ГЛАВНАЯ
СТАТЬИ
НОВОСТИ
ГАЗЕТА
ПРИХОДЫ
О НАС

ГОМЕОПАТИЯ как духовная опасность

 

Гомеопатия (от греч. ὅμοιος – подобный и πάθος – болезнь) – вид альтернативной медицины, предполагающий использование сильноразведенных препаратов, которые, предположительно, вызывают у здоровых людей симптомы, подобные симптомам болезни пациента. Концепция лечения по псевдонаучному принципу «подобное подобным» (лат. similia similibus curantur) противопоставляется гомеопатами принципам рациональной фармакотерапии. Основоположник учения и автор термина – немецкий врач Христиан Фридрих Самуэль Ганеман (нем. Christian Friedrich Samuel Hahnemann; 1755 – 1843).

 

 

Гомеопатия как псевдонаука

 

Научное сообщество расценивает гомеопатию как мошенничество, ссылаясь на отсутствие научных основ этого метода лечения болезней. Теоретическое обоснование гомеопатического принципа не соответствует научным представлениям о функционировании здорового и больного организма, а осуществлённые клинические испытания гомеопатических препаратов не выявили различий между гомеопатическим лекарством и плацебо. Тривиальные вычисления показывают, что в препаратах с разведениями 12C и выше вероятность наличия хотя бы одной молекулы действующего вещества близка к нулю.

 

Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) предостерегает от гомеопатического лечения инфекционных и любых других серьезных заболеваний. Как отмечают эксперты этой организации, «использование гомеопатии не имеет доказательной базы, а в тех случаях, когда применяется в качестве альтернативы основному лечению, оно несет реальную угрозу здоровью и жизни людей».

Комитет по науке и технологии британского Парламента в феврале 2010 года издал 275-страничный документ о проверке доказательной базы гомеопатии. Согласно выводам Комитета, государственная медицинская страховка не должна покрывать гомеопатическое лечение, так как «систематическая оценка и мета-анализ окончательно демонстрируют, что гомеопатические продукты работают не лучше плацебо».

 

Комитет также указал Агентству по контролю за лекарственными препаратами и здравоохранением, что не стоит лицензировать гомеопатические препараты, поскольку это создает у публики иллюзию, что ей предлагают действительно актуальные лекарственные средства. Среди выводов документа содержатся также оценки базовых принципов гомеопатии, согласно которым, принцип «лечения подобного подобным» не имеет теоретического основания и не способен обеспечить обоснованный режим терапевтического применения гомеопатических продуктов. Сама же идея того, что при сверхсильном разведении сохраняются следы растворенных веществ, с научной точки зрения несостоятельна.

 

Знаменательно, что фирмы и аптеки, занимающиеся сбытом гомеопатических средств, не имеют, по нашим данным, ни малейшего представления о научной критике гомеопатии. Медицинский факультет Берлинского университета имени Гумбольдта о гомеопатии высказывается следующим образом: «На основании научных исследований установлено, что гомеопатия ни клинически, ни профилактически не подлежит применению в случае тяжелых, особенно органических заболеваний» (1958). Этого же мнения придерживаются современные медицинские факультеты и университеты.

 

Только плацебо? Гомеопатия как проявление медицинского оккультизма

 

В мире существует оккультная медицина, которая опасна для духовного здоровья человека. Она является одним из видов оккультизма.

 

Известный ученый, директор Института Судебной Медицины профессор О. Прокоп уже в 1971 году возникающее временное облегчение у пациента вследствие использования гомеопатических средств объяснял оккультным действием.

Как пишет Прокоп: «В гомеопатии еще жив оккультный дух Парацельса, подчеркивает Aschner. Oosterhuis в монографии под примечательным заголовком «Парацельс у Ганемана» указывает на тесную духовную связь между основателем современной гомеопатии и Парацельсом. При этом не может быть никакого сомнения в том, что многие рецепты Парацельса и часть его теоретических воззрений заимствованы им у Агриппы Неттесгеймского (Agrippa von Nettesheim автор Occulta Philosophia), собравшего громадное количество «симпатических» рецептов своего времени».

Оккультный и сектантский характер гомеопатии прослеживается на протяжении всей ее истории. Это видно уже из стараний большинства гомеопатов придать ей вес в глазах других сектантских групп. Поскольку эти группы встречают среди окружающих отрицательное отношение к себе, они объединяются с гомеопатией для взаимной помощи. Главная поддержка исходит от теософов и антропософов (Р. Штейнер (нем. Steiner) и др.), так как они, подобно гомеопатам, спекулируют на таинственных силах космической природы и, основываясь на своих тезисах, доказывают действенность гомеопатических средств (Schwenk), причем демонстрируют такую смесь христианских и буддийских воззрений с неправильными представлениями о физических силах, что в итоге образуется совершенно невразумительная система, не имеющая уже ничего общего с естествознанием.

Вся теософия – основанная Е. Блаватской – проникнута идеями Ф. А. Месмера, и очень вероятно, что С. Ганеман тоже испытал сильное влияние месмеризма. Во всяком случае, его ярые приверженцы Lutze, Altschul и др. были более или менее открытыми сторонниками учения Reichenbach, имеющего прямое отношение к месмеризму (ср. «Электрогомеопатия» Mattel). Влияние Ф. А. Месмера отчетливо видно в работе С. Ганемана «Хронические болезни, их своеобразная природа и гомеопатическое лечение» (1828).

Насколько другие медицинские секты чувствуют свою связь с гомеопатией (например, глазная диагностика, радиоэстезия, хиромантия, астрология и т. д.), их мы обсудим еще в другом месте.

Эти секты имеют явно выраженный оккультистский, эзотерический и даже религиозный характер, но их содержание скорее представляет интерес для психиатров. Таким образом, гомеопатия вовлечена в магию, спиритизм (то есть эзотеризм) и оккультизм с самого начала.

Не случайно многие гомеопаты это эзотерики или практикующие оккультисты. Множество книг о паранормальных альтернативных практиках соединяют эти терапии с эзотерической мыслью (что можно заметить в польских книжных медицинских магазинах, которые эти идеологии незаконно и безнаказанно рекламируют). «Тем самым эзотерическая медицина, несмотря на противоположные заверения некоторых целителей, стала в нашей культуре важным предвестником новой религиозности» (Bittner, Pfeiffer, 1996, 38)

 

Впрочем, доктор А. Voegeli, известный врач-гомеопат подтверждает тот факт, что большой процент гомеопатов использует в своей работе маятник. Также существуют группы, в которых поиски происходят во время спиритических сеансов, с помощью медиумов, которые просят информацию относительно гомеопатии у призванных духов.

Впрочем, самый большой современный медиум и спиритист Эдгар Кейси (англ. Edgar Cayce) поддерживал гомеопатию, получая в трансовом состоянии объявления ее употребления. Также гомеопатия неслучайно является основанием «лечащей» практики в Нью-Эйдж.

 

 

Душпастырские оценки
христиан

 

В Казахстане живет около 25% православных. Обратимся сначала к их мнению. Православные отрицают гомеопатию на официальном уровне, – этот вопрос обсуждался на заседании Церковно-общественного совета по биомедицинской этике. Одним из критиков гомеопатии является председатель Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при МЮРФ, заведующий кафедрой сектоведения ПСТГУ, профессор Александр Дворкин – мой хороший знакомый, с которым я во многом согласен.

По мнению врача, священника больничного храма Новосибирской областной клинической больницы Евгения Самойлова, «эффект от лечения телесных недугов с помощью гомеопатии основан на действии темных сил и самовнушении (плацебо), поэтому очевидна несовместимость православного вероисповедания и гомеопатии. Механизмы фармакодинамики гомеопатических лекарственных веществ не изучены. Широкое распространение оккультного лечения «гомеопатия» стало возможным по причине слабой информированности и малодуховности общества. Благословения православными священниками на занятия гомеопатией, возможно, являются их заблуждением».

Доктор медицинских наук иеромонах Анатолий (Берестов), профессор, руководитель Душепопечительского Центра во имя св. праведного Иоанна Кронштадтского, так сказал в одном интервью:

«Врач-гомеопат, хочет он того или не хочет, СЕЕТ МИСТИЧЕСКИ-ОККУЛЬТНЫЙ ВЗГЛЯД на мир и место болезней в жизни человека, и этот грех велик, даже если он и невольный. Для болящего человека, ничего не знающего о тайнах гомеопатии, вроде бы нет большого греха в том, что он принимает дар своего выздоровления из рук гомеопатов и посредством неких потенцированных препаратов. Быть обманутым, конечно, неприятно, но если Господь попускает такое выздоровление, то и слава Богу. О том, что гомеопат лукавил, говоря о высокой эффективности именно данной потенции, больной, возможно, никогда и не узнает. Поэтому для лечащегося сей грех, скорее грех неведения и глупости, чем идолослужения и приема в пищу идоложертвенного, чего нельзя сказать о самих гомеопатах, ибо они обязаны ведать, что творят».

 

Многие католические священники тоже видят у лечащихся грех идолопоклонства, который всегда имеет серьезные последствия. Все польские католические экзорцисты открыто выступают против гомеопатии, основываясь на собственном опыте.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что констатируется происхождение духовых проблем из-за употребления гомеопатических средств. Это подтверждают как католические, так и протестантские экзорцисты во всем мире.

 

Гомеопатия, якобы помогая, может быть опасна в более существенных сферах, духовных и внутренних, особенно, если она вмешивается во внутреннюю духовную жизнь своеобразно её интерпретируя (не по-христиански).

 

 

Открытое письмо польских врачей

 

Многое объясняет свидетельство бывших врачей-гомеопатов из Польши.

Они пишут: «Мы, врачи, исследовали гомеопатию как в результате прохождения множества курсов, так и на практике. Эта деятельность, однако, спровоцировала много глубоких и негативных изменений в нас самих, в нашей семье, а также у детей, которых мы лечили гомеопатическими препаратами. Поэтому после подтверждения наших предположений путем духовного распознания, мы решили оборвать все связи с этой методикой как принципиально оккультной и не натуральной. Мы уничтожили имевшиеся у нас лекарства, книги и записи. Стараемся и дальше со смирением исполнять наше врачебное призвание, предупреждаем сотрудников и сотрудниц, – мы были среди вас. Но теперь, приглашаем отойти от методики, которая, несмотря на множество внешних проявлений, остается научно необоснованной и использует силу, действие которой в природе неизвестно. Опыт многих людей подтверждает, что употребление гомеопатических средств, может навредить пациентам в самой важной сфере их жизни.

 

С уважением

Галина и Мирослав Богуш

 

o. Александр Посацки
доктор богословских наук
кандидат философских наук
 
Перевод: с. Марина Юрченко