ГЛАВНАЯ
СТАТЬИ
НОВОСТИ
ГАЗЕТА
ПРИХОДЫ
О НАС

«Завещание» св. Бернадетты Субиру в театре «АРТиШОК»
о. Элиот Марецки офм

В ноябре месяце я был приглашен в алматинский театр «АРТиШОК». Само название подсказывало, что характер этого маленького театра особенный… В этот день я был в качестве зрителя на вечере чтений литературного проекта «Вслух: На всю голову». В рамках этого проекта, по словам самого организатора, предполагалось чтение «диких, странных и ненормальных» текстов. Выступающих молодых людей было девять. Актёрские способности и поэтические переживания чтецов действительно могли удивлять. Откровенно говоря, для меня эти тексты показались и в правду довольно странными.
Предпоследней выступила наша прихожанка, Зарина. Она коротко сообщила сидящим в зале, что молитва, которую она прочитает, носит название «Завещание», и принадлежит Бернадетте Субиру – девочке из французского города Лурд, к которой на протяжении нескольких лет являлась Богородица. Впоследствии Бернадетта стала монахиней и была признана святой Католической Церкви.
В театре стало очень тихо… После этого Зарина вслух перекрестилась и, стоя на коленях, прочитала слова «Завещания»:
 
«За нищету, в которой жили папа и мама, за то, что ничего у нас не получалось, за разорение мельницы, за то, что я должна была смотреть за детьми, стеречь сад, за вечную усталость... благодарю Тебя, Иисусе.
Благодарю Тебя, Боже мой, за прокурора и за комиссара, за жандармов, за суровые слова отца Пейрамалъ...
За те дни, когда Ты приходила, и за те, в которые Ты не пришла – только в раю смогу я отблагодарить Тебя, Мария. Но и за полученные пощечины, за насмешки, за оскорбления, за тех, которые считали меня ненормальной, которые подозревали меня в обмане, в том, что я на этом наживаюсь... благодарю Тебя, о Матерь моя.
За орфографию, которой я никогда не знала, за память, которой у меня никогда не было, за мое невежество и глупость благодарю Тебя. Благодарю Тебя, ибо если бы был на свете ребенок еще более невежественный и глупый, Ты бы избрала его...
За то, что мама моя умерла вдали от меня, за ту боль, которую я испытала, когда мой отец, вместо того, чтобы обнять свою маленькую Бернадетту, обратился ко мне «сестра Мария Бернарда»... благодарю Тебя, Иисусе.
Благодарю Тебя за то, что Ты дал мне столь нежное и чувствительное сердце, а потом наполнил его горечью...
За то, что мать Иосифея объявила во всеуслышание, что я ни к чему не пригодна, благодарю... за насмешки матери наставницы, за ее суровый голос, ее несправедливость, иронию, за хлеб унижения... благодарю. За то, что я была такой, что мать Тереза могла сказать обо мне: «Никогда не позволяйте ей чересчур много»...
Благодарю за привилегию непрерывной критики моих недостатков, настолько, что прочие сестры говорили: «Как хорошо, что я не Бернадетта».
Благодарю за то, что я была Бернадеттой, которой грозили тюрьмой за то, что я видела Тебя, Мария. Бернадеттой, столь жалкой и невзрачной, что, увидев ее, люди удивлялись: «Так это она и есть?», Бернадеттой, которую люди разглядывали словно диковинного зверька.
За жалкое, гниющее тело, которое Ты дал мне... За эту болезнь, жгущую словно огонь и дым, за мои сгнившие кости, за пот и жар, за тупую и острую боль... благодарю Тебя, Боже мой.
И за душу, которую Ты дал мне, за пустыню внутреннего холода, за Твои ночи и Твои молнии, за Твое молчание и Твои громы, за все. За Тебя - когда Ты был рядом, и когда Тебя не хватало... благодарю Тебя, Иисусе».
 
Весь зал будто бы застыл от изумления: ни шёпота, ни звука, ни шороха... Театр «АРТиШОК», чья стихия состоит в том, чтобы удивлять и впечатлять зрителя, в этот самый вечер, казалось, сам был ошеломлен духом Евангелия и его парадоксов. Да, прозвучал «ненормальный» текст, его необычайность состоит в искреннем благодарении за все тяготы и невзгоды, которые суть щедрые дары Господа. Несмотря на непростое для обыденного зрителя содержание зачитанного, я уверен, что среди присутствующих нашлись те, кто увидел в нем настоящую красоту христианской веры.