ГЛАВНАЯ
СТАТЬИ
НОВОСТИ
ГАЗЕТА
ПРИХОДЫ
О НАС

 «Не бойся, малое стадо»

Беседовал Арман Нурланов 
 
В середине октября в Казахстане побывал епископ Влоцлавский (Польша) Веслав Меринг, известный у себя на родине тем, что стал одним из немногих представителей местной иерархии, открыто осудивших акцию рок-музыканта Адама Дарского. Напомним, 34-летний лидер группы «Бегемот», выступающий под псевдонимом Нергал (шумерский бог ужаса и разрушений), в 2007 г. публично разорвал Библию во время одного из своих концертов. И лишь в 2010 г. волна протестов, поднятая епископом Мерингом и его сторонниками, заставила власти выдвинуть против него обвинение в оскорблении чувств верующих.
– Вы впервые в Казахстане? Какова цель Вашего приезда?
В Казахстане я впервые, но к этой поездке, можно сказать, готовился давно благодаря встречам с митрополитом Томашем Пэтой, материнская епархия которого находится совсем не далеко от Влоцлавка. Мы виделись с ним несколько раз, и последнее важное событие с его участием – это встреча со всем клиром нашей епархии - более 350 священников - в рамках празднования 600-летия влоцлавского кафедрального собора, построенного в знак благодарности за победу над крестоносцами в XV в. И еще одна вещь, которая соединяет нас с Казахстаном – это статуя Скульской Богоматери Скорбящей, которая находится в церкви в Малиновке, на месте лагерей, унесших жизни множества женщин. Эта статуя – копия фигуры, давно почитаемой в святилище в Скульске и увенчанной Папой Иоанном Павлом II во время одного из его визитов в Польшу. Тогда вместе с оригиналом была увенчана и копия, которая поэтому почти так же ценна, как и оригинал. Митрополита Томаша очень заинтересовала эта копия, и мы решили, пойти ему навстречу.
Архиепископ Пэта приглашал меня сюда, и я решил послать сначала «на разведку» канцлера курии и своего епископского викария. И вот теперь, два года спустя, мы приехали втроем.
Зачем я приехал? Во-первых, чтобы увидеть, как живет местная Церковь. Мы в Польше не перестаем удивляться тому, что здесь, где столько лет господствовал атеизм, Церковь возрождается, растет, приобретает новых адептов, люди возвращаются к вере, которую когда-то исповедовали их родители, и это, конечно же, не может не радовать каждого христианина. Во-вторых, мне хотелось посмотреть, можем ли мы каким-то образом сотрудничать, чтобы научиться чему-то друг у друга и помочь друг другу.
В сравнении с Польшей Церковь в Казахстане – это «малое стадо», как сказал во время своего визита в нашу страну Папа Иоанн Павел II. Какое впечатление у вас сложилось о религиозной жизни в нашей стране?
Я здесь всего неделю, но это была необыкновенно насыщенная неделя. С самого раннего утра и до позднего вечера мы ездим по приходам и монастырям – как созерцательным, так и деятельным, встречаемся с различными христианскими община, посещаем кафедральные соборы… Мои впечатления? Я уже пробовал упорядочить их для себя, и, в первую очередь, должен сказать, что Церковь в Казахстане – это вполне нормальная живая Церковь.
Что значит «нормальная»? Нормальная Церковь – это такая Церковь, в которой представлены все поколения: и старики, и дети, и взрослые, и молодежь. На каждом богослужении – будь то в архиепархии астанинской, будь то в Карагандинской епархии – я вижу христиан всех возрастов. Здесь и дети, которые ждут благословения, и старики, которые говорят на этом своем прекрасном польском языке с восточным распевом, которого в Польше уже не услышишь. Для нас это живой отголосок того, что нам известно только из литературы, фильмов, рассказов, и чего на родине мы не встречали.
Одним словом, мы видим здесь нормальную Церковь, прекрасную литургию… Тот же русский язык (я уже говорил об этом раньше и буду всегда повторять это в Польше) никогда не ассоциировался у меня с литургией. Долгие десятилетия этот язык употреблялся скорее для уничтожения религии. А здесь мы вдруг слышим псалмы, песни, чтения, прекрасно звучащие на языке, который, как мне казалось, более служил борьбе с Богом, а не Его прославлению. И меня очень радует этот факт, еще раз подтверждающий, что для Господа нет ничего невозможного: то, что двадцать лет назад казалось совершенно невероятным, сегодня стало реальностью.
Так что Церковь в Казахстане – это, конечно, маленькая Церковь. Но она маленькая только количественно; качественно же она не отличается от Церкви в любом другом уголке мира. И еще одна уникальная черта поместной Церкви – это ее чудесное лицо Церкви вселенской, которая объединяет все языки, все расы. В местных храмах можно увидеть африканцев, азиатов, европейцев, немцев, поляков, людей других национальностей. И всех их собрала одна вера и один Бог. И это настоящее чудо. Такую вселенскость Церкви мы привыкли видеть где-нибудь в Риме, и вдруг видим то же здесь: у Церкви много лиц, которые обращены к одному Господу.
Вы были одним из тех немногих, кто открыто осудил поступок Адама Дарского, лидера польской рок-группы «Бегемот». Как Вы думаете, почему в современном мире Церковь и евангельские истины подвергаются столь ожесточенным нападкам?
Христос никогда не пользовался всеобщим признанием. Он был лучшим катехизатором, лучшим проповедником, лучшим наставником, но все же не смог привлечь на Свою сторону всех. Вера должна быть выбором человека. Это дар Божий, на который каждый должен дать ответ. Спаситель Сам предупреждал нас, что Он станет предметом пререканий, что, выбирая Его, человек должен быть готов понести крест. Нам трудно принять это даже теоретически, и уж тем более согласиться с этим практически. А потому мне кажется, что нет ничего странного в том, что Христа пытаются изгнать из жизни.
Ведь, помимо Бога, существует еще ангел зла, которого мы называем Сатаной и который стремится уничтожить связь между людьми и их Творцом. Он хочет заставить человека думать только о себе, о личной выгоде, о своих удовольствиях и наслаждениях. И именно это предлагают сегодня различные течения современной культуры и СМИ, которые, за малым исключением, борются с Иисусом. Не зря говорят, что в ХХ в. погибло больше христиан, чем за девятнадцать предыдущих столетий. Но эта ненависть, непримиримость в отношении Церкви и Евангелия парадоксальным образом подтверждает, что истина именно у Христа, потому что Его ненавидят за возвещаемую Им истину.
В чем эта истина? В том, что здесь, в этом мире, никогда не будет построено «царствие божье»   царствие, богом которого был бы человек. Нам не раз уже обещали сделать это. Гитлер утверждал, что построит тысячелетний рейх, Сталин заверял, что только коммунизм обеспечит человеку счастье и светлое будущее. Но и тот, и другой принесли смерть, унижения, страдания и ненависть к человеку. Христос говорит, что Царствие Его не от мира сего, и здесь его построить не удастся. Поэтому все эти светские режимы так не любят христианство.
Что Вы считаете самым важным в борьбе со злом?
В этой борьбе у нас есть только одно оружие – свидетельство об истине. Вот два ключевых слова: истина и свидетельство. Можно проповедовать абсолютно верные истины, но нужно еще и подтверждать их своей жизнью. Здесь должно быть абсолютное согласие: свидетельство об истине. Спокойно и бескомпромиссно проповедовать истину так, как желал того Христос. Сегодня у некоторых людей даже внутри Церкви можно видеть склонность приспосабливать эти истины к себе, возвещать не все Евангелие, а только часть его, удобную для меня. Это одно. А другое – то, что никакие идеологии, никакие самые прекрасные слова, никакие тонкие теории не смогут научить любить. Только человек может научить этому человека. Все амвоны мира ни к чему, если за ними не стоят свидетели Евангелия Христова.
Конечно, это трудная задача, потому что это – призыв к радикализму. Но именно к такому радикализму призывает нас Иисус, говоря нам: «Будьте святы». И ты, и я, и он, и она – каждый должен быть святым, потому что нет иного выхода. Чтобы убедить мир и людей, мы должны свидетельствовать о евангельской истине собственной жизнью.
А как Вам кажется, почему среди католиков в наши дни так мало отважных защитников нравственного учения Церкви и Христа?
Наверное, как раз-таки потому, что свидетельство, которое мы должны давать, многого требует от человека. С одной стороны, сознание того, что нравственная жизнь христианина предполагает требования, обязательства, при тягивает внимание. Люди смотрят на нас и думают: «Почему этот человек не крадет, не обманывает? Почему он, ссорясь со своей женой, не думает о разводе?» Это беспокоит и привлекает окружающих. Но, с другой стороны, самому христианину бывает нелегко. Все вокруг крадут, обманывают, разводятся, убивают нерожденных детей, и он спрашивает себя: «Почему я должен быть другим?» И порой бывает, что человек предпочитает более легкий путь. Христианство предполагает определенные требования. Но Христос никогда не покидает нас и помогает нам посредством Своих таинств, общины Церкви, где мы видим людей, живущих так же, как мы. И мне кажется, что именно в том усилии, которого требует христианство, следует искать причин поражения отдельных людей. Потому что по своей природе мы склонны к жизни легкой и комфортной, а Иисус повелевает нам побеждать самих себя.
Вдобавок, следует учитывать и то, что СМИ сегодня пропагандируют антихристианский образ жизни. Почти невозможно найти сегодня фильм, книгу, произведение искусства, которые бы прославляли или представляли в выгодном свете самопосвящение, жертвенность, великодушие, прощение, милосердие. А потому человек, не имеющий тесной связи с Церковью, чувствует себя одиноким в своем христианстве и опускает руки.
В Караганде Вы молились у гроба о. Владислава Буковинского. Что связывает Вас с этим истинным апостолом Казахстана?
О. Буковинский известен мне только по памятникам, воспоминаниям и литературе. Еще не так давно лишь изредка приходилось встречать какие-то упоминания о нем. Еще в начале моего священнического пути я впервые услышал эту фамилию. А сегодня о нем говорят все больше и больше. Что меня лично привлекает в этом человеке? Он как раз-таки сделал то, что так тяжело для человека и о чем мы только что говорили: он предпочел остаться здесь, в стране, где отношение к христианству было далеко не благосклонным, чтобы быть со своими людьми, со своими верными, совершать таинства, возвещать слово Господне и разделить участь своей паствы. Это настоящий вызов для каждого человека в сутане, для каждого сознательного христианина. Поэтому пример о. Буковинского будет актуален всегда; образ этого священника со временем будет только расти в глазах потомков и никогда не исчезнет в забвении.
Есть ли такие священники из Вашей епархии, которые работают на миссии, в том числе и на территории бывшего Советского Союза?
Да, группа наших священников работает на миссии, но преимущественно в соседних странах, таких как Украина, Белоруссия, Чехия. Впрочем, здесь, в Казахстане, тоже трудится пара моих учеников, например, о. Цезарий Комосинский. Конечно же, когда они приезжают на родину, мы встречаемся, как минимум, раз в полгода. Миссионеры рассказывают о своей работе, а епархия старается поддерживать их.
В таком случае, не побуждает ли Вас чувство вселенскости Церкви послать больше священников в Казахстан, чтобы помочь местной общине верующих?
Это как раз-таки одна из причин моего приезда сюда. Мне хотелось лично побывать здесь, чтобы потом мочь говорить священникам: «Я был там, я знаю, а потому, если кто-то хочет, то прошу». Я никого не могу заставить отправиться сюда, потому что это не принесет желанных результатов. Но я могу предложить священнику, сказать ему: «Послушай, ты очень нужен там. Там люди ждут тебя, там епископы нуждаются в тебе. Там у тебя будет работа». И, конечно же, я буду говорить об этом.
Уже готовится обширный отчет об этой поездке, который священники, без сомнения охотно прочитают. Вряд ли кто-то приедет уже в следующем году. Но через два-три года, надеюсь, и здесь, в Караганде, и в Астане будут работать наши отцы.
И в заключение, что вы хотели бы пожелать католикам Казахстана?
Мне хотелось бы повторить слова Господа и Иоанна Павла II: «Не бойся, малое стадо!» С таким призывом Иисус обращался к апостолам. Только подумайте: их было всего двенадцать, и перед ними был весь мир, который еще совсем не знал Спасителя. А в Казахстане вас, все таки, во много раз больше! И пусть порой в сердце прокрадывается страх. Но Христос – это источник надежды и мужества. «Не бойся, малое стадо! Я победил мир!»
Когда в Польше мы начинали борьбу с Нергалом (псевдоним Адама Дарского), то тоже казалось, что один единственный епископ тут вряд ли что-то может сделать. Но десятки сотни тысяч людей поддержали этого епископа. И точно так же будет здесь: порой Евангелие распространяется с большим трудом, но в какой-то момент наступает прорыв, и оно разносится, как пожар. Нужно только уповать, надеяться на Господа и помнить, что мы служим добру.
Божьего благословения всем!