ГЛАВНАЯ
СТАТЬИ
НОВОСТИ
ГАЗЕТА
ПРИХОДЫ
О НАС

Счастье начинается внутри
Нужно принимать себя такими, какие мы есть

Джон Пауэлл, из „Štestí začíná uvnitř“
 
Не является ли самопринятие всего лишь одним из проявлений самовлюбленности?
Есть такой инстинкт, который заставляет нас стыдиться, едва мы слышим, что должны любить себя. Мы испытываем врожденный страх перед самовлюбленностью. Не знаю, принято ли еще говорить о «главных грехах», но прямо в начале их перечня стояла гордыня. Впрочем, самое удивительное то, что самовлюбленность (или нарциссизм) здесь представлена как следствие ненависти к себе, а не любви. Самовлюбленный человек чувствует болезненную пустоту, которую старается заполнить бахвальством, спорами, стараниями убедить других в собственной ценности. У того, кто себя любит, внутренняя битва за самопринятие уже закончена. Орудия молчат. Тьма рассеяна. Боль, притягивавшая, как магнит, все внимание к себе самому, отступила. Наконец-то воцарился мир… и новая свобода выйти из себя к другим. Только те, кто сможет истинно и радостно принять себя, способны на неэгоистичную любовь и заботу о других.
Знаменитый психиатр Карл Юнг по этому поводу сказал: «Все мы знаем, как Иисус учил относиться к нашим наименьшим братьям и сестрам. Но что, если оказывается, что самыми меньшими и нуждающимися из этих братьев и сестер являемся мы сами?» Добрые и порядочные люди очень часто думают, что лучше быть разочарованными в себе. Но то, что предстает как «ангел света», в действительности является искушением. «Мне казалось, что я лучше, чем на самом деле» - такие мысли страшно угнетают, не дают поверить в любовь Бога к каждому из нас. Хотя разочарование в себе может казаться чрезвычайно смиренным и объективным, в действительности оно обесценивает опыт ощущения себя любимым и любое позитивное высказывание обо мне или моих успехах. Разочарование в себе самом тихо уводит меня от счастья, для которого я был сотворен.
На мой взгляд, и у пути гордыни, и у пути истинного смирения одна отправная точка: оба начинаются в тот момент, когда я с радостью осознаю собственную ценность и одаренность. Но затем добродетель и ее противоположность расходятся. Гордыня объявляет эту ценность и одаренность личным достижением, радуется похвалам и наслаждается лестью. Без признания и наград она одинока. Смирение же знает, что «у меня нет ничего, что не было бы мне даровано». Оно благодарно, и никогда не бывает жадным.
 
Препятствия на пути самопринятия
Один мудрый человек сказал как-то, что, если мы хотим найти адекватное решение проблемы, то должны дать ей точное определение. Итак, спросим себя самих: «Почему у нас возникают такие проблемы с самопринятием?» Дело здесь как раз-таки в том, что все мы страдаем комплексом неполноценности. Те, кто делает вид, будто не страдает им, просто притворяются.
Мы пришли в этот мир с вопросами, ответов на которые не знали. Чаще всего мы спрашивали: «Кто я?» Подсчитано, что с момента рождения и до своего пятилетия мы ежедневно получали в среднем 431 негативную информацию. «Иди отсюда». «Нет, ты еще слишком маленький». «Давай сюда! А то поранишься». «Опять ты устроил бардак» «Не шуми, у меня сегодня был трудный день». Один мой знакомый как-то поклялся, что до восьми лет думал, что его зовут «Петя-Нельзя». Не стоит и говорить о том, что это первое ощущение собственной ущербности остается в нас даже тогда, когда мы взрослеем.
Правда также, что препятствия на пути самопринятия у каждого из нас свои, у каждого своя история. Аргументы и причины, почему я не могу с полным правом любить самого себя, порой отличаются от аргументов и причин, почему вы не можете любить меня. Чтобы дать лучшее определение проблеме, выделим пять общих категорий, которые нам труднее всего принять. Что обычно мы принимаем легче всего? Продолжая читать эту книгу, постарайтесь разместить эти пункты в зависимости от того, какие из них доставляют вам наибольшие трудности, начиная с самых серьезных препятствий на пути самопринятия и заканчивая наименее значимыми:
- мое тело
- мой ум
- мои ошибки
- мои чувства и эмоции
- моя личность.

Принимаю ли я свое тело?
Внешний вид является первым и самым частым предметом внимания и сравнений. Именно поэтому для многих из нас он становится важным препятствием к самопринятию. Многие психиатры полагают, что физическая форма является важнейшим фактором человеческого самоуважения. Почти каждый из нас хотел бы изменить хотя бы одну какую-нибудь часть своего тела. Нам хотелось бы быть выше или ниже, иметь волосы погуще или нос поменьше. В одном тесте на самоуважение, который я читал когда-то, советовал встать во весь рост перед зеркалом. Далее предлагалось критически присмотреться к своему внешнему виду, осмотрев себя с разных сторон, а потом взглянуть на свое отражение и спросить: «Люблю я того человека, которым физически являюсь?» И красивые люди порой бывают некрасивыми. Итак, я должен честно спросить себя: «Как мой внешний вид влияет на мое самопринятие?» Все, кроме честного ответа, будет плохим началом.
Многие пластические хирурги предупреждают, что стоит пациенту устранить какой-то физический недостаток, он почти сразу же изменится и психологически. Чем лучше кто-то выглядит, тем легче открывается другим, тем он спокойнее и увереннее. Один ортопед как-то рассказывал мне, что посоветовал однажды своим престарелым пациенткам сделать макияж и причесаться. «Просто удивительно, как изменение внешнего вида прибавила им уверенности в себе и хорошего самочувствия»,   добавил он с улыбкой.
Еще одна важная сторона нашего физического самопринятия касается здоровья. Часто бывает, что сильные люди не отличаются крепким телосложением. А многие из нас из-за наследственных или каких-то других причин вынуждены жить с хроническим телесным недугом: слабые легкие или плохое зрение, гастрит, кожные заболевания, эпилепсия или сахарный диабет. И нужно без страха спросить себя, как эти физические недостатки влияют на наше самопринятие. И здесь также важно помнить, что единственным конструктивным началом будет абсолютная откровенность с самим собой. Только истина может освободить нас.

Продолжение следует.