ГЛАВНАЯ
СТАТЬИ
НОВОСТИ
ГАЗЕТА
ПРИХОДЫ
О НАС

о. Георгий Эглит 
Мария Путеводительница

В последних числах сентября Казахстан посетила одна из величайших святынь восточного христианства - образ Марии Путеводительницы. Десятки тысяч верующих нашей страны спешили в эти дни в храмы, чтобы почтить чудотворную икону, о которой и пойдет речь в той статье, которую мы предлагаем вниманию наших читателей ниже.
 
Не только верующие, но и неверующие знают, какое огромное и совершенно особое место занимает в вере и в жизни Церкви почитание Марии – Матери Иисуса Христа. С самых древних времен церковное Предание называет ее Божьей Матерью, Богородицей, Пречистой, Всесвятой. Одна из самых распространенных, чаще всего повторяемых церковных молитв величает ее «честнейшей херувим и славнейшей без сравнения серафим», то есть указывает, что ей подобает большая честь, чем херувимам, и что объята она неизмеримо большей славой, чем серафимы – так называет Св. Писание ангелов. Нет в Церкви службы, почти нет молитвы, в которой не упоминалось бы ее имя. И как не упомянуть и о том, что ничем иным не пронизано так все христианское искусство – как западное, так и восточное – как образом Матери с божественным Ребенком на руках. Этот образ видим мы сразу, входя в восточный храм, на самом почетном месте – около Царских врат иконостаса. Перед ним так привычно видеть море огней – горящих свечей. А если поднять взор выше – к куполу над алтарем, как часто в православных храмах, можно увидеть образ Марии, стоящей в самом центре, являющей как бы сердце всего мира, и надпись над этим образом: «О тебе радуется, Благодатная, всякая тварь». На одной только Руси существовало свыше трехсот так называемых чтимых или чудотворных икон Божьей Матери, то есть икон, окруженных исключительным почитанием. К ней неиссякаемой волной неслись молитвы, хвала, радость, просьбы о помощи, совсем особая любовь.
Одним из самых распространенных иконографических типов изображения Девы Марии является тип Одигитрия или Путеводительница. Одиги́трия (греч. ‘Οδηγήτρια – «указующая путь»). На иконе Отрок-Христос сидит на руках Богородицы, правой рукой Он благословляет, а левой – держит свиток, реже – книгу, что соответствует иконографическому типу Христа Пантократора (Вседержителя). Как правило, Богородица представлена в поясном изображении, но известны и сокращенные оплечные варианты (Казанская) или изображения в рост.
Характерной особенностью является положение руки Богородицы, указывающей на Богомладенца Христа. Тем самым символически отображается догмат о том, что спасение возможно только через воплотившегося Бога –Иисуса Христа.
С догматической точки зрения, основной смысл этого образа – явление в мир Небесного Царя и Судии и поклонение царственному Младенцу.
По преданию, самая первая Одигитрия была исполнена евангелистом Лукой, привезена из святой земли Евдокией, женой императора Феодосия, около середины V в., а затем помещена во Влахернском храме (по другим источникам – в храме монастыря Одигон, отчего, по одной из версий, и происходит название). Этот тип богородичных икон получил необычайно широкое распространение во всем христианском мире, а особенно в Византии и в России.
Древнейшие дошедшие до нас изображения Богородицы обнаружены в римских катакомбах и относятся исследователями ко II и III вв. Внешний вид Богородицы, помимо древнейших изображений, известен по описаниям церковных историков
По сказанию св. Амвросия Медиоланского, основанному на словах Дионисия Ареопагита и Игнатия Богоносца   апостолов из Семидесяти, Пресвятая Богородица, живя на земле, «была Дева не только плотию, но и духом, в сердце смиренна, в словах Богомудренна, в глаголании не скора; в чтении писаний неутомима, в трудах бодра, всем желала добра, не гнушалась убогаго, никому не посмеялась, вид ея был образом внутренняго ея совершенства. Все дни свои она обратила в пост: сну предавалась только по требованию нужды, но и тогда, как тело Ея покоилось, духом Она бодрствовала, повторяя во сне читанное, или размышляя о приведении в исполнение предположенных намерений, или предначертывая новыя. Из дому выходила только в церковь, и то в сопутствии родных. Впрочем, она хотя и являлась вне дома своего в сопровождении других, но лучшим стражем для себя была она сама; другие охраняли только тело ее, а нравы свои она блюла сама».
А св. Епифаний Кипрский и за ним Никифор Ксанфопул, жившие – первый в IV, а второй в XIV вв., упоминают на основании преданий, до них дошедших, даже о внешнем виде Девы Марии: «Вид лица ея был яко вид зерна пшенична, власа желтаго, очес острых, в них же зеницы подобны бяху масличнаго плода виду; брови ея наклонены и изрядно черны; нос не краток; уста, аки цвет розы; лице ни кругло, ни остро, но мало продолжено; руце и персты продолговаты; одежды ея бяху просты, якоже и ныне святый покров пресвятыя главы ея являет».
Св. Прокл, архиепископ Константинопольский (V в.), исчисляя лик святых, ублажает Пресвятую Деву особыми похвалами: «Все памяти святых – говорит он – достославны. Но ничто не равняется славой с торжеством Богоматери. Все святые видели Христа только в гаданиях, а она во чреве носила Воплотившегося. В мире нет ничего такого, что могло бы сравниться с Богородицей Марией. Человек! Пройди умом твоим все творения и смотри – может ли что сравниться или превзойти Пресвятую Деву Богородицу? Пробеги землю, осмотри море, исследуй воздух, углубись мыслью в небеса, испытай все невидимые силы, и скажи: есть ли другое подобное чудо во всех тварях? Небеса поведают славу Божию; ангелы служат Богу со страхом; архангелы поклоняются с трепетом; херувимы, не могущие зреть славу Божию, ужасаются; серафимы, летая окрест, не приближаются, но трепеща взывают: свят, свят, свят Господь Саваоф, исполнены небо и земля славы Его; воды не вынесли Его голоса (при укрощении бури на озере); солнце, не стерпев поругания Творца, затмилось; ад от страха изрыгнул мертвецов; заклепы адовы от одного взора Его сокрушились, - исчисли, человек, все чудесное и дивись превосходству Девы: Кого всякая тварь восхваляет со страхом и трепетом, Того она неизъяснимо приняла во утробу свою».
Пресвятая Богородица указывает нам путь ко спасению. Приняв на себя подвиг быть Матерью воплощенного Бога-Слова, она прошла весь путь до Креста и сама опытно узнала путь истинного спасения. Поэтому она и ходатаица наша и заступница и Путеводительница. Всякого прибегающего к Ней она не оставляет без ответа и материнской помощи. А ее удивительные иконы   знак ее пребывания с нами до скончания века.