ГЛАВНАЯ
СТАТЬИ
НОВОСТИ
ГАЗЕТА
ПРИХОДЫ
О НАС

Причащение в уста и на коленях  

Древнейшим способом уделения Причастия было, по всей вероятности, причащение верных на ладонь руки. История литургии показывает, однако, что очень скоро эта практика стала претерпевать изменения.
 
 
Еще в эпоху отцов зародилась и начала закрепляться тенденция ко все большему ограничению практики уделения причастия в руки в пользу причащения в уста. Причин подобного предпочтения было две: с одной стороны, здесь было стремление избежать потери евхаристических крошек, а с другой стороны, желание способствовать росту благоговения верных перед реальным присутствием Христа в таинстве.
 О традиции причащения только в уста свидетельствует и св. Фома Аквинский, который к тому же заявляет, что уделять Тело Господне может только священник с подлинным рукоположением. И тому есть несколько причин, среди которых ангельский учитель указывает на почтение к Евхаристии, к которой «не должно прикасаться ничто неосвященное: именно поэтому освящаются корпорал, чаша и руки священника, дабы он мог коснуться этого таинства. А потому никто иной не может коснуться последнего без особой необходимости: если, например, гостия упадет на землю или в иных подобных случаях» («Summa theologiae», III, 82, 3).
На протяжении веков Церковь всегда старалась выделить момент причащения особой атмосферой священности и высшего достоинства, неустанно стремясь выработать внешние жесты, которые наилучшим образом способствовали бы углублению понимания сакраментальной тайны. В своей пламенной пастырской любви Церковь заботилась о том, чтобы верные могли принимать Евхаристию с должным внутренним расположением, к которому относится и надлежащее внутреннее осознание и понимание реального присутствия Того, Кто принимается (ср. «Катехизис св. Пия Х», пп. 628 и 638). Среди жестов, подобающих причащению, Церковь установила и преклонение колен. Знаменитое изречение св. Августина, цитируемое и в «Sacramentum caritatis» Бенедикта XVI, гласит: «Никто да не вкушает эту Плоть (евхаристическое Тело), прежде ей не поклонившись. Ибо, не поклоняясь ей, мы согрешаем» («Enarrationes in psalmos», 98, 9). Поза на коленях выражает и питает это необходимое поклонение, предшествующее причащению евхаристического Христа.
В этом контексте в то время еще кардинал Ратцингер заявлял, что «причащение достигает своей глубины лишь тогда, когда оно поддержано и проникнуто поклонением» (“Introduzione allo spirito della liturgia”, “Cinisello Balsamo”, Сан-Паоло, 2001 г., с. 86). Поэтому он говорил, что «практика преклонения колен для святого причащения подтверждается много- вековой традицией и является особенно выразительным знамением поклонения, всецело соответствующим вере в реальное и субстанциальное присутствие Господа нашего Иисуса Христа под священными видами» (цит. в послании Конгрегации по делам Богопочитания и дисциплины таинств от 1 июля 2002 г.: EV 21, п. 666).
Иоанн Павел II в своей последней энциклике «Ecclesia de Eucharistia» писал в п. 61: «Относясь к Евхаристии со всем уважением, которого она заслуживает, и прилагая все усилия к тому, чтобы не затушевать ни одного ее измерения или требования, мы демонстрируем свое подлинное понимание величия этого дара. Нас призывает к этому непрерывная традиция, с первых веков видевшая христианскую общину бодрствующей в хранении этого "сокровища"… Не стоит бояться переусердствовать в заботе об этой тайне, потому что "в этом таинстве заключена вся тайна нашего спасения"».
Следуя учению своего предшественника, Святой Отец Бенедикт XVI с торжества Тела Господня 2008 г. начал уделять верным причастие прямо в уста и на коленях.
 
По материалам: www.vatican.va