ГЛАВНАЯ
СТАТЬИ
НОВОСТИ
ГАЗЕТА
ПРИХОДЫ
О НАС

Св. Симон Зилот и Иуда Фаддей, апостолы

По материалам www.santibeati.it

Праздник: 28 октября
Покровители: Симон – рыбаков;
Иуда - в безвыходных ситуациях.
Имена: Симон   «Бог услышал» (евр.);
Иуда   «ревнующий о Господе» (евр.).
Символ: Симон – лодка;
Иуда – лодка, посох, копье.
 
              Как ни странно, до нас дошли лишь весьма скудные, недостоверные и противоречивые сведения о жизни, благовествовании и смерти этих апостолов. Поэтому мы должны учитывать различные гипотезы, не доверяясь до конца ни одной из них. И, прежде всего, нам надлежит помнить, что, когда Иисус избирал апостолов, глядя лишь на сердце человека, то желал, чтобы они представляли различные течения иудаизма тех времен: от фарисеев до учеников св. Иоанна Крестителя, от зелотов до, скажем так, не слишком уж уважаемых людей, таких как мытарь, например.
              Впрочем, если говорить о Симоне, который в списке апостолов значится на одиннадцатом месте, то его изображение можно увидеть на множестве картин, рассеянных по всей Европе, а его имя всегда было окружено глубоким почитанием христиан.
              Чтобы отличить его от Симона Петра евангелисты называют нашего Симона Зилотом или Кананитом. Первое прозвище, возможно, указывает на его принадлежность к партии зелотов – консервативных поборников еврейских традиций, многие из которых вели вооруженную борьбу за свободу от иностранных завоевателей, а второе – на происхождение апостола из Каны Галилейской.
              Многие отождествляют его с родственником Иисуса – Симоном, братом апостола Иакова Младшего. После смерти последнего в 62 г. Симон возглавлял иерусалимскую Церковь вплоть до 107 г., когда претерпел мученическую смерть в Пелле, куда бежал вместе со своей общиной от второй Иудейской войны, разразившейся при императоре Траяне (53-117 гг.).
              Византийские авторы считали его одним лицом с Нафанаилом из Каны и распорядителем свадебного пира в этом же городе, а латиняне и армяне утверждали, что он проповедовал и претерпел мученическую смерть в Армении.
              Св. Фортунат, епископ Пуатье, сообщал, что Симон и Иуда Фаддеей были похоронены в Персии, что подтверждают и данные апокрифических Деяний апостолов, согласно которым апостолы претерпели мученическую смерть в персидском г. Суанир.
              Монах, живший в IX, утверждал, что гроб св. Симона находится на Кавказе в г. Никопсия, где в VII в. греки возвели церковь в его честь.
              В любом случае, мы можем быть уверенны в том, что Симон Зилот или Кананит был апостолом Христа и, как и другие ученики Господни, обошел со своим посохом ближние и дальние края, чтобы нести свет истины и возвещать благую весть среди язычников.
              В этом смысле его можно сравнить с неисчислимым множеством учеников христовых, которые во все времена с глубоким смирением и упорством трудились и трудятся поныне ради торжества Царствия Божьего, жертвуя порой собственной жизнью и обходясь при этом без шумихи и всеобщего признания.
              Св. Иуду нельзя путать с его теской, апостолом-предателем Иудой Искариотом, «сыном погибели». Наш сегодняшний герой   Иуда, брат Иакова, прозванный Фаддеем, что дословно означает: «человек с широкой грудью», т.е. великодушный.
              До того, как несчастный предатель сделал его столь отвратительным для нашего слуха, имя «Иуда» было одним из самых славных имен в еврейской истории. Его носил один из двенадцати сыновей Иакова, называемого также Израилем, и целое племя, на почве которого (в Вифлееме, в земле Иудиной) и расцвело впоследствии родовое древо Мессии.
              Не меньшей славой покрыли это имя Иуда Маккавей, герой еврейского восстания против Антиоха IV, и Иуда Святой – великий учитель веры. И, несомненно, под стать им был и апостол Иуда Фаддей, которого мы можем представить сидящим за одним столом с Искупителем бок о бок со своим теской Иудой Искариотом. Вот он спрашивает Иисуса: «Господи! что это, что Ты хочешь явить Себя нам, а не миру?”, а Господь отвечает: “Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим». И Господь отвечает ему: «Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим».
              Так Иуда Фаддей своим вопросом подвиг Иисуса преподать ученикам урок мистической любви, которая объединяет, в отличие от любви эгоистичной, которая разобщает.
              Позднее апостол напишет короткое послание, в котором будет порицать сеятелей раздора, называя их «безводными облаками, носимыми ветром; осенними деревьями, бесплодными…, свирепыми морскими волнами, пенящимися срамотами своими; звездами блуждающими, которым блюдется мрак тьмы на веки».
              «Это ропотники,   продолжает автор,   ничем не довольные, поступающие по своим похотям; уста их произносят надутые слова; они оказывают лицеприятие для корысти».
              Небольшое послание Иуды, «исполненное силы и небесной благодати», рисует перед нами образ строгого и мудрого наставника, с ревностью и любовью исполняющего миссию, вверенную апостолам Самим Иисусом.
И действительно, после вознесения наш герой, подобно своим собратьям по апостольскому чину, также отправился возвещать миру благовестие Христово. Согласно одним источникам, он проповедовал в Месопотамии, а согласно другим – в Ливии. В конце концов, удостоившись мученического венца, был погребен в Персии.
              «Золотая легенда» и «Римским мартиролог» ставят имена Симона Зилота и Иуды Фаддея рядом друг с другом. Как утверждается, они вместе проповедовали евангелие в Египте и Месопотамии, где, согласно некоторым авторам, гонители предали их ужасной смерти, распилив обоих пополам. Видимо поэтому они и почитаются как покровители всех тех, кто занимается резкой дерева, мрамора и любого камня вообще.
              Их праздник отмечается 28 октября, а в Венеции им посвящена церковь св. Симона Младшего.