение» (Лк 2,14). Сам Иисус заявляет, что Он приносит мир: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам» (Ин 14,27). Вечером Пасхи из уст Воскресшего, неслыханно божественным трепетом, звучит в горнице слово «Шалом». Мир вам! И, так же, как и в случае с Вифлеемскими ангелами, это не просто приветствие или пожелание, но общая реальность. Это слово отражает содержание искупления».

«Мир основан на оправдании верой и оправдании жертвой Христа на кресте! (Рим 3,21-26). Мир – это сама сущность оправдания, которое не только в прощении (или, как говорит Лютер, не атрибуции) грехов, то есть в чем-то негативном, в снятии чего-то что было, но оно приносит нечто положительное, добавляет что-то, чего не было: Святого Духа и с Ним мир и благодать».

Ясно одно, невозможно понять радикальное изменение, которое произошло в отношениях с Богом, если не понимать, что произошло во время смерти Христа. Христианский Восток и Запад едины в описании ситуации до Христа и человечества вне Христа. Но что на самом деле произошло на кресте? Как понимать произошедшее примирение между Богом и человеком? – спрашивал о. Канталамесса.

«Часто искупительная жертва объясняется как успокоительное средство для разгневанного Бога, оскорбленного грехом. Человек приносил жертвы Богу, прося божество о примирении и прощении. В Жертве Христа перспектива меняется. Человек уже не тот, кто оказывает некое влияние на Бога, чтобы умилостивить Его, но наоборот, Бог ищет человека, чтобы тот прозрел от враждебного отношения к Богу. «Спасение начинается не просьбой человека о примирении, но просьбой Бога о примирении» (Г. Theissen - А. Мерц, Il Джезу Storico, Queriniana, Брешиа 2003 str.573). В этом свете становится очевидным высказывание апостола Павла: «Потому что Бог во Христе примирил с Собою мир» (2 Кор 5,19) и дальше «С Богом мы были примирены смертью Его Сына» (Рим 5,10)».

Мир приходит через Крест Христа, он рождается от него. Исходит с большого расстояния. На кресте Иисус разрушил преграду греха и вражды, которая мешала миру Божьему достичь человека. Основной источник мира – Троица. «O, Божественная Троица, – океан мира», – поет Церковь в одном из гимнов. По словам св. Дионисия Ареопагита, «Мир» – одно из имен Бога (О Божьих именах, XI, 1). Он сам мир, а также любовь и свет.

«Одна и, пожалуй, главная причина того, что современный человек чужд религии и веры, – обезображенное представление, которое он имеет о Боге. Это также причина угасшего христианства, лишенного размаха и радости и воспринимающегося более как обязанность, чем как дар. Я помню великолепный образ Бога Отца в Сикстинской часовне, покрытый темной патиной, когда я впервые увидел его, а после реставрации, – с яркими красками и точными линиями, такой, каким он вышел из-под кисти Микеланджело. Еще более важная реставрация образа Бога Отца должна состояться в сердцах людей и каждого из нас».
Какой образ Бога популярен сегодня, – спросил о. Канталамесса. Мы можем ответить себе, о чем думаем, когда в молитве «Отче наш» произносим: «Да будет воля Твоя»...

«Когда мы произносим эту молитву, обычно в резигнации склоняем голову в ожидании худшего. Бессознательно мы связываем с волей Бога всё неприятное и больное, то, что так или иначе калечит свободу, индивидуальность и развитие личности. Как будто Бог немного враждебен празднику, радости и удовольствию. Забываем о том, что воля Бога в Новом Завете называется «евдокия» (Еф 1,9, Лк 2:14), что означает отрада, доброта. Поэтому сказать: «Да будет воля Твоя», означает сказать: «Пусть Твой добрый план воплотится во мне». Как Мария говорит свое «Да будет», и как это сказал Иисус».

Затем, папский проповедник, как пример обесценивания образа Бога в человеческом сознании на пороге нового времени, привел несколько шокирующих слов, известного проповедника при французском королевском дворе XVII века. Жак Бенинь Боссюэ в проповеди в Страстную пятницу, сказал: «Иисус, Ты падаешь в объятия Отца, но чувствуешь непринятие, чувствуешь, что именно Он преследует Тебя, оставляет Тебя и давит Тебя безжалостной тяжестью своей мести... Это острый гнев раздраженного Бога. Иисус просит, но разгневанный Бог не слышит. Это справедливость Бога приносящего месть за оскорбления, которые Он получил. Иисус страдает, но Отец не дает себя успокоить» (Oeuvres завершения IV, Париж, 1836, стр. 365).

«Из этого явствует, какие формы представления образа Бога развивались в сердце человека. Бог, от которого веет страхом. Конечно, Божье милосердие не было забытым! Ему принадлежала возможность только смягчить справедливость. Действительно, на практике возникает зависимость любви от прощения. Бог прощает из любви и на основе нашего прощения, которое мы даем другим. Прости тому, кто обидел тебя, и Бог сможет простить тебе. И это, на самом деле, путь к отчаянию. Отношения с Богом стали своего рода торговлей, рыночными отношениями».

Основой всего этого – сказал о. Канталамесса, – является условие того, что отношения с Богом зависят от человека. Поэтому он не может предстать перед Богом с пустыми руками. Но это, скорее Бог закона, нежели благодати и, возможно, больше языческий бог.
В царстве благодати человек должен предстать перед Богом с пустыми руками. Единственное чего он должен держаться, – это Иисус, Его Сын.

«Давайте же сейчас, дорогие собратья, приступим к нашей повседневной работе с таким вопросом: «Какое понимание Бога, я ношу в своем сердце? Это светское? Или Иисуса?».
Так закончил о. Канталамесса первую проповедь Адвента, произнесенную в часовне Апостольского дворца Redemptoris Mater для Преемника Петра и членов Римской курии.

По мат. Ватиканского радио

По тропе служения Богу

 

Интервью с иезуитом, отцом Иосифом Шмидтляйном

- Дорогой отец Иосиф, Вы приехали в родную Караганду и нам хотелось бы узнать: какие мысли Вас посещают когда Вы возвращаетесь в эти места, когда приходите в храм Святого Иосифа?
- Это воспоминания, конечно, потому что я часто бывал в этом храме раньше. Теперь приезжаю редко, но тогда я здесь трудился. И когда учились в семинарии, мы почти на все каникулы приезжали и помогали. А до семинарии здесь служили министрантами. Конечно, когда шло строительство, мы помогали мало, но были в курсе дела. Тогда я не мог приезжать часто, потому что жил в поселке в 30-ти километрах от храма. А когда стал священником, сразу после семинарии меня направили служить в Караганду. Два с половиной года я был здесь викарием, а потом меня послали в Павлодар.


- Отец, расскажите о Вашей дороге к священству? Когда Вы поняли, что Господь Бог призвал Вас, кому первому Вы сказали что хотите стать священником? Поделитесь Вашими воспоминаниями.
- Ну конечно, с первым я говорил со священником Альбинасом Думбляускасом. Я уже плохо помню, возможно, это было в 1978 году. Потому что тогда о. Альбинас объявил, что если кто-то задумывается о призвании священства, пусть обратится и скажет. Тогда это и началось. Я, конечно, сильно сомневался и до, и после, так что чего-то сверхъестественного не было. Позже я поступил в семинарию в Риге. Но сначала, начали заниматься с настоятелем в Михайловке. Мы приходили к нему, а потом для нас, мальчишек, купили дом, чтобы мы могли там заниматься. Мы работали, а по вечерам учились, изучали латинский язык, что-то преподавал нам сам о. Альбинас, но только самое основное. Преподавателей здесь не было, а один человек не может объять все. Тогда о. Альбинас стал искать возможность для нашего поступления в семинарию. В то время в Советском Союзе было только две католические семинарии: в Литве и в Латвии. Как оказалось, что в Литве, а отец Альбинас сам был литовец, обучение было на литовском языке и принимали туда только тех, у кого была литовская прописка. Тогда отец поехал в Латвию, там уже перешли на русский язык и принимали студентов из Белоруссии и Украины. Сначала поступить не получилось, на второй год тоже отказ пришел. А потом о. Альбинас поехал в Латвию и, в то время в Ригу должен был приехать с визитом епископ из Германии (ГДР) и решили, что будет хорошо, принять в семинарию кого-то с немецким происхождением. Тогда у нас и появилась возможность.


- Сколько вас, студентов, было в семинарии? В каком году Вас рукоположили в священники? Где Вы отслужили свою первую Мессу?
- Когда я учился на 1-ом курсе, нас было 20 человек – это был самый большой курс. Потом латышей призвали в армию и нас стало меньше; потом добавили еще семинаристов, но, сколько я помню, нас всегда было около 30-ти человек. На старших курсах было мало учащихся, был курс, где училось только 5 человек, а одно время – всего трое. На других – чуть-чуть больше. Поэтому, когда приняли следующий курс и, нас стало 50 человек – это казалось очень много. Кажется, в то время власти ограничивали число поступающих в семинарии, а религиозные структуры старались выбрать лучших из кандидатов и не допустить специально подосланных людей. Так до нас это доходило.
Из-за того, что в Латвии не хватало призваний, в Риге ввели такое правило: что каждый, кто закончил семинарию, должен сначала два года работать в Латвии, а потом ехать по направлению. Это было справедливо, ведь они нас учили. В то время в Белоруссии и на Украине священников не хватало, поэтому некоторые просили, чтобы семинаристов отпускали сразу. И тогда уже смотрели на ситуацию и шли на уступки. Наш настоятель тоже поехал в Ригу и просил, чтобы меня отпустили сразу, потому что он был один, а людей и работы – много. Тогда меня отпустили, другие отцы Александр Кан и Иероним Мессмер остались в Латвии и работали там примерно год.
Меня рукоположили в 1987 году. А потом настоятель сказал, чтобы я нигде не служил, пока не вернемся в Караганду. И только спустя шесть дней, в субботу, я служил свою первую Святу Мессу.


- Какие воспоминания остались у Вас о первой Мессе в Соборе Святого Иосифа? Кто был проповедником на Вашем торжестве? Народа было много?
- Это было 6 июня 1987 года. О проповеди я уже ничего не помню, а вспоминаются, в основном, переживания и волнение. Люди были, конечно, не так много как на Пасху и Рождество Христово. Такие праздники привлекают больше народа, а про примицию объявляет священник, но приходят не все. В Караганде всегда было много прихожан, но особенно много людей приходило на Пасху, тогда они не помещались в храме и стояли снаружи у выходов (было три выхода). После моего возвращения из семинарии, я служил в Караганде до 1990 года.
В то время я был уже иезуитом, но не все было официально оформлено. Сначала сам отец Альбинас меня записал и, наверно, сама провинция – она тогда в Литве находилась. А уже потом все было оформлено официально. Некоторые считали, что у нас была плохая иезуитская формация, потому что мы учились не в специальной иезуитской школе, а в простой диоцезальной семинарии. Но мы не чувствовали какого-либо недостатка, потому что в Риге нам дали хорошие знания. Потом много сами читали, делали духовные упражнения, приезжали в Литву на реколлекции.


- Отец, расскажите, каким был приход Святого Иосифа во время Вашего служения, Вы тоже обслуживали поселки вокруг Караганды?
- В то время было много народа. Процессии с большим количеством людей. Тогда в Караганде проживало много немцев, наверно, большая часть наших прихожан были немцы. Польская Месса тоже была, но поляков было меньше, и жили они далеко: кто-то приезжал с центра города, кто-то с дальних районов. У Караганды, много городов-спутников: Шахан, Сарань и др., с этих мест тоже приезжали люди. Была и украинская служба. Молодежь хорошо общалась между собой и охотно участвовала в процессиях, которые часто организовывал отец Альбинас. Поддержку оказывали сестры: участвовали с девушками на адорациях, помогали с министрантами. Молодежи было много, но девчонок всегда больше, а ребят чуть меньше.
Отец Альбинас изредка ездил в село Киевка и я с ним один или два раза. Когда звали к больным – мы ездили к больным, а так чтобы обслуживать какое-то село регулярно, - не получалось. Отец Альбинас не часто посещал села, потому что здесь Месса была утром и вечером каждый день, а если венчание или похороны, то тогда еще и в обед. По воскресеньям служились четыри Мессы, поэтому у отца просто физически не получалось приезжать в села чаще, да и с властями конфликтовать не хотелось. У него был свой способ работы с людьми, он больше приглашал, чтобы люди сами приезжали в Церковь.


- Каким Вам запомнился отец Альбинас?
- Отец Альбинас был очень импульсивным, очень живым, порой даже резким, мог и поругать кого-то. Он был хорошим организатором, очень много работал и от нас требовал того же, был примером. При нем в храме всегда было чисто и красиво. Второй Ватиканский Собор отец Альбинас принял сразу и другим потом объяснял, и людей переучивал. И мы в этом участвовали.
Отец Альбинас сразу сделал алтарь лицом к людям. Только стоял алтарь наверху. Одна ступенька была для принимания Святого Причастия, потом еще три ступеньки и на самом верху находился алтарь. А так, как мы думали о семинарии, отец Альбинас брал нас с собой и мы стояли почти рядом со священником. Мы были почти на всех службах, выходных нам не давали, и так как отец был один, он даже сказал, чтобы мы помогали ему раздавать Причастие с самого 1-го курса семинарии.


- Какие у Вас воспоминания об отце епископе Хире? И когда Вы впервые встретились с ним?
- Конечно самые лучшие! Он сильно отличался от священника Альбинаса. Епископ Хира был очень деликатный человек. Он не был так связан с нами, как отец Альбинас, но у всех нас о нем сохранились самые лучшие воспоминания. У него были очень красивые проповеди, а в будние дни, когда проповеди не было, то казалось, что чего-то не хватает. И тогда, кто-нибудь из нас просил его прочитать проповедь. Епископа Хира уважали и молодежь, и наши родители. Его все очень любили. Отца Альбинаса тоже, но к епископу Александру было какое-то особенное отношение.
Я точно не помню, когда впервые встретился с ним, это было еще в детстве. Мы не лично встречались, а мои родители приглашали в поселок священников и он тоже был. Мы тогда жили в Сарани и, приблизительно, раз в три месяца к нам приезжал какой-нибудь священник, которого получилось пригласить, и служил Мессу. Иногда был и епископ Александр. В семью, у которой жил епископ, в Майкудуке, родители приезжали редко и в основном, заходили взрослые, а мы, дети, ждали.

- Кто был во главе стройки Кафедрального Собора в Майкудуке отец Альбинас или епископ Хира?
- У меня даже сомнений нет, – все организовывал отец Альбинас. Но он всегда приглашал епископа Александра, ведь это было общим делом. Да и мы все принимали участие в строительстве, каждый по возможности, но организаторской деятельностью и оформлением документов занимался отец Альбинас.
Отец Альбинас приехал в Караганду в 1975 году, а для строительства храма нужно было сначала получить разрешение. В 1977 году купили землянку, тогда, наверно, все и началось, хотя готовились к этому раньше. Тогда требования были такие: чтобы Церковь в высоту не превышала 7-ми метров и от школы ее не было видно. Из-за этого Храм строили вглубь, но, как говорил отец Альбинас, фундамент был заложен хороший, с расчетом на то, что храм при необходимости можно будет поднять выше.
Помню также участие так называемых «двадцаток», это было требованием государства и без этого нельзя было создать никакую общину. Собирали 20 человек, среди них выбирали председателя, всех записывали – так создавалась община. И только если двадцатка приглашала, священник мог приехать и служить им. У нас тоже была такая община.


- Расскажите о Вашей семье. Она всегда была верующей? Вы молились дома? Какой была Ваша жизнь?
- Да, у нас все были верующие. Нас с детства приучили молиться, чтобы дети собирались вечером и сами читали хотя бы небольшую молитву. Когда учились в разное время, то утром не получалось молиться всем вместе, зато на вечерней молитве обязательно собирались. Иногда вместе, иногда отдельно, но помолиться утром и вечером для нас это было обязательным. Иногда молились со взрослыми. А перед Рождеством Христовым и Пасхой к нам приходили родственники, две сестры нашего отца (у одной фамилия Бонт, а у другой – Дейтч), и тогда бабушка выделяла комнату для часовни. Позже в этой часовне нашей семье разрешили хранить Святое Причастие. Поэтому, когда приезжал священник, у нас было правило, что все должны исповедоваться. Тогда пару воскресений бабушка могла дать нам Святое Причастие. Но это было не всегда, и как я вспоминаю, только на Пост, в Адвент и в Рождественское время.


- Как звали Вашу бабушку?
-Елизавета. Девичья фамилия – Реш, а по мужу, как и у нас – Шмидтляйн.


- Отец Иосиф, откуда приехали Ваши родители?
- По отцу, они были с Кавказа. Их депортировали в Томскую область, кажется в 1941 году и, как мы слышали, их поезд потерпел крушение, люди в первых вагонах погибли, а родители находились в середине, поэтому им удалось выжить. В 50-ых годах из Томска переехали в Казахстан: сначала в Кустанай, а затем в Караганду. Родителей, еще в Кустанае, познакомила бабушка, а потом отец привез маму в Караганду.


- У вас не возникало проблем в школе, из-за того что вы верующие? Вы дома говорили на немецком языке?
- В школе об этом сначала не знали, но мы жили в одном поселке: кто-то кому-то сказал, кто-то что-то увидел. Особенно сильно это не скрывали. У нас в доме всегда были иконы и крест на кухне. Перед едой молились всегда, даже при чужих, у нас нельзя было сесть за стол без молитвы. Учителя разные были: кто-то, когда узнавал, ничего не говорил, но одну учительницу я помню. Однажды, когда я не выучил урок, она сказала: «Наверно много молишься?» – как будто упрекнула. Но может, и по нам замечали, потому что мы отличались от других.
Дома, наша бабушка заставляла всех говорить по-немецки, она даже родителей ругала, чтобы они с нами по-немецки говорили. И тогда мы все говорили по-немецки, а потом, все ровно переходили на русский.


- Была ли у Вас в те времена мечта, чтобы этот режим рухнул?
- Мы молодые были и не могли все так оценивать. Конечно, мы думали, что что-то изменится, но что именно так – не могли и представить.


- А Вы слушали радио «Свободная Европа» или что-то похожее?
- Нет, у нас в семье политикой мало интересовались. Родители от кого-то узнали, что есть «Радио Ватикана», его они пытались слушать. У нас было радио деревянное, желтое и, я помню, мы даже черточку поставили на той волне где было «Радио Ватикана». Трансляция была на русском языке, но слышно плохо, поэтому мы очень радовались, когда получалось что-то разобрать, даже настроение поднималось.


- Кто из Вашей семьи первым получил духовное призвание?
- Сначала сестры. Отец Альбинас приглашал сестер из Литвы одна из них, сестра Моника, осталась здесь. Потом приехали сестры из Белоруссии. Они жили рядом с отцом Альбинасом, в соседнем доме который отвели под монастырь. И когда мои старшие сестры подросли, они пошли туда.


- Отец, опираясь на Ваш большой опыт, как Вы считаете, в каком состоянии находится Церковь в Казахстане сейчас?
- Я думаю так: в Казахстане есть еще места, где Церковь находится не на таком хорошем уровне как в Караганде и Астане. Где верующие остаются забытыми. Это такие города как Усть-Каменогорск, Семипалатинск, Чу, Кызылорда, где ощущается нехватка священников. Усть-Каменогорск, Кызылорда – имеют обширные территории и один-два священника просто не успевают их обслуживать. Мне кажется, что нужно более равномерно проводить распределение, чтобы все желающие могли найти Церковь.

Беседовала М. Хлахулова

«Господи, я — Твоя, для Тебя я родилась,
что повелишь мне делать»
Св. Тереза Иисуса

Дорогие читатели «Кредо», позвольте мне поделиться с вами радостью некоторых даров Божьих, которые Господь уделил св. Терезе Иисуса. Думаю, будет приятно узнать некоторые факты истории и чудеса из ее жизни, особенно в этот благодатный год, когда весь наш Орден босых кармелитов и кармелиток празднует 500-летие со дня рождения нашей Святой Матери (28 марта 1514г.) (с 15.10.2014г. по 15.10 2015г.).
Наверное, для такого дела я не совсем подходящий исполнитель, «но было в сердце моем как бы горящий огонь, заключенный в костях моих, и я истомился удерживая его и не мог…» (Иер 20,9); и я решилась, наконец, похвалиться благодатью Божьей, данной нам в св. Терезе. Мы готовились к этому юбилею, читая ее труды, на протяжении 5-ти лет. Когда я стала углубляться в наследие святой Терезы, во мне все сильнее зарождалась гордость (в хорошем смысле этого слова) за мою Матерь-основательницу.

Один отец-кармелит (знаток св. Терезы) советовал нам: для того, чтобы лучше понимать харизму своих основателей, нужно не только читать их труды, но и труды тех, кто жил и общался с ними в то время. Одним из таких современников был о. Франциск Рибьеро, в своей книге «Житие святой Терезы Иисуса» он подробно описал жизнь и учение святой, а также ее почитание и множество чудес, испрошенных у Бога по ее заступничеству при жизни и после ее смерти. Так как материал для чтения велик, то пришлось выбрать лишь некоторые пункты, которые, как мне кажется, являются основополагающими в жизни св. Терезы:
1. Вера святой Терезы
2. Любовь к Богу
3. Любовь к ближним
4. Благодати и дары Божьи, уделенные ей при жизни
5. Чудеса и почитание после смерти

Не знаю, как у меня это получится, но попробую вкратце изложить то, о чем повествует о. Франциск Рибьеро в своей книге о св. Терезе Иисуса – 1-ой босой кармелитки из Авилы (Испания).


1. ВЕРА СВ. ТЕРЕЗЫ ИИСУСА
«Так как вера является основой всех добродетелей, то начнем с нее. В Терезе, настолько отрешенной от мирских вещей и трудившейся лишь для славы Божьей и блага душ, добродетель веры была действительно велика, это было видно из того, что:
1) Господь Иисус Христос, уделил ей сверхъестественную благодать, и она никогда не имела искушений против этой добродетели;
2) все монастыри, от первого до последнего, она основала для возрастания святой веры, дабы посредством непрестанной молитвы, практик покаяния и обращения сердца, помогать тем, кто ведет духовную борьбу с еретиками, и защищает святую веру и Церковь Христову.

Имея возможность частого общения с известнейшими богословами, она никогда не задавала им таких вопросов: «Как Бог сотворил это?» или «Каким образом это существует?». Тереза не желала знать этого, ей было достаточно думать, что это – дело Всемогущего Бога.
А какое благоговение св. Тереза имела к Пресвятым Дарам! Это проявлялось, например, в том, что когда она основывала новую обитель, сама мысль о том, что одной Часовней, в которой будут пребывать Пресвятые Дары, будет больше, приводила ее к неимоверной радости и побуждала к перенесению любых трудностей ради этого благого дела. Она очень огорчалась и принимала близко к сердцу все оскорбления, совершённые против Евхаристии, как неверными (еретиками Лютеранской Реформации), так и верными. Когда св. Тереза основывала монастырь сестер в Медине дель Кампо, она не могла спать, и несколько раз вставала ночью, чтобы охранять Пресвятые Дары, пока им не будет обеспечена безопасность. Много милостей уделил ей Господь и перед принятием Святого Таиства, и после него. Когда св. Тереза была монахиней в монастыре «Воплощения» (еще перед основанием новых обителей), она причащалась каждый день, и делала это по позволению нескольких известных и просвещенных священников, так как в то время часто приступать к Причастию было большой новостью. Но Господь дал ей понять, что Ему это приятно, освободив ее от утреннего недуга (по причине болезни каждый день утром и вечером ее рвало). К Алтарю Господню св. Тереза приступала с величайшей чистотой души, и если находила хоть один повседневный грех, исповедовалась заранее. Когда она имела какие-либо искушения или тревоги, то после Причастия всё умиротворялось, и много раз она была избавлена от своих недугов. Как пишет она сама о том, что именно испытывает ее душа пред сим великим Таинством Любви: «Когда я вижу столь Безмерное Величие Бога, сокрытое в малой Гостии, я в восхищении преклоняюсь пред сей непостижимой Премудростью и не знаю, как Господь дает мне силу и решимость приступать к Нему здесь, на земле..?». Она говорила, что «нельзя терять таких драгоценных мгновений близости с Иисусом Христом, когда знаем с точной уверенностью о Сущностном Его Присутствии в нас, покуда субстанция хлеба не растворится в нас. Надо, чтобы мы пребывали и общались с Ним еще некоторое время после Причастия, не занимаясь ничем иным. А если теряете эти драгоценные мгновения Присутствия Божественного Учителя в нас, то не сетуйте потом на медленное продвижение на пути своего спасения». С крепкой верой Тереза говорила: «Если при жизни Христа больные исцелялись от прикосновения к Его одежде, имея живую веру, как же можно сомневаться в том, чтобы и теперь Господь творил чудеса и уделял нам то, о чём просим Его, пребывающего во глубине нашего естества?». Когда Тереза слышала, как некоторые говорили, что хотели бы жить в то время, когда Иисус был на земле, то не понимала чего большего можно желать, если и теперь мы имеем Его в Пресвятых Дарах. И так, в течение многих лет, приняв Причастие, она находилась в таком состоянии, как если бы видела глазами своего Возлюбленного Учителя, входящего в ее келью.

Невозможно выразить и той радости, какую она испытывала в сердце, размышляя о том, что является дочерью Церкви. Особенно это было видно в последние мгновения ее жизни, в которые она часто с невыразимым счастием повторяла: «Господи, я дочь Церкви». Из этой живой веры вытекало не только ее глубочайшее уважение к Святым Таинствам, но и отношение к образам и ко всем благочестивым Церковным практикам, такие как: Литургия Часов, Розарий, коронки и т.д., которые она исполняла с величайшим благоговением.

А с какой верой св. Тереза Иисуса использовала освященную воду, даже трудно передать словами! Вот то, что она сама пишет: «Я много раз испытывала, как несравненна мощь святой воды, от чего бесы бы так быстро убегали и уже не возвращались. Сила воды сей должна быть очень велика... что же касается меня, то я, каждый раз, когда использую ее, испытываю особенное, ощутимое умиротворение и внутреннее удовлетворение, делающее душу мою сильнее, и я как бы обновляюсь во всей моей сущности, которое мне невозможно и описать...»
И еще немного важных советов, которые Наша Матерь давала своим дочерям: «Читая какую-либо книгу, слушая проповедь или размышляя о тайнах нашей святой веры, не утруждайте себя, не истощайте свой ум, вдаваясь во многие тонкости относительно того, чего вы по-настоящему не можете понять. Относительно же богословов, на которых Господь возложил обязанность объяснять нам истину, ясно, что они должны углубляться в нее и извлекают из этого великую пользу. Мы же будем в полной простоте принимать то, что Господь дает нам, и не будем утомляться в поисках того, в чем Он нам отказывает. Лучше будем радоваться, думая о том, что у нас такой великий Бог и Властелин, что в каждом его слове заключены тысячи тайн, из которых мы не понимаем даже азов...»

c. Агнеса,
босая кармелитка
Кармель - Караганда

Кто она?

ТЕРЕЗА ИИСУСА
(АВИЛЬСКАЯ) – ВЕЛИКАЯ
ТЕРЕЗА

К девяти часам вечера, незадолго до смерти, лицо Терезы чудесно просияло, и рука, державшая распятие, сжалась с такой силой, что отнять его так и не удалось. Она умерла, улыбаясь и как будто говоря с Кем-то, Кто наконец пришел: «О, Господь мой и Жених мой, пришел желанный час. Настало нам время увидеться. Настало мне время идти, настал час...».

Босые кармелитки всех монастырей рассказывали о чудесах, которые происходили повсюду, пока их Мать была при смерти. Но свидетелями самого трогательного чуда стали монахини в Альба де Тормес, где умирала Тереза. Перед окном кельи святой было маленькое засохшее дерево, которое никогда не цвело и не приносило плодов. И вот после той осенней октябрьской ночи, на заре все дерево покрылось белыми, как снег, цветами.
Католическая Церковь причислила Терезу Иисуса к сонму святых и провозгласила первую в истории женщину Учителем Церкви и учителем молитвы. Испанцы говорят о ней просто – Santa (Святая). Как первую женщину-писателя, ее наградили титулом покровительницы писателей испанского языка.

Тереза де Аумада родилась 28 марта 1515 года в благородной испанской семье во времена конкисты. Уже с детства проявлялись в ней вера и рыцарский дух семьи. Однажды она уговорила старшего брата Родриго отправиться в таинственную «мавританскую землю», чтобы претерпеть мученичество за веру и войти в жизнь вечную, которая уже тогда их сильно манила. Дяде, которому удалось отыскать детей, а потом и матери, которая их горестно укоряла, Родриго плача отвечал, что он послушался Терезу, но Тереза восторженно и упрямо отвечала: «Я хочу увидеть Бога!».

Шестеро ее братьев – молодых рыцарей – один за другим уехали за океан в открытый Христофором Колумбом Новый Свет. Она сама в возрасте двадцати лет, против воли своего отца, поступила в монастырь кармелиток в Авиле.
В 1562 г. св. Тереза вместе с несколькими сестрами и кандидатками решила возвратиться к более суровой жизни согласно традиции «отцов с горы Кармель». 24 августа 1562 г. она основала в г. Авила первую обитель босых кармелиток – созерцательный монастырь со строгим затвором.
Ее желанием было более радикально посвятить себя Богу ради спасения Церкви, переживающей раскол реформации, а также ради спасения народов, еще не знающих Христа (в Америке и на других материках). Тереза видела величайшую потребность, чтобы с духовно-материнской заботой окружить молитвой тех, кто «сражается на первой линии фронта»: Папу, священников, богословов и миссионеров и всех тех, к кому Бог их посылает. Она основала 17 монастырей босых кармелиток и с помощью св. Иоанна Креста положила начало мужской ветви босых кармелитов. Это единственный случай в Церкви, когда женщина основала не только женскую, но и мужскую ветвь ордена.
Святая Тереза умерла в монастыре босых кармелиток в Альба де Тормес 4 (15) октября 1582 года.

По просьбе своих духовных дочерей и в послушании исповедникам, святая наша Матерь Тереза написала четыре больших произведения: «Книга моей жизни», «Путь совершенства», «Внутренний замок», «Основания», несколько небольших нравоучительных сочинений и множество (около 2000) писем.
В своих трудах она опиралась на четыре благодати:
- опыт жизни, проникнутой присутствием Бога;
- понимание благодати присутствия;
- дар излагать это как устно, так и письменно;
- дар послушания писать это.

На основе материалов кармелиток
подготовила босая кармелитка,
Кармель г. Караганда

Отец Юрий Потерейко

Первый католический священник признанный Советской властью в Алма-Ате

Юрий Потерейко – греко-католический священник-редемпторист, родился 26 апреля 1914 года в селе Куликов Жолковского уезда на Львовщине. Его отец – Стефан Теодорович, был главой большой многодетной семьи, в которой из девяти детей Юрий был пятым ребенком. Детство мальчика проходит в родном селе, где он заканчивает семь классов народной школы. Затем поступает в ювенат (начальную семинарию) отцов-редемптористов в Збоисках, вблизи Львова, где учится в течение шести лет. В 1934 году Юрий Потерейко заканчивает гимназию и вступает в новициат редемптористов в Голосках, а через три года приносит вечные обеты.
В 1946 году, после ликвидации Украинской Греко-католической Церкви и ее насильственного воссоединения с Русской Православной Церковью, о. Юрий Потерейко, как не принявший этого слияния, должен был прекратить пастырскую деятельность. Он устраивается бригадиром на «Союзмаркштрест» в Львове.
11 апреля (или 3 июня) 1950 года о. Юрий Потерейко был арестован. Причин задержания священника было несколько. Первая заключалась в том, что он в 1946 году не согласился перейти в православие; вторая, – что продолжал отправлять богослужения в своем обряде в Галичине; а третья причина ареста в том, что во время обыска у него нашли книжечку Софии Русовой «Мои воспоминания», в которой она пророчески говорила, что «наступила великая буря, как гром, и революция произошла. Но она не удержится, она распадется». Этого Львовскому областному суду было достаточно, чтобы 25 августа (или 28 августа) 1950 года его осудили по ст. 54-10 ч. 2 УК УССР на 10 лет каторжных работ. Пять из которых о. Юрий отбыл в Коми АССР, работал в лесной промышленности вблизи населенного пункта Княж-Погост (в настоящее время город Емва в Республике Коми). Вместе с ним отбывали наказание немецкое и литовское духовенство. Украинских священников, или случайно, или намеренно, рядом там не было.
Через пять лет, когда в Советском Союзе к власти пришел Никита Хрущев, начался процесс по пересмотру дел и реабилитации жертв сталинского режима. 3 августа 1956 года о. Юрий Потерейко был освобожден из лагеря в Усть-Вымь. Он возвращается на родную Львовщину и в скором времени уезжает в Хмельницкую область, где сотрудничает с польским священником о. Грабовским (родом из города Познань), ведет службу в латинском обряде и тайно посещает близлежащие села и районы.
Такая деятельность не остается не замеченной. Вскоре на квартиру, где живет отец Юрий из специального ведомства приходит телеграмма. А при встрече, в ультимативной форме ему приказывают покинуть город, иначе угрожают арестом.
И здесь, возможно, вмешалось именно Божье Провидение. В последний день пребывания в Хмельницком священник получает письмо из Казахстана. Его написала девушка, которую о. Юрий когда-то исповедал перед ее приближающейся смертью. Но, как оказалось, девушка выздоровела и теперь приглашает своего духовника в Казахстан в город Чу.
Отец Юрий воспользовался приглашением этой девушки и ее семьи. Вместе со священником-василианином Антонием Станканинцем из Закарпатья, которого осудили на 25 лет ссылки, о. Юрий Потерейко совершал богослужения в местной часовне. Так прошло три года, но местные власти начали реформирование рабочих мест и о. Юрий переехал в Алма-Ату. Здесь в выходные и праздничные дни он нес духовную службу среди немцев в латинском обряде, а впоследствии и на немецком языке. Местные католики называли его патер Георг. В Алма-Ате в приобретенном доме отец Юрий Потерейко основал греко-католическую церковь. Но так как украинцев было мало, то отец Юрий практически 27 лет сначала тайно, а с 1975 года открыто отправлял богослужение немецким переселенцам, которые были ревностными католиками.
Как вспоминал о. Юрий Потерейко (патер Георг), на службы приходило от 150 до 200 немцев, поляков и ассирийцев. В церковь приносили крестить детей, молодежь охотно венчалась. Правда, местные власти требовали, чтобы священник доносил на верующих, но о. Юрий этого никогда не делал.

Отец Юрий Потерейко был одним из первого поколения священников в Казахстане и Средней Азии после строгого запрета Церкви с конца 70-х до конца 80-х годов. Католическая Церковь в Алма-Ате и, наверно, во всем Казахстане достигла своего наибольшего расцвета. Кроме Алма-Аты были открыты филиалы Церкви в районных центрах Иссык, Талгар и др. Общая численность прихожан достигла около тысячи верующих. В Алма-атинской церкви по воскресным и праздничным дням в Святой Мессе принимали участие 500 и более человек. Таинство Крещения, в то время, принимали и дети, и взрослые, и новорожденные, иногда целыми семьями. Кроме ежедневной подготовки и проведения Святой Мессы надо было готовить людей к принятию Таинств. По воскресным и праздничным дням священнику приходилось сидеть в исповедальне около двух часов до начала Мессы. Месса длилась полтора-два часа, а потом еще нужно было ехать в районные центры и посещать больных и престарелых.
До своего выхода на пенсию в конце 70-х годов, в будние дни о. Юрий Потерейко работал десятником (бригадиром) в строительной организации «Каздорпроект». И свой ежегодный отпуск проводил на Западной Украине. В это время он встречался со священниками-редемптористами: П. Дмуховским, Б. Репетило, Лебьяком... Вместе с ними ездил в Тернопольскую и Ивано-Франковскую области, помогая в апостольском труде.
В 1989 году, когда появилась надежда на легализацию Греко-католической Церкви в Галичине и потребность в священниках, о. Юрий Потерейко, после тридцатилетнего пребывания в Казахстане, возвращается на Украину. В 1990 году, в Тернополе, он помогает отцам при кафедральном соборе. А в июне 1991 г. возвращается в монастырь в Голосках. В этом монастыре о. Юрий Потерейко проведет остаток своих дней, отведенных Богом. Его земной жизненный путь завершится 16 ноября 1993 года.

Отец Юрий Потерейко был реабилитирован 29 ноября 1993 г. (ср. Франко П., Репресоване духовенство УГКЦ, (2-е изд. доп.) Львів 2008, с. 81-85, 209; «Кредо» (1995) № 1, с. 3; Gerwek J., Свидетельство. Страницы истории, «Кредо» (2002) № 87, с. 23.)

Е. Стариков

Св. Люция, дева и мученица
13 декабря (память)
Сиракузы, III в. – 13 декабря 304 г.


«Святая Люция, по всей видимости, обрела мученический венец в Сиракузах при императоре Диоклетиане. Она является одной из семи женщин, упомянутых в «Римском каноне». Ее почитание распространено повсеместно и засвидетельствовано документами V в. Один из антифонов литургии воспоминания ее мученичества прославляет ее как «sponsa Christi» (лат. «невеста Христова»)» («Римский миссал»).
Символ: глаза на блюде, лилия, пальма, свиток или томик Евангелия.

Покровительница: Сиракуз, слепых, окулистов, электриков; защитница от слепоты и голода.
Имя: лат. «светящаяся», «сияющая».

Источники наших сведений о жизни св. Люции – это латинский текст «Passio», повествующий о ее мученичестве, и более древний греческий текст «Maртирион» такого же содержания, называемый Пападопульским кодексом. Она родилась в Сиракузах в конце III в. в знатной христианской семье. Еще в детстве Люция лишилась отца и была заботливо воспитана матерью Евтихией, преподавшей ей христианскую истину. Красивая, умная и находчивая девочка, она любила размышлять над св. Писанием и регулярно участвовала в христианских богослужениях в сиракузских катакомбах. Вдохновленная любовью к Христу и примером первых дев-мучениц, она принимает решение посвятить себя Богу в обетах вечного девства.
Тем временем ее мать на протяжении многих лет страдала кровотечением, которое не поддавалось лечению несмотря бесчисленные и дорогостоящие попытки лучших медиков. Люция, заботившаяся о матери, однажды решила совершить паломничество в Катанию ко гробу святой девы и мученицы Агаты, чтобы просить там о чуде исцеления. Мать поддержала эту идею, и они отправились вместе. Там во время св. Мессы как раз читалось евангельское повествование о том, как женщина, страдавшая кровотечением, исцелилась от прикосновения к одеждам Иисуса. Вдохновленная этими словами, Люция сказала матери:
- Если ты веришь в то, что только что было провозглашено, то поверишь и в то, что у св. Агаты, пострадавшей ради Христа, есть беспрепятственный доступ к Его престолу. Если хочешь, с верой коснись ее гроба, и будешь исцелена.
И тут Люции явилась св. Агата:
- Сестричка моя Люция, посвятившая себя Богу дева, зачем ты просишь меня о том, что сама можешь сделать для твоей матери? Вот, она уже исцелена по твоей вере. Своей девственностью ты воздвигла святилище, угодное Богу, и я говорю тебе, что, как благодаря мне превознесся город Катания, так благодаря тебе украшен будет Господом город Сиракузы.
После видения Люция сказал матери:
- По ходатайству Своей невесты Агаты Иисус исцелил тебя, - и Евтихия вскоре почувствовала, что, действительно, излечилась. А Люция продолжала:
- Мне очень хотелось бы, чтобы с этой минуты ты перестала говорить мне о земном женихе, так как отныне я посвящена Иисусу. Лучше выдай мне то, что ты приготовила мне в приданное, чтобы я могла раздать это бедным.
- Мне не хотелось бы тебя огорчать, однако, с моим и отцовским имуществом ты можешь делать все, что пожелаешь, но только после моей смерти, - ответила Евтихия, но тут же была обезоружена словами дочери:
- Твое предложение не из самых угодных Иисусу. Отдай сейчас Ему в бедных то, с чем и так тебе придется расстаться в могиле.
Евтихию убедили эти слова, и Люция раздала все свое богатое имущество бедным и стала бедной ради Христа.
Но в то время свирепствовали жестокие преследования Диоклетиана, и один влюбленный в Люцию юноша в отместку за отказ выйти за него замуж выдал ее властям. Люция была арестована и приведена к префекту Сиракуз Паскасию, который велел ей принести жертвы богам.
- Чистая жертва пред Богом – это попечение о страдающих. Я отдала Богу все, что имела, и, поскольку у меня не осталось ничего, что можно было бы принести в жертву, я пожертвую саму себя, - услышал префект в ответ и рассмеялся:
- Прибереги этот вздор для глупцов, вроде тебя. А я исполняю распоряжения императоров.
- Ты соблюдаешь повеления императоров, а я – заповеди своего Бога. Ты трепещешь перед императорами, а я – перед своим Богом. Ты хочешь угодить императорам, а я – своему Богу. Ты не смеешь ослушаться императоров, так как же я могу ослушаться своего Бога? Делай, что хочешь, но и я поступлю по велению сердца!
- Ты растратила свое имущество с беспутными людьми, - сказал Паскасий.
- Я вправе сама распоряжаться своим состоянием, а мое тело не познало нечестия, - заявила юная дева.
- Ты – само олицетворение бесчестия, - воскликнул Паскасий.
- Бесчестие – это вы, о ком апостол говорит: «Развращаете души человеческие, чтобы они хулили Бога живого и служили дьяволу и ангелам его, пребывающим в тлении. Предпочитая мимолетные наслаждения благам вечным, вы лишаете себя блаженства вечного, - воскликнула на это Люция.
Префект был в гневе:
- Пытки заставят тебя замолчать!
- Никто не в силах заставить молчать слово Божье.
- Так значит ты - Бог?
- Я раба Бога вечного, Который сказал: «Когда приведут вас к сильным мира сего, не заботьтесь, что вам говорить, ибо не вы будете говорить, но Дух Святый, обитающий в вас.
- То есть в тебе есть Дух Святой?
- Апостол говорит: «Живущие целомудренно суть храм Божий, и Дух Святой обитает в них».
- Тогда я прикажу отвести тебя в позорное место, где тебя заставят жить в бесчестии, так что Дух Святой убежит от тебя, - усмехнулся Паскасий.
- Тело не может быть обезображено без согласия души: даже если ты вложишь в мои руки благовоние для жертвы, Богу известны мои помышления. Он испытывает совесть и ненавидит насилующих чистоту. Если ты повелишь, чтобы я претерпела насилие вопреки моей воле, мое целомудрие удостоится двойного венца, - отвечала Люция.
- Если не послушаешься меня, я применю к тебе жесточайшие пытки, - в гневе сказал гонитель.
- Ты не сможешь склонить меня ко греху: я готова к любым пыткам.
Тогда Паскасий приказал отвести Люцию в дом терпимости и изнасиловать. Но Святой Дух сделал ее недвижимой: напрасно солдаты толкали ее, валясь с ног от усталости; напрасно пытались тащить ее на веревке; напрасно привязывали ее к нескольким волам. Решив, что имеет дело с колдуньей, префект приказал покропить ее мочой, а маги стали призывать своих богов. В конце концов, разъяренный Паскасий спросил христианку:
- Люция, какую магию ты используешь?
- Это не магия; это сила Божья.
- Почему, хотя тебя и тянули с огромной силой, ты не сдвинулась с места?
- Даже если ты приведешь сюда тысячи солдат и волов, исполнится на мне слово Божье: «Тысяча падет слева от тебя, и десять тысяч – справа от тебя, но никто не сможет приблизиться к тебе».
Паскасий был в отчаянии, а Люция сказала ему:

- Несчастный Паскасий, зачем ты терзаешься, бледнеешь и мучишь себя? Ты смог убедиться в том, что я – храм Бога. Так поверь же и ты в Него.

Тогда гонитель приказал разжечь вокруг нее костер, но огонь не повредил ей. А Люция воскликнула:
- Я просила Господа Иисуса Христа, чтобы огонь не коснулся меня, чтобы придать верующим мужества в мученичестве, а неверующих избавить от ослепления гордыней.
Друзья Паскасия, чтобы заставить ее замолчать, вонзили ей кинжал в горло. Но перед смертью Люция успела еще произнести это пророчество: «Возвещаю вам, что вскоре будет дан мир Церкви Божьей. Диоклетиан и Максимилиан падут. И как город Катания почитает как свою покровительницу св. Агату, так и вы будете воздавать мне честь благодатью Господа нашего Иисуса Христа, соблюдая всем сердцем Его заповеди». Затем она опустилась на колени, приняла Евхаристию и испустила дух. Это было 13 декабря 304 г.
Тело св. Люции было погребено на месте ее мученичества, а в 313 г. здесь было воздвигнуто святилище в ее честь, куда стекались нескончаемые потоки паломников, желавших почтить ее мощи и получавших по ее заступничеству бесчисленные благодати. В 1039 г. останки св. Люции были перевезены в Константинополь византийским полководцем Георгием Миьяче. А в 1204 г., во время IV Крестового похода дож Энрико Дандоло перенес их в Венецию, где они и почитаются поныне.
Заступничество св. Люции многократно проявлялось как в Сиракузах, спасенных в определенные моменты своей истории (голод, землетрясения, войны), так и в других городах, таких как Белпассо (недалеко от Катании) и Брешия. Наряду с 13 декабря в Сиракузах с 1646 г. в первое воскресенье мая празднуется и иное торжество в честь св. Люции, учрежденное в память об очередном приписываемом ее заступничеству избавлении от сильного голода.


Культ
Культ св. Люции сразу же распространился по всей Церкви, сохранившись до наших дней. Древнейшим свидетельством о ее почитании является сделанная в мраморе греческая надпись IV в., обнаруженная в 1894 г. в сиракузских катакомбах, уступающих своей протяженностью только римским. В 384 г. св. Урс посвятил ей церковь в Равенне, а Папа Гонорий I - в Риме. Св. Григорий Великий составил чин богослужения и св. Мессы в честь св. Люции, введя ее имя в «Римский канон» и посвятив ей одну из часовен базилики св. Петра. Она упоминается в мартирологе св. Иеронима, в сакраментарии Геласия от св. Галла, в галло-сикульском часослове, в миланском и равеннском каноне. Св. Адельм посвятил ей поэму; св. Фома Аквинский цитирует ее в «Summa Teologiae»;св. Иоанн Дамаскин составил греческий чин богослужения в ее честь. Среди ее особых почитателей были св. Екатерина Сиенская, св. Лев Великий, св. Амвросий и Данте, восхваляющий ее в «Божественной комедии». По всему миру ей посвящено множество храмов; ее мощи окружены почитанием верующих, она вдохновляет художников. В северной Италии считается, что именно св. Люция ежегодно приносит детям рождественские подарки. В Швеции св. Люция глубоко почитается в лютеранской церкви, где ее имя окружено огромным благоговением, так что существует даже особый литургический чин.

Карло Фатуццо